LINUX.ORG.RU

Разработчики Ubuntu отказываются от X.org в пользу Wayland

 , ,


0

4

Известный космический турист, программист и филантроп, а по совместительству и лидер команды разработчиков Ubuntu, только что в своем блоге объявил об отказе от графического сервера X.org в пользу легковесного сервера Wayland, который в данный момент находится в стадии активной разработки.

Создатель Wayland, сотрудник компании Intel Кристиан Хогсберг (Kristian Hogsberg), следующим образом характеризует свое детище:

Wayland — новый сервер дисплея, который выполняет только крошечную часть тех функций Х, которые мы фактически используем, когда запускаем композитный десктоп. Wayland — это, по сути, буферный менеджер (подобно тому, чем DRI2 является для X.org), обработчик входных данных. Весь рендеринг выполняется на клиентской стороне — так, как сегодня работает OpenGL, а задание режимов и другие аппаратные установки выполняются в ядре. Такой подход позволяет значительно упростить организацию сервера.

Чтобы переход не был слишком сложным для конечных пользователей, Марк пообещал сохранить возможность запуска X-приложений в режиме совместимости. Кроме того, была обещана помощь разработчикам GNOME и KDE.

Чем же был плох X.org? Марк доволен тем, как развивается X.org, но, по его мнению, создать впечатляющую графику на X.org значительно сложнее, так как X.org изначально преследовал несколько иные цели и имеет ряд серьезных ограничений. По мнению Марка, для конечного пользователя намного важнее сама графика, нежели сетевые возможности X.org.

О временны́х рамках говорить сложно. Конечно, кто-то ожидает увидеть первые наброски уже через 6 месяцев, но Марк считает, что что-то полезное для сообщества появится не ранее чем через год, а полный переход займет не менее четырех лет.

>>> Подробности

★☆

Проверено: post-factum ()
Последнее исправление: Dendy (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Reset

Ну когда ты наконец поймешь: Нам не надо как в винде. Те, кому, как и тебе, нужно «как в винде» - на винде и сидят. Там и «нормальная» графическая система в ядре, вызывающая нестабильнось всего сразу, и еще куча всего, что тебе так нравится. В Линукс это нахрен не нужно.

HappySquirrel
()
Ответ на: комментарий от grim

grim> Т.е. если Вэйланд позволяет убрать безболезненно для меня одну сущность - значит это правильное решение.

Он не позволяет безболезненно убрать сущность, а является совершенно другой графической подсистемой, несовместимой с X11. То есть он позволяет болезненно использовать пародию на сетевую прозрачность, когда сетевая прозрачность таки становится нужной, и иметь зоопарк костылей.

Quasar ★★★★★
()

Интересно когда у них в реальности получится реализовать систему работающую на нем.

З.ы. как я понял для работы в нем программ требуется патченый QT и GTK?

З.з.ы я видел этот тред когда в ем было меньше 800 комменариев

Slackware_user ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

дада, я понимаю :)

мне этот guitar rig не для игры (поэтому я его и не покупал), а для эффектов раз в полгода. грубо говоря, баловство.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от RussianNeuroMancer

Ага, особенно из-за первых 3 проблем нужно написать новый сервер. Ах да, и этот же сервер волшебным образом решит и остальные проблемы, даже проблему 6.

tailgunner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

>Или между «сервер» и «сеть» нет никакой связи, да?
А что есть?
Server это официант, посудный шкаф, игрок исполняющий подачу, ложка типа чепака, тарелка с подогревом и ещё много значений имеющих общей чертой - обслуживание клиентов.

Прямой связи с сетью не наблюдаю.

grim ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от Quasar

Есть альтернатива. Стоит 3000-4500 рублей. Называется Line6 Pocket POD. А программные гитарные процессоры - это может и хорошо, но когда есть возможность при этом не включать компьютер, гораздо приятнее и удобнее.

Исходниками прошивки Line6 не поделитесь?

maxkit
()
Ответ на: комментарий от anonymous

anonymous> мне этот guitar rig не для игры (поэтому я его и не покупал), а для эффектов раз в полгода. грубо говоря, баловство.

Тогда могу порекомендовать Jack + Jack-Rack + LADSPA-плагины (для гитары есть относительно неплохие плагины CAPS, но для особо тяжёлого звука они не подойдут).

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

мне этот guitar rig не для игры (поэтому я его и не покупал), а для эффектов раз в полгода. грубо говоря, баловство.

Т.е., у Вас тоже есть уютненькая винда и ворованный Guitar Rig. Зачем тогда с таким пафосом объявлять других врагами человечества, когда они пользуются проприетарным софтом (кстати, купленным), но отличие состоит в том, что не врут, будто и Windows в глаза не видели. Откуда такой религиозный фанатизм?

maxkit
()
Ответ на: комментарий от maxkit

maxkit> Исходниками прошивки Line6 не поделитесь?

К чему этот вопрос?

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Reset

А какое нам дело до имбецилов? Они вообще считают, что Computer = Windows, а Internet = IE. Они заодно считают, что вирусы в их системе - это неотьемлимое зло. И они же считают, что по-другому не бывает.

HappySquirrel
()
Ответ на: комментарий от Quasar

> несовместимой с X11

Шо, правда?

То есть он позволяет болезненно использовать пародию на сетевую прозрачность, когда сетевая прозрачность таки становится нужной, и иметь зоопарк костылей.

А X11 позволяет безболезненно использовать сетевую прозрачность, а когда тебе требуется нормальный OpenGL, иметь зоопарк костылей.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

Не твоё собачье дело. Я не тебе это писал.

Я тоже не Вам писал, а тем людям, которых Вы вводите в заблуждение, сравнивая несравнимое.

maxkit
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Aceler> Шо, правда?

Судя по тому, что приходится целые тулкиты портировать - правда.

Aceler> А X11 позволяет безболезненно использовать сетевую прозрачность, а когда тебе требуется нормальный OpenGL, иметь зоопарк костылей.

И Wayland тут всех спасает?

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от maxkit

maxkit> Я тоже не Вам писал, а тем людям, которых Вы вводите в заблуждение, сравнивая несравнимое.

Я знаю, что такое Guitar Rig. И знаю, что такое Jack и LADSPA-плагины. Причём не по наслышке. И в заблуждение я никого не ввожу - лгать не надо. Я просто предложил попробовать такое-то решение - возможно оно устроит. Но из личного опыта сделал одну оговорочку.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от abacaba

Что - правда? Всё перечисленное работает именно что уже как 2 года. «Корабль» конечно два года назад не открывал - но щас вон бегает без проблем, 2600 mobile если что...
Ни единого разрыва?

RussianNeuroMancer ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

хмммм, очень хорошая идея. оффтоп, конечно, но всё равно: как там с дисторшеном? вот читаю на сайте (http://quitte.de/dsp/caps.html), что preamp плагины могут этот дисторшен организовать. это оно? :)

anonymous
()
Ответ на: комментарий от Quasar

> Судя по тому, что приходится целые тулкиты портировать - правда.

Тулкиты следует портировать ради получения преимуществ Wayland, а без портирования они и так работают.

И Wayland тут всех спасает?

Вейленд делает то, на что ты ругаешься — реализует OpenGL прямо, а сетевой X протокол костылями, вместо того, чтобы реализовывать сетевой протокол прямо, а OpenGL костылями. В современных системах, не основанных на идеологии мейнфреймов, такая архитектура актуальнее.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от maxkit

> И вывод видео через xv?

Вот честно - не знаю. В дефолтном гномовском видеоплейере никаких настроек и нет %)

Кстати, на скроллинге кораблика я вижу разрывы в изображении, но тут явно системе тупо не хватает быстродействия. Я такое даже в DOS видел, в которой X-сервера, ясное дело, не было.

tailgunner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

> Тулкиты следует портировать ради получения преимуществ Wayland

О, может, хоть ты дашь нам список «преимуществ Wayland»?

tailgunner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

Конечно, в DOS видели, и в Windows XP увидите, потому что там вопрос синхронизации никто не решал. Но ведь это не значит, что на DOS надо равняться.

maxkit
()
Ответ на: комментарий от maxkit

сравнивать смешно, но я не играю на гитаре+гитар риг. на самом деле, я делаю всего лишь вот что: играю с дисторшеном, записываю, потом замедляю в n раз и обрезаю low pass фильтром.

т.е. с игрой на гитаре это не имеет ничего общего :) поэтому вариант quasar-а очень даже интересен. благо renoise, в который я потом всё это пихаю, умеет LADSPA.

а так вообще хочу комбик конечно, но жаба душит.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от maxkit

> Конечно, в DOS видели, и в Windows XP увидите, потому что там вопрос синхронизации никто не решал.

Стоп. То есть в этом не X-сервер виноват?

tailgunner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

Я знаю, что такое Guitar Rig. И знаю, что такое Jack и LADSPA-плагины. Причём не по наслышке. И в заблуждение я никого не ввожу - лгать не надо. Я просто предложил попробовать такое-то решение - возможно оно устроит. Но из личного опыта сделал одну оговорочку.

Я тоже всё это хорошо знаю, сравнивать эти вещи - сложно. А Вы, на мой взгляд, излишне бурно реагируете, оскорбляя собеседников «собачьим делом».

maxkit
()
Ответ на: комментарий от Aceler

> Вейленд делает то, на что ты ругаешься — реализует OpenGL

Wayland реализует OpenGL? Чего только на ЛОРе не узнаешь...

abacaba
()
Ответ на: комментарий от HappySquirrel

>У каждого в семье - по лаптопу. Выделенная машинка для разработки (4xOpteron, etc), машинка для игр, и media center.
Семья 5 человек и у каждого нотбук при наличии десктопов?
Улыбнуло :)

grim ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от RussianNeuroMancer

> Решения девятой проблемы уже достаточно, чтобы радоваться тому, что Ubuntu перейдёт на Wayland.

Ответь на пару вопросов: 1) кто тебе сказал, что проблема будет решена? 2) почему ты думаешь, что решение проблемы невозможно в рамках X-сервера?

Про то, оправдывает ли решение проблемы с vsync усилий по переносу тулкитов, я не спрашиваю.

tailgunner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

Стоп. То есть в этом не X-сервер виноват?

Он виноват. В нём, по сути, нет механизмов. Как и в DOS. Если где-то, кроме xserver'а есть та же проблема - это не значит, что xserver невиновен.

maxkit
()
Ответ на: комментарий от anonymous

anonymous> оффтоп, конечно, но всё равно: как там с дисторшеном?

Для Heavy Metal и Rock'n'Roll хватит. Для более тяжёлого - лучше Guitar Rig. Ещё есть Guitarix - он сделан в виде LADSPA-плагинов и LADSPA-хоста. Но звук там грязноватый, хотя и заметно получше, чем gnuitar.

anonymous> что preamp плагины могут этот дисторшен организовать. это оно? :)

В том числе. Рекомендую вставлять в цепочку плагинов эквалайзер и эмулятор кабинета.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

> О, может, хоть ты дашь нам список «преимуществ Wayland»?

Существенное упрощение процесса написания драйверов для оборудования. Достаточно?

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от maxkit

>> Стоп. То есть в этом не X-сервер виноват?

Он виноват. В нём, по сути, нет механизмов.

Олично. То есть, поскольку в X-сервер нет механизма решения проблемы с vsync, мы должны выбросить весь X-сервер, я правильно понял?

tailgunner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

> Ответь на пару вопросов: 1) кто тебе сказал, что проблема будет решена? 2) почему ты думаешь, что решение проблемы невозможно в рамках X-сервера?

Ответ на первый вопрос ты узнаешь, когда вейленд допишут, ответ на второй вопрос нерелевантен — мало ли велосипедов бывает.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Aceler> Вейленд делает то, на что ты ругаешься — реализует OpenGL прямо, а сетевой X протокол костылями, вместо того, чтобы реализовывать сетевой протокол прямо, а OpenGL костылями. В современных системах, не основанных на идеологии мейнфреймов, такая архитектура актуальнее.

Вместо этого можно реализовать как OpenGL, так и X без костылей и с сетевой прозрачностью, переработав протокол X. Да и вроде как OpenGL сейчас по сети в X11 и работает.

Непонятно - в чём проблема самой архитектуры X11?

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

кто тебе сказал, что проблема будет решена?

Wayland is a display server for the Linux desktop. Started by Kristian Høgsberg, one of Intel's Open Source Technology Center (OSTC) members,[1] the software's stated goal is «every frame is perfect, by which I mean that applications will be able to control the rendering enough that we'll never see tearing, lag, redrawing or flicker».[2][3]

http://en.wikipedia.org/wiki/Wayland_%28display_server%29

maxkit
()
Ответ на: комментарий от Quasar

спасибо за информацию, добавил в закладки!

anonymous
()
Ответ на: комментарий от abacaba

Что, ещё раз написать?
Нет, но если не сложно, был бы признателен, если бы вы внимательно проверили вот эту часть, на какому-нибудь динамическом видео:
> посмотреть видео в развёрнутом на весь экран окне плеера при включённом композитинге

RussianNeuroMancer ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

Олично. То есть, поскольку в X-сервер нет механизма решения проблемы с vsync, мы должны выбросить весь X-сервер, я правильно понял?

Вы хотите, чтобы я ещё раз перечислил то, что перечислил Марк? Или чтобы ещё раз рассказал Вам про нагромождение костылей со всякими палитрами, DRI и прочим? Или про сокеты, по которым гоняется графика?

maxkit
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

Ответь на пару вопросов: 1) кто тебе сказал, что проблема будет решена?
Это одна из целей разработки Wayland.
> почему ты думаешь, что решение проблемы невозможно в рамках X-сервера?
А почему, если решение возможно, до ноября 2010 года она так и не была решена?

RussianNeuroMancer ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

>То есть, конечно, можно выделить из иксов нижний уровень, дать этому уровню свой протокол, а потом качать по сети картинки, но зачем?
Действительно - зачем? если можно просто сжимать графический поток. Вон уже в игры играют на сервере качая картинки по сети.

или можно

SPICE Client: A component that resides on the endpoint device, either a thin client or a repurposed PC, used to access each virtual desktop

SPICE
* These three components work in tandem, determining the most efficient place to process graphics in order to maximize the user experience and minimize the system load.
* If the client is powerful enough, SPICE sends the graphics commands to the client, and processes them at the client level, significantly reducing the load on the server.
* On the other hand, if the client is not powerful enough, SPICE processes the graphics at the host level, where graphics processing is a lot less expensive from a CPU perspective.

При чём это не единственное решение на рынке.

grim ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от Quasar

> переработав протокол X.

Бинго! :)

Непонятно - в чём проблема самой архитектуры X11?

http://wayland.freedesktop.org/architecture.html

Коротко — архитектуру надо немного растянуть, чтобы позволить некоторым программам работать по другим протоколам, отличным от X. Тогда не придётся перерабатывать протокол X.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Aceler> Существенное упрощение процесса написания драйверов для оборудования. Достаточно?

Gallium3D это не реализует значит?

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

тото все носятся с облачными сервисами хранением всего чего не поподя где-то в сети. да любимое хомяками видео летит через те самые «ненужные» сервера по сети используя старые как динозавры протоколы...

anonymous
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

Олично. То есть, поскольку в X-сервер нет механизма решения проблемы с vsync, мы должны выбросить весь X-сервер, я правильно понял?
А что сделать? Приделать очередное расширение? Которое по счёту?

RussianNeuroMancer ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.