LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

[завтрапятничный тред][нетанцпол][невзлетит][фото] Шевелёнка на кропе

 


0

1

(ответ я знаю, мне интересна реакция. Да, я тролль :D )

Старое эмпирическое плёночное фотоправило: при съёмке с рук для избежания шевелёнки выдержка должна быть не более 1/ФР. Т.е. при фокусном 50 мм выдержка не дольше 1/50 сек. При съёмке телевиком с фокусным 200 мм — не дольше 1/200 сек.

В век кропнутых камер популярно то же самое правило, но уже с поправкой на ЭФР. Т.е. если объектив 200мм, а кроп-фактор — 1,5, то ЭФР будет 300мм и выдержка не должна быть дольше 1/300 сек.

Но как же так, ведь объектив «не знает», какого кропа кадр он освещает. Или знает? Почему растёт «шевелёнка»? Или не растёт и это миф?
~~~~

Кто что думает? :)

★★★★★

Всё он знает ;) Носки Бертлмана тоже знают :3

adzeitor
()

Неверный форум для вопроса.

FiXer ★★☆☆☆
()

мда. а я-то думал что плющит меня. оказалось был неправ.

Komintern ★★★★★
()

Просматриваем всё равно в том размере, который можно впихнуть в окно/экран. Что ФФ, что кроп — всё равно будет по размеру окна. Поэтому можно считать, что ФР на кропе «больше» со всеми вытекающими последствиями.

Как нормальным языком объяснить не знаю.

valentin_v13 ★★★
()

Но как же так, ведь объектив «не знает», какого кропа кадр он освещает.

А при чём тут объектив, если считается размер шевелёнки на матрице или пленке?

anonymous_incognito ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от valentin_v13

З.Ы. Если просматривать кадр с кропа как именно как кусок ФФ, с какой-нибудь рамкой-заглушкой для недостающей части, то шевелёнка будет такой же как на ФФ. Поскольку никакой рамки нет и кадр растягивается, пропорционально «растягивается» шевелёнка. Я примерно так представляю.

valentin_v13 ★★★
()

ведь объектив «не знает», какого кропа кадр он освещает

А почему не знает? Объектив конструируется под конкретный размер матрицы и таки «знает» её кроп-фактор.

В случае зеркалки, если к кропнутой матрице прикрутить объектив от фуллфрейма, то фокусное расстояние никак не поменяется, просто сузится угол обзора.

leiche ★★
()

Нипонял ничего. Мой SE w200 снимает всегда плохо.

doomgl
()

Да, для однозначности ответов («взлетит»/«не взлетит»).

На объективе ФР 200 мм и кропе 1,5 снимать можно с выдержкой не длиннее 1/200 или 1/300 сек? :)

KRoN73 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от valentin_v13

То есть ты берёшь фикс 35 мм от фуллфрейма, прикручиваешь его к матрице APS, и хочешь сказать, что он полностью превращается полтинник, потому что кроп-фактор 1.5?

Неа, дисторсия будет такая же, как у 35 мм, зато угол зрения сузится как у полтинника, потому что матрицу будет освещать только центральная часть объектива.

leiche ★★
()
Ответ на: комментарий от leiche

Конечно никуда не превратится. Хотя смотря относительно чего считать. Если по углу зрения, то у 35мм на кропе он такой же как у полтинника на ФФ.

Я к тому, что шевелёнку надо корректировать по ЭФР, а не по ФР.

valentin_v13 ★★★
()

Господи... Сколько же лет этим страданиям... Хотя если потратить секунд 15 и нарисовать все это на бумажке, станет очевидно, что ничего нигде не увеличивается. На мой взгляд:/

s_bot
()
Ответ на: комментарий от valentin_v13

А ме почему-то кажется, что если и пользоваться таким правилом, то брать надо истинное ФР, а не эквивалентное. Эвивалентное очень приблизительно показывает, какие характеристики должен был бы иметь объектив фуллфрейма, чтобы дать такую же картинку. Но оптика-то от этого никак не меняется.

Так или иначе, на один вопрос KRoN73 я выше походу уже ответил - объектив «знает» кроп-фактор матрицы, потому что он констрируется так, чтобы освещать конкретную, рассчитанную заранее площадь.

leiche ★★
()
Ответ на: комментарий от valentin_v13

Ну да. Плюс светочувствительность же разная у разных матриц, подвижный/неподвижный объект снимаешь, да и вообще полно факторов кроме выдержки.

Короче, сугубо плёночное правило, имхо.

leiche ★★
()

Но как же так, ведь объектив «не знает», какого кропа кадр он освещает. Или знает?

Как бэ знает. На то их и делят на кропнутые/некропнутые

yoghurt ★★★★★
()

http://www.afanas.ru/ROF/rof1.htm

Кроме смаза от движения объекта, существует ещё т.н. «шевелёнка» - дрожание рук фотографа. Она коварна тем, что не поддаётся строгому измерению, т.к. является случайным процессом. Но «народный опыт» вывел очень усреднённое правило - шевелёнки следует бояться при выдержке (в сек) длиннее, чем 1/ЭФР(в мм). Т.е. при ЭФР=105мм лучше длиннее, чем на 1/100 без штатива не снимать. Таким образом, чем более длиннофокусен объектив, тем важнее ему иметь достаточную светосилу, т.к. длинные выдержки ему недоступны из-за шевелёнки (штатив пока не рассматриваем). В этой связи при сравнении двух ультразумов важно обращать внимание на светосилу именно на «длинном» конце.

post-factum ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от leiche

Это да, оптика не меняется, но изображение-то мы смотрим как? Мы растягиваем на всё окно/лист бумаги. Мы же не будем уменьшать размер окна до 67% от размера, при котором оно показывало кроп. Точно так же не будем оставлять поля при печати, растянем на весь лист. Соответственно, артефакты пропорционально увеличатся.

valentin_v13 ★★★
()
Ответ на: комментарий от leiche

Я к тому, что ключевое слово тут «эмпирическое». Шевелёнка будет всегда, но обнаружили что при соблюдении этого правила она уже приемлема.

Короче, сугубо плёночное правило, имхо.

Ну, не то, что сугубо. Но для того времени оно большее значение имело из-за бОльшего шага выдержки. Т.е. тогда изменения в основном были в один шаг и не менее, соответственно разница между 1/125 и 1/250 была заметнее чем между бижайшими шагами сейчас.

valentin_v13 ★★★
()
Ответ на: комментарий от valentin_v13

Ну, может и так. Тогда это правило ещё более приблизительное, потому что матриц много разных.

Чёрт его знает, я вообще им никогда не пользовался - у меня как-то всё больше упирается в экспозицию.

leiche ★★
()

Но как же так, ведь объектив…

Дело не столько в объективе, сколько в системе в целом, а именно в угле зрения. «Шевелёнка» может характеризоваться амплитудой и скоростью. Амплитуда в квадратных градусах телесного угла, скорость в стерадианах в секунду. :)

Теперь понятно, почему ЭФР?

baka-kun ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от baka-kun

Скорость в градусах в секунду, конечно. Думаю одно, пишу другое.

baka-kun ★★★★★
()

Ерунда все эти правила. На Nikon F3 и D700 c полтинником снимаю на 1/15 без шевеленки. А про дальномерки вообще молчу.

Payalnic ★★
()

Объектив для кропа или фулл-фрейма? Если объектив для фулл-фрейма, а ты его сажаешь на кроп-матрицу, то умножать ничего не надо - фокусное расстояние на объективе написано честное, т.е. «как для фулла». А вот если объектив сам изначально кропнутый, то на него просто фокусное расстояние нанесено нечестное. И хотя на нем написано 17-50, на самом деле это 23-75, поэтому надо домножать.

morse ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от morse

если объектив сам изначально кропнутый, то на него просто фокусное расстояние нанесено нечестное.

Какая трава забористая. Это у кого же так?

И хотя на нем написано 17-50, на самом деле это 23-75

Если бы было написано нечестное фокусное, было бы наоборот.

baka-kun ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от visual

Угу, такая банальная причина трясущихся рук как последствия ЧМТ никому в голову не приходит. Либо алкаш, либо наркоман. Наиболее интеллегентные предполагают что гитарист.

svr4
()
Ответ на: комментарий от baka-kun

Какая трава забористая. Это у кого же так?

Вброс получился даже круче, чем я ожидал. То, что влезет миф о фокусном расстоянии кропов я даже не ожидал :)

KRoN73 ★★★★★
() автор топика

тред пока не читал.

мужыыык, это же вброс да?
ты же умный.

с ростом фокусного один и тот же угловой сдвиг (шевленка) дает больший линейный сдвиг на матрице (пленке).

линейный сдвиг (в мм) зависит только от сдвига углового. и ему пофигу на кроп.

не вырастет шевеленка.(*)

для полнокадровых стекол:
200мм на ФФ и 200мм на кропе 1.5 - остаются 200м, со всеми вытекающими (просто матрица отображает лишь то что было в центре у этих 200мм)

для изначально кропнутых стекол:
у них конструкция другая, кропнутый 200мм дает отличную от фф-200м передачу перспективы и масштаба. но углы остаются теми же.


поскольку правило эмпирическое:
то стекло вообще не может и не должно ничего «знать».

да и... я вот легко могу 1\200 смазать на 200мм. а один мой коллега - спокойно на 1\50 снимает 9 кадров из 10.

(*)
растет она при использовании полу-мыльниц-полузеркалок - от их неудобной конструкции. при нажатии на кнопку мы тупо их двигаем в пространстве.

dk-
()

Правило эмпирическое и сильно зависит от рук, держащих камеру
Но мыльницы нам подсказывают, что делить надо на ЭФР, а не ФР, потому как главное - поле зрения, а не фокусное

p.s. Но в целом, кроп не нужен

ist76 ★★★★★
()

Кто что думает? :)

Надо померять угловое расстояние между пикселями матрицы.
И сравнить с углом, который не компенсируется «оптическим стабилизатором» (Image Stabilizer) фотоаппарата.


А если на практике - я ставлю ISO 800 на своей мыльнице,
и днём никакой шевеленки не наблюдается.

pacify ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от dk-

не вырастет шевеленка.

Всё же шевеленка на плоскости изображения — отношение угла сдвига за время выдержки к углу зрения.

baka-kun ★★★★★
()

Всё равно её научились программно исправлять.

dn2010 ★★★★★
()

Кто что думает?

Большая дырка решает.

baverman ★★★
()
Ответ на: комментарий от KRoN73

Ну, у вас, как я понял, примерно то же, о чём я говорил, но только доказано по-человечески :-)

valentin_v13 ★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.