Эта статья является продолжением предыдущей публикации, в которой описывается разработка сетевой библиотеки на C++20. В данном продолжении акцент сделан на более детальном описании разработки алгоритма Raft и его интеграции с сетевой библиотекой.
С годами работы в области распределённых систем, я понял, что мой опыт не будет полным без реализации алгоритма Raft. Это осознание побудило меня к действию: я решил создать свою реализацию, используя асинхронные возможности C++20.
Когда речь идёт об организации надёжного хранения данных на диске, возникает
проблема: надо как-то узнавать о том, что данные на диск не смогли записаться,
и принимать по этому поводу какие-то меры. Есть, конечно, и другая проблема: даже если данные на самом деле записались,
они всё равно могут позже потеряться из-за аппаратного сбоя. Но это другая тема
и тут мы не будем её рассматривать.
libc это стандартная библиотека языка С. До сих пор мы избегали использования
любых функций из стандартной библиотеки, если бы мы попробовали это сделать, то
линкер выдал бы ошибку.
Очень многое из предыдущих частей было сделано для наглядности. К примеру мы
написали свой линкер-скрипт, свой стартовый код, использовали явные адреса
памяти. В этом нет ничего априори плохого, но, вообще говоря, умные люди это всё
уже написали до нас. Поэтому, после того, как стало понятно, как это всё
работает, настало время выкинуть все самодельные велосипеды, посмотреть, как
устроен велосипед из магазина и научиться кататься на нём.
UART это протокол, по которому микроконтроллер может взаимодействовать с
компьютером. Его можно использовать для печати отладочных сообщений, или для
полноценного взаимодействия с программой, запущенной на компьютере. USART это
что-то вроде расширенной версия UART, которую мы использовать не будем, в
документации обычно используется именно этот термин.
До сих пор наши программы для реализации временной задержки использовали пустые
циклы с примерно подобранным числом итераций. Другой подход - использовать
таймеры.
Эта часть будет комбинацией частей 3 и 4. Мы перепишем код из части 3 на C,
используя «инфраструктуру» для сборки из части 4 и познакомимся с некоторыми не
всегда очевидными моментами, которые надо помнить при работе с микроконтроллером
из кода на C.
Знание ассемблера важно, но многие программы разумней писать на C. В этой части
мы напишем простую программу на C, скомпилируем её, исследуем получившийся
объектный файл, правильно скомпонуем и запустим. После этого ещё немного изучим
gdb.
Мигание светодиодом это традиционный hello world для микроконтроллеров. Это один
из самых простых способов взаимодействия с окружающей средой без помощи
отладчика. В этой части именно этим мы и займёмся.
Сразу оговоримся, что эта часть и далее уже очень сильно зависят от конкретного
процессора и даже платы. Все адреса приведены со ссылками на reference manual,
что должно помочь в переводе кода на другие процессоры.
Вообще говоря, прошивка уже была описана в первой части. Нам нужно создать такой
файл, в котором будет записано некое число из четырёх байтов, которое процессор
присвоит регистру sp, далее там будет записан, к примеру, адрес 0x08000131 в
следующих четырёх байтах, далее будут располагаться 296 нулевых байтов (0x130 -
4 - 4 = 304 - 4 - 4 = 296), а за ними 2 инструкции по 4 байта, которые и будут
что-то делать. Итого файл прошивки должен занимать 4 + 4 + 296 + 4 + 4 = 312
байтов. Содержимое этого файла мы запишем в микроконтроллер по адресу
0x08000000, где и располагается флеш-память.
Это текстовая версия статьи, оригинал с картинками вот тут.
Продолжаю раскрывать интересную тему запуска программ нестандартными способами. В этот раз расскажу про запуск ELF-бинарника из скрипта и без записи в файловую систему.
Система сборки SCons в настоящее время не пользуется популярностью,
а зря – это не самый плохой выбор для вашего проекта (даже если его части на разных языках),
особенно, если учесть, что его скрипт сборки может выполнять вызовы языка Python напрямую,
что значительно расширяет возможности управления процессом сборки, списками файлов и т.п.
SCons не использует внешние низкоуровневые системы сборки, как это делают CMake
или Meson, полагаясь на свою собственную встроенную. Есть экспериментальная поддержка
внешней низкоуровневой системы сборки Ninja, но её поддержка очень экспериментальная.
Если скорость сборки вашего проекта слишком критична (это должен быть очень большой проект), то, возможно, SCons вам скорее не подойдёт.
Оценка разницы в скорости здесь всё равно не приводится, но желающие могут протестировать её на примере
проекта The Battle for Wesnoth, где помимо файла проекта SCons (файл SConstruct)
поддерживается система сборки CMake.
Я не использую какую-либо систему сборки на регулярной основе (да я вообще не программист!),
поэтому не знаю даже базовых тонкостей той или иной системы, в том числе и рассматриваемой.
По этой причине сравнения между ними здесь приводиться не будет.
Возможно, что даже описанные ниже вещи можно сделать в рамках SCons проще и иначе.
SCons, по умолчанию, не проверяет изменился ли файл на основе временных меток.
Вместо этого он проверяет контрольные суммы файлов. Но данное поведение настраивается:
взамен можно выбрать проверку временных меток, либо смешанную – одновременно на основе проверки контрольной суммы и временных меток.
Разумеется, что возможности SCons далеко не исчерпываются тем,
что рассматривается в данной статье. С более подробной справкой можно ознакомиться:
Руководство по сборке Funtoo в окружении, не основанном на Funtoo Linux. Цель — показать процесс создания stage3 Funtoo в «произвольном» linux-окружении на примере GNU сборки.
Сегодня мы с вами постараемся написать маленький, но очень полезный плагин расширяющий возможности любителей юмористически-сатирической и даже немного технической площадки линуксоидов — форума linux.org.ru.
Плагин будет представлять из себя расширение для браузеров Mozilla Firefox и Chrome/Chromium, позволяющее отображать изображения непосредственно на страницах ресурса.
Дико извиняюсь за нехватку времени и неполноценный материал (пишу на «скорую руку», завтра может не быть времени) расширение в данном виде скорее «детское», поэтому будет без «фишечек» (хотелось добавить зум и прочее по клику, пока так - по клику открытие изображения на новой вкладке).