Читаю «плач Ярославны» о том, что для программиста СПО — фигня и выеденного яйца не стоит. А гнусные корпорации только и хотят, что забрать ваш труд за бесплатно - этики, мол, у них никакой. Глупости наговорили. Причем тут этика? Этика лежит за пределами бизнеса и работает в этой области опосредованно.
Плач этот от непонимания, какие мотивы могут быть у создателей свободного ПО. Таких мотивов может быть несколько, и все они вполне могут подвигнуть вас на открытие исходников. Эти мотивы не обязательно приводят к материальным благам, но таковых все равно большинство, иначе 75% кода не наконтрибьютили бы корпорации (эти точно нахаляву не работают). Можно перечислить эти мотивы (наверняка это не все). Чаще всего эти мотивы работают в комбинациях. В списке сознательно нет мотива, который указал автор исходного топика — когда свободный код пишешь за зарплату.
- Альтруизм помноженный на свободное время и любовь к делу. Программист уже нашел себе источник материальных благ и хочет стать полезным людям. Примеров масса. Кажется, примером может быть Кутим.
- Стремление стать известным. Это же прикольно быть мейнтейнером и инженером известного проекта. Например, можно в миру быть анестезиологом. Или сходить на пару лет начальником департамента в Майкрософт. Иногда, правда, из этого желания вырастает болженос и не меньше.
- Желание продвинуть собственный стандарт или технологию. Обычно это действует при BSD-like-лицензиях. Хочешь, чтобы люди начали пользоваться твоим велосипедом вроде TCP — выпусти стек под этой лицензией и проприетарщики не станут творить свой велосипед, они возьмут твой, с квадратными колесами и переделают свои дороги. Не очень удачный пример, но Ганс пытался именно так заработать. Еще одним примером может быть Java.
- Желание увеличить свою клиентскую базу. Что лучше, получать деньги за продажу/поддержку своего ПО от ста клиентов ибо вы мелки и убоги, или получать деньги за то же от 1% процента своих клиентов, коих всего 100 тысяч? MySQL, Тролли, какой-нить Drupal или Magento, etc.
- Желание получить свою платформу, которая будет доминировать в определенном рынке. Работает в случае больших корпораций и консорциумов, которые производят кучу специализированного ПО. Apache Foundation, IBM.
- Желание подгадить конкуренту. Как отожрать часть рынка у клиента? Задемпинговать его продукт. Обычно компании не хотят признаваться в этом, ибо позорно это. Примеры поищите сами. Как вариант — Мозилка.
- Сделать что-то архиполезное для себя, потом подумать, что продать это все-таки невозможно, а самому тянуть сложно — мотив для того, чтобы отпустить продукт под свободной лицензией — вдруг кому пригодится, заодно лишний пиар конторе. Фиг его знает, подскажите примеры, я не помню.
- Зарабатывать на расширениях. Всегда можно нахренавертить такую систему, что поддерживать ее будет сложно и геморойно. И тут мы все в белом — со своим фронт-эндом и административной панелью за бабло. Астерикс?
- Зарабаток на приделывании рюшечек для крупных клиентов. Red Hat, если считать приделыванием рюшечек исправление крупных багов и добавление нужного клиенту функционала.
- Ну и конечно, иметь высокую цель исправить «Баг номер 1». Каноникал жеж!
Не один из мотивов вам не подходит? Не пишите свободное ПО. Это не ваше. А лучше вообще не пишите.