Как вы возможно заметили, в этой стране иногда происходят кризисы. Это было в 1998, 2008, происходит и сейчас. У меня есть некоторая практика, которой я хотел бы поделиться на первое апреля, чтобы ее не воспринимали слишком серьезно.
Многие из нас хотят передвигаться на личном автотранспорте. Хотя на такси дешевле, а на метро быстрее, даже в ДС-1 метро есть далеко не везде, а на такси не всегда удобно. Это очень странно, но весь этот планктон в пробке действительно передвигается за более-менее разумные сроки относительно общественного транспорта. Нет, дело не в том, что пробки эфемерны, а в том, что транспорта мало (сравните с какой-нибудь Барселоной) и +2 автобуса к метро могут легко стать +40 минут каждый день, а это 2/3 от сильных пробок. Но не суть, мы о выгодной покупке нового ведра с гайками.
DISCLAIMER: мне лень вбивать точные цифры, прямо сейчас ситуация может отличаться, но на десятилетнем периоде все выглядит плюс-минус так, могу ошибиться.
DISCLAIMER 2: это все написано против покупки корейцев-французов-японцев за 700 000 - 1 500 000, а не против сегмента 400 000 - 700 000.
Наблюдение номер 1: авто «премиум-сегмента» дороже кореепрома на круг всего в 1.2-1.5 раза, так как кореепром переоценен от бешеной популярности, а «премиум-сегмент» регулярно проводит «акции», когда fixed complectation продается на 15-20-25% ниже чем комплектации под заказ.
Наблюдение номер 2: в «премиум-сегменте» минимальна комплектация будет лучше максимальной кореепрома даже по формальным параметрам. Например, Kia Ceed при разнице с А-180 на Ноябрь 2013 в 150 000р не могла похвастать локатором или подогревом омывайки. И вы действительно можете прийти в магазин купить «минимальный» BMW, в то время как с Kia вам навяжут «дилерские опции» в 5 раз дороже их реальной стоимости, так как на Solaris'е в базовой комплектации маржинальность нулевая. Его просто не выгодно продавать, если не «впарить» хотя бы коврики и магнитолу (и нет, Alpine вам никто не поставит, будет балалайка с Алибабы).
Наблюдение номер 3: в «премиум-сегменте» внедряют действительно клевые штуки. В кореепроме двигатели, подвески и трансмиссия из прошлого века, будь там салон 15 раз отделан дополнительными кнопками интеграции с Facebook. Даже если у в инструкции написано, что и Kia и BMW оба разгоняются до сотни за страшные 11 секунд, по динамике это будет небо и земля, проверьте сами, тестдрайвы бесплатные.
Наблюдение номер 4: в салонах продажи нормальных машин к покупателям относятся несопоставимо лучше. Если вы пришли за самым дешевым BMW, который не дешевле среднего Hyundai/Kia, к вам отнесутся как к покупателю M5/X6 на всех этапах покупки. Чего не скажешь, если вы придете за не самым дешевым японцем-корейцем.
Наблюдение номер 5: у кореепрома страховка может быть дороже, обслуживание дешевле не сильно. Жи есть по факту: шпилька на мой Галант в свое время была ровно в 3 раза дешевле шпильки на Пиканто.
Наблюдение номер 6: у кореепрома страшный салон и отвратительный экстерьер, что бы не писали в журналах-обзорах. Терминальный пример - максимальный Luxgen почти по цене минимального GLK. Не поленитесь просто посидеть в обеих машинах: их вообще нельзя сравнивать при разнице в 200 000р (да, это много, но не на машине за 1 300 000). Mercedes/WV/BMW прошлых лет становятся классическими, кореепром - устаревшим.
Наблюдение номер 7: любая машина может встать посреди города на 50 000 - 70 000р, и это будет негарантийный случай. Если у вас нет вынуть из кармана такой суммы, вам просто не нужна машина. Не пополняйте ряды владельцев недвижимых или эксплуатируемых раз в квартал ведер.
Номер 8: в конце квартала дилерам нужна премия, в конце года нужно продать «прошлый год по ПТС», машина стоявшая на стенде - минус треть, хотя от новой она не отличается ни чем.
Номер 9: кредит под машину - не потребительский. Он дается под меньший, чем официальная инфляция процент, так что копить смысла не имеет. Бояться тоже не надо: банку нужны деньги, а не ваш автомобиль, он его не продаст, особенно в кризис. Если что, они будут страшно шевелить бровями и ругаться, но пойдут на ваши условия, главное не прятаться. Помните, что бизнес тут делается на продаже вам страховки, масла и колодок в три конца, а не на проценте кредита.
Номер 10: главный расход - содержание. Эмпирическое правило, которое я для себя вывел: если я не могу купить такой же новый в кредит на 5 лет, то я не могу его содержать вообще. Это предостережет от Мазератти за 700 000р, Геликов за 500 000р, S-klasse за 800 000р и т.п. Помните про людей, которые взяли Туарег-трехлетку за 800 000р, а через месяц не обнаружили компрессии в 3м цилиндре и потенциальный счет на 200 000р. Они могли ездить на новом Фокусе не в кредит и не знать где офисы exist.ru!
Вернемся к кредиту. Мое мнение, что покупать надо тогда, когда дешево и то, что дешево, возможно идя против моды. Дорого бывает в период «стабильности» на популярные марки, вроде пресловутого Фокуса. Формально он может быть «дешев», но за чуть более крупную сумму можно получить больше машины, если она немного странного экстерьера, непопулярной марки или была тестдрайвной (тут с оговрками). Был момент, когда от пикирующего в китайские владения Сааба избавлялись дилеры за смешные суммы, а сами Саабы от этого менее прекрасными не становились.
Примеры:
- 2009, Mitsubishi Galant, год стоял на стенде за безумный 1 400 000, никому не нужный. Дилер продал мне его за 860 000, взял у меня битую в хлам и вытянутую Короллу в зачет за 360 000, на остальное дал кредит под 2%. Да, у него сомнительный экстерьер, но это был большой американский диван, надежный и неприхотливый.
- 2009, Honda Type R в Рязани за 800 000р. Да, за ней пришлось ехать!
- 2009, VW Golf GTI около 900 000р.
- про этом коллега купил в том же году мегапопулярный Ceed, за 860 000р, под что-то около 18% годовых. В «максимальной комплектации», в которой не было ни кожаного салона, ни люка, ни нормального двигателя: хотя формально до 100 он разгонялся за то же время, что и Galant, динамика машин была несопоставима, не в пользу Ceed. Не говоря уже про GTI или Type R.
- другой коллега в конце квартала купил Audi A1 не помню за сколько, но сильно ниже рынка. Реально в конце квартала, сделку оформляли 31го ночью.
- BMW регулярно распродает мини, единички и трешки ниже миллиона (иногда сильно), Mercedes так делает с A/C, Volvo с как-там_40. За VAG не слежу, но уверен, что то же самое.
- летом 2013 Mercedes привез новый А, который продавался начиная с 800 000 - 900 000, так как предыдущий А-колобок был уродлив невообразимо, а новый надо раскручивать. Сейчас они уже около 1 200 000 за тот же набор опций. Годом ранее Мерседес распродавал С, не знаю почему.
- летом 2013 Seat Altea 4x4 c хорошим двигателем был около 1 100 000.
Не воспринимайте выше написанное слишком серьезно.