Я много размышлял на тему, чем именно может быть вызванна такая специфично-агрессивная манера модерирования, данного субъекта. И пришел к выводу, что в данном случае нам пришлось столкнуться с т.н. «синдромом профессиональной деформации педагога».
Этот термин обозначает психологические феномены и явления, возникающие в ходе педагогической деятельности (конфликтность, агрессивность и неудовлетворенность работой).
В работе педагога его профессиональные деформации проявляются в позициях, которые он неизменно занимает во взаимоотношениях с детьми и взрослыми. Одна из распространенных типологий включает 2 позиции: «педагог на пьедестале» и «педагог без пьедестала». Первая позиция характеризуется поведением «контролера», которое с годами становится стилем жизни. Психологи назвали это мышлением «красного карандаша». Этот стиль поведения характерен для человека, который в силу своей профессии чувствует себя наделенным особой властью и считает, что он всегда знает правильный ответ на поставленные вопросы. Такая позиция в определенной степени спровоцирована недемократическим устройством всей системы образования и, по мнению психологов, портит жизнь не только воспитанникам, но и самому педагогу. Для системы образования это один из признаков кризиса. Как правило, отношение к поступкам других людей как к контрольной работе, полученной для проверки, готовность замечать прежде всего недостатки других, скорее ругать, чем хвалить, характерны для авторитарного, довлеющего поведения. С педагогами, для которых характерна такая позиция, трудно в повседневном общении хотя сами они часто не замечают этого. Позиция «педагог на пьедестале» может проявляться в ранних стилях поведения, т.е. «пьедесталы», на которые поднимается человек, чтобы «спрятать» от воспитанников свою личность, разные. Американский психотерапевт Вирджиния Сатир предложила типологию стилей родительского воспитания, которую можно перенести на педагогов. Вот эти типы. Педагог-начальник. Его «пьедестал» - власть. От воспитанников он требует прежде всего послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это «опытный учитель», который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих воспитанников (да и своих коллег тоже). Он умело использует знания для поддержания своего авторитета. Он чувствует себя облеченным властью и поэтому особенно принципиален. Он считает, что педагог должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою, единственно «правильную» точку зрения. Смена принятых в обществе стереотипов, любые неопределенные ситуации мучительны для педагогов-начальников. Результаты такого стиля педагогического поведения - конфликты, обиды, «бунт воспитанников», отсутствие искренности во взаимоотношениях с воспитанниками.
Спасибо за внимание, исследования субъекта будут продолжены.