LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

[в-ва] Для чего после посадки шатла на хвосте горит огонь?


0

0

Смотрели последние съемки, да задались вопросом для чего после посадки шатла на хвосте горит огонь, вменяемых предположений никто не выдвинул. Единственное что говорят поисковики - то, что у шатла есть газ применяемый для снижения трения и перегрева, но даже если таким вот образом от него избавляются, то зачем именно на хвосте. Вопрос несколько специфичный, каково мнение местных аналитиков..
Пример: http://www.vesti.ru/doc.html?id=171568&cid=9
Не смог удержаться и озадачить всех таким вот глобальным вопросом.


Возможно что-то связанное со статическим электричеством? Видео не работает, а на фото видно плохо.

hibou ★★★★★
()

Ваше видео не показывается, нашел какие-то старые записи на youtube - там струя пламени горит прямо перед хвостом. Судя по этой картинке: http://www.nasa.gov/images/content/428542main_image_1597_946-710.jpg - в этом месте особо ничего нет, разве что щель от крышки

Nixopatolog
()

Вот тут: mms://a771.v185652.c18565.g.vm.akamaistream.net/7/771/18565/v0001/etouchsyst2.download.akamai.com/18355/wm.nasa-global/ksc/ksc_022110_sts130_landing.wmv всё отлично видно. ИМХО, это система для управления наклоном шаттла (с его аэродинамикой применение такого способа не удивительно)

(ссори за ссылку в таком виде, lorcode не признаёт mms://)

Nixopatolog
()
Ответ на: комментарий от Nixopatolog

Да, теперь видно. И да, это, наверно так и есть. В Космосе по другому не поуправляешь. А почему работает при посадке - все-таки не совсем понятно.

hibou ★★★★★
()

Огонь горит как раз перед защитным покрытием хвоста.
Понятия не имею, зачем им газовые горелки там, но само расположение намекает, что при движении пламя бьет в плитку и рассеивается.

Deleted
()

Возможно дожигают остатки топлива токсичного, что-бы получался не такой токсичный, как топливо, выхлоп? :)

a0
()
Ответ на: комментарий от sdm

На видео огонь горит в течение нескольких минут..

Он судя по всему горит на всём протяжении посадки. Да и не горит вообще - скорее выдаёт отдельные импульсы. ИМХО делается это для управления горизонтальным направлением (ещё вариант - это тормозящий двигатель). Вот тут - из кабины хорошо видно как эта штука работает.

А пламя после посадки - наверное побочный эффект.

Nixopatolog
()
Ответ на: комментарий от a0

> что-бы получался не такой токсичный, как топливо, выхлоп

Скорее просто оно никому не мешает => пущай себе горит. Т.е. нет смысла тратить силы на тушение, когда оно само собой потухнет.

Nixopatolog
()
Ответ на: комментарий от Nixopatolog

>Вот тут - из кабины хорошо видно как эта штука работает.

вообще это горят RСS-ы, которые используются для руления в космосе.

Ingwar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Nixopatolog

Либо ещё вариант - они на всех фотографиях закрыты защитой, которая в нужный момент убирается (видно, кстати, что на старте все RCS закрыты заглушками).

Nixopatolog
()
Ответ на: комментарий от Nixopatolog

Оно и понятно, на таких скоростях, которые нужны для вывода в космос, любое завихрение воздуха - нежелательный нагрев.

hibou ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hibou

Я кажется нашел подробное описание этого агрегата.

The entry and landing RCS command subsystem operating program generates the dual fire commands to the individual RCS thrusters in response to commands from the flight control system during entry guidance, terminal area energy management, and approach and landing. This program sets the fire A and fire B commands equal to the aerojet DAP commands or the return-to-launch-site abort DAP commands, depending on the one selected by the flight control system. These commands are sent to the 20 aft RCS Y and Z jets. The fire B commands are also sent to redundancy management.

The aerojet DAP is a set of general equations used to develop effector commands that will control and stabilize the orbiter during its descent to landing. The aerojet DAP resides in the entry OPS but is used only during entry, terminal area energy management, and approach and landing.

Nixopatolog
()
Ответ на: Это выхлоп ВДУ от alegz

Если о ВСУ (вспомогательном силовом устройстве), то... может быть и так. Только смутило, что у них сопло вверх выходит. На нашем Буране, вроде, сопло выходило как и сопла основных движков.

Для тех, кто не знает - у шатла возвращение планирующее, т.е. полет без двигателей. И ему нужно брать где-то энергию для работы бортовых систем и для работы гидравлики. Вот и используется ВСУ как генератор.

hibou ★★★★★
()
Ответ на: Это выхлоп ВДУ от alegz

Да, похоже что с RCS я ошибся :(

Официальная документация говорит про выхлоп:

The turbine exhaust flow returns over the exterior of the gas generator, cooling it, and is then directed overboard through an exhaust duct at the upper portion of the aft fuselage near the vertical stabilizer.

Nixopatolog
()

Хвала местным аналитикам, не думал, что тему на столько раскроют..

sdm
() автор топика
Ответ на: комментарий от a0

>Возможно дожигают остатки топлива токсичного, что-бы получался не такой токсичный, как топливо, выхлоп?

В нашей стране людей на ракеты с несимметричным диметилгидразином не сажают. Только керосин+кислород. В США тоже врядли.

Absurd ★★★
()

Если не ошибаюсь это робота APU (если оно звук издает и пульсирует), которые генерят энергию (100КВт ?) для гидравлики при взлете и посадке. RCS не юзается ниже 20км!

FiXer ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от FiXer

The auxiliary power unit is a hydrazine-fueled, turbine- driven power unit that generates mechanical shaft power to drive a hydraulic pump that produces pressure for the orbiter's hydraulic system. There are three separate APUs, three hydraulic pumps and three hydraulic systems.

FiXer ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от FiXer

Да, выше уже сказали. Я тоже думал об этом, но меня смутило, что сопло наверх выходит. На Буране оно выходило как и сопла двигателя, сзади. Да и на самолетах Сухого тоже сзади.

hibou ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Nixopatolog

APU это на русском языке ВСУ - вспомогательная силовая установка.
На шатлах она тройная ВСУ и работает на гидрозине для поддержки гидросистем борта.
Регуляторы оборотов турбин сбрасывают в выхлопные коллекторы самоспламенящиеся излишки гидразина вытесняемые из мембранных топливных баков азотом.

Картинки ВСУ шатла:
http://www.nasaspaceflight.com/2008/03/ensuring-safe-flight-engineering-effor...
http://www.hsssi.com/hsc/details/0,10389,CLI1_DIV25_ETI5520,00.html#44262h


Описание работы ВСУ шатла:
http://spaceflight.nasa.gov/shuttle/reference/shutref/orbiter/apu/
http://science.ksc.nasa.gov/shuttle/technology/sts-newsref/sts-apu.html#sts-wsb


О гидразине:
http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/548.html
...
Космические системы, такие, как «Галилей"и „Кассини“, оборудованы двигателями для коррекции орбиты, которые работают на гидразине и его гомологах. Например, 133 кг гидразина обеспечивают девятилетнюю работу в космосе двигателей телескопов „Шаттла“. В таких двигателях используют или двухкомпонентное топливо на основе гидразинов (которое самопроизвольно вспыхивает, попадая в двигатель), или один гидразин, который мгновенно разлагается при контакте с предварительно нагретым металлическим катализатором. Происходящее при этом диспропорционирование - другое важное свойство гидразина, вызванное малой прочностью его молекулы:
...
http://www.xumuk.ru/encyklopedia/1014.html
ГИДРАЗИН N2H4 (диамид), бесцв. дымящая на воздухе жидкость с неприятным запахом.
..
Гидразин и его водные р-ры сильно ядовиты, раздражают слизистые оболочки, глаза и дыхат. пути, поражают центр. нервную систему и печень. При попадании гидразина на кожу требуется немедленная ее обработка водой или слабым р-ром к-т;


Видео вспышек и работа ВСУ Шаттла при посадке:
http://www.buzly.com/video/STS-123_Endeavour_Landing/336992/

elipse ★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.