LINUX.ORG.RU

Как жить в современном линуксе?

 , , ,


0

3

Не пользовался дома линуксом несколько лет… Снова захотелось. В общем проапдейтил sarge до buster в итоге. Даже иксы стартовали и сраный systemd удалось снести. Но дальше проблемы:

  1. В момент первого запуска иксов нет клавиатуры и мыши (в иксах), надо выткнуть и воткнуть – тут udev что-то делает и всё появляется. Но вот это что-то не делается значит на загрузке? Интересно что, дал бы кто намёк. Мучаюсь с этим последние лет 10.

  2. В alsa параллельно несколько программ не могут выводить! Вот это номер! Когда alsa появилось, то её преимуществом перед OSS заявлялось как раз возможность параллельной работы нескольких программ! Вычитал, что нужно dmix в конфиге. А как же раньше работало??? Ну когда своего .asoundrc не было. Работало же.

  3. Самый сложный вопрос. Каким браузером пользоваться? Установился firefox-esr, и там даже профиль мой старый есть. И сразу яндекс изо всех щелей лезет – спасибо не надо. На работе собрал себе Basilisk, но он явно косячный, часть сайтов приходится смотреть в Chrome. Как быть? В старые времена в дебиане был вполне вменяемый то ли IceWeasel, то ли IceCat. А сейчас? Хочется без яндекса и чтоб без шпионажа.

  4. Как быть с адблоком? Я понимаю, что можно поставить umatrix и/или ublock. Меня беспокоит, что они могут лазить по DOM всех страниц и читать там конфиденциальную информацию, и хуже того, отсылать в тот же яндекс. Получается лечение ещё хуже болезни.

  5. Решается ли проблема video/screen tearing’а в современных браузерах в linux? Через какой механизм, каким образом? Возможно ли с opensource драйвером «radeon» получить приемлимую картинку? Без композитного менеджера? В мане XV_VSYNC на что-то намекает, но что-то мне кажется, судя по отсутствию glxgears, что с textured adapter у меня проблемы. Ещё в мане нашлось «TearFree», надо попробовать…

  6. Куда делась Mesa? «couldn’t find RGB GLX visual…»

[    0.766170] smpboot: CPU0: AMD A10-7890K Radeon R7, 12 Compute Cores 4C+8G (family: 0x15, model: 0x38, stepping: 0x1)

[   11.674289] [drm] amdgpu kernel modesetting enabled.
[   11.674375] amdgpu 0000:00:01.0: CIK support provided by radeon.
[   11.674413] amdgpu 0000:00:01.0: Use radeon.cik_support=0 amdgpu.cik_support=1 to override.

[  995.679934] [drm] radeon kernel modesetting enabled.
[  995.680304] [drm] initializing kernel modesetting (KAVERI 0x1002:0x130F 0x1462:0x7969 0xD4).

[  995.681049] [drm] radeon: 1024M of VRAM memory ready
[  995.681090] [drm] radeon: 2048M of GTT memory ready.
[  995.681136] [drm] Loading kaveri Microcode
[  995.688204] radeon 0000:00:01.0: firmware: direct-loading firmware radeon/kaveri_pfp.bin

[  995.698643] [drm] radeon: dpm initialized
[  995.712868] radeon 0000:00:01.0: firmware: direct-loading firmware radeon/bonaire_uvd.bin
[  995.712925] [drm] Found UVD firmware Version: 1.64 Family ID: 9
[  995.728014] radeon 0000:00:01.0: firmware: direct-loading firmware radeon/BONAIRE_vce.bin
[  995.729239] [drm] Found VCE firmware/feedback version 40.2.2 / 15!
[  995.729303] [drm] GART: num cpu pages 524288, num gpu pages 524288
[  995.751766] [drm] PCIE GART of 2048M enabled (table at 0x000000000030E000).
[  995.751934] radeon 0000:00:01.0: WB enabled

[  997.423736] [drm] Initialized radeon 2.50.0 20080528 for 0000:00:01.0 on minor 0


And X11 logs:

[  1050.890] (II) xfree86: Adding drm device (/dev/dri/card0)
[  1050.925] (II) "glx" will be loaded. This was enabled by default and also specified in the config file.
[  1050.925] (II) LoadModule: "glx"
[  1050.925] (II) Loading /usr/lib/xorg/modules/extensions/libglx.so
[  1050.926] (II) LoadModule: "dri"
[  1050.926] (II) Module "dri" already built-in
[  1050.926] (II) LoadModule: "radeon"
[  1050.927] (II) Loading /usr/lib/xorg/modules/drivers/radeon_drv.so


[  1050.937] (--) RADEON(0): Chipset: "KAVERI" (ChipID = 0x130f)


[  1050.968] (II) Loading sub module "dri2"
[  1050.968] (II) LoadModule: "dri2"
[  1050.968] (II) Module "dri2" already built-in
[  1050.969] (EE) RADEON(0): gbm_create_device returned NULL

[  1051.383] (II) Initializing extension GLX
[  1051.383] (II) AIGLX: Screen 0 is not DRI2 capable
[  1051.383] (EE) AIGLX error: dlopen of /usr/lib/dri/swrast_dri.so failed (/usr/lib/dri/swrast_dri.so: cannot open shared object file: No such file or directory)
[  1051.383] (EE) AIGLX error: unable to load driver swrast
[  1051.383] (EE) GLX: could not load software renderer
[  1051.383] (II) GLX: no usable GL providers found for screen 0

Что не так-то хоть? Раньше (в squeeze) glxgears вроде крутился. Не помню. А до того и матьплата другая была (видео встроенное).

  1. Как отладить проблему в .asoundrc? Сообщения от aplay совершенно бесполезные (ассерты с номерами строк). Раньше был рабочий конфиг, но сейчас поломался (впрочем и железо сменилось, но буковки/циферки вписал от новых карт). Задача: вывести поток параллельно на две звуковые карты и пропустить через эквалайзер до раздвоения.
#defaults.pcm.card 0
#defaults.ctl.card 0

pcm.!default {
	type plug;
	slave.pcm plugequal;
}
ctl.!default {
	type hw
	card "Device"
}

pcm.plugequal {
	type equal;
	#slave.pcm both;
	slave.pcm "plug:both"
}

pcm.both {
	type route;
	slave.pcm {
		type multi;
		slaves.a.pcm "xonar";
		slaves.b.pcm "realtek";
		slaves.a.channels 2;
		slaves.b.channels 2;
		bindings.0.slave a;
		bindings.0.channel 0;
		bindings.1.slave a;
		bindings.1.channel 1;
		bindings.2.slave b;
		bindings.2.channel 0;
		bindings.3.slave b;
		bindings.3.channel 1;
	}

	ttable.0.0 1;
	ttable.1.1 1;
	ttable.0.2 1;
	ttable.1.3 1;
}

ctl.both {
	type hw
	card "Device"
}

pcm.xonar {
	type dmix
	ipc_key 1024
	slave {
		pcm "hw:1"
		#period_time 0
		period_size 1024
		buffer_size 65536
		#buffer_time 0
		#periods 128
		rate 48000
		channels 2
	}
	bindings {
		0 0
		1 1
	}
	slowptr 1
}

ctl.xonar {
	type hw
	card "Device"
}

pcm.realtek {
	type dmix
	ipc_key 2048
	slave {
		pcm "hw:4"
		#period_time 0
		period_size 1024
		buffer_size 65536
		#buffer_time 0
		#periods 128
		rate 48000
		channels 2
	}
	bindings {
		0 0
		1 1
	}
	slowptr 1
}

ctl.realtek {
	type hw
	card "Generic_1"
}

ctl.equal {
	type equal;
}
#pcm.plugequal {
#	type equal;
#	slave.pcm "plug:dmix";
#}
#pcm.!default {
#	type plug;
#	slave.pcm plugequal;
#}


Ответ на: комментарий от bonta

Это где-то в настройках загрузчик а нужно прописать, или это опции для пересборки ядра?

В загрузчике, не знаю какой у тебя дистр, в ubuntu можно тут /etc/default/grub указать параметры ядра и выполнить update-grub

для таких рядовых-повседневных задач, пересобирать ядро, в 2020м году.

Опции с которыми собрано ядро в ubuntu можно увидеть так: cat /boot/config-$(uname -r)

Aber ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от fk0

Оно работает без системд, и всегда работало. systemd не нужен

С добрым утром. Он уже сто лет как часть systemd, есть васяноподелочки типа eudev, но ты явно его не устанавливал. А так ты сломал компонент, сильно зависящий от другого компонента.

Бл@@@, а я не знал, что нельзя и годами пользовался!

Чем ты там годами пользовался, умник? То есть все остальные - дураки, раз придумали такую хрень как звуковой сервер?

Насколько можно ему доверять?

Доверять нельзя никому, кроме себя.

Очевидная проблема, что невозможно включать плагин только для нужных сайтов

Возможно.

Во времена MS-DOS 6.2 умели бороться с тирингом без DRI3… просто синхронизацией вывода картинки с обратным ходом луча. Странно что такая простая технология не доступна в современном нагромождении графических API.

Во времена MS-DOS такого понятия как «видеокарта» и «графический ускоритель» в принципе не существовало. А когда появилось - появились и различные графические API и абстракции к ним. Так что мимо.

WM никакого отношения к этому не имеет

Имеет. DRI3 нужен для отрисовки в обход иксов, напрямую в DRM. Да в иксах это требует некоторой магии, но оно работает. Работает везде кроме упоротой маргинальщины.

PulseAudio не нужен точно так же, как и systemd. Как и композитный window manager не нужен, как весь Gnome не нужен, как KDE не нужны, и вся прочая попса присутствующая в современных дистрибутивах.

Тогда очевидный вопрос - какого хера ты вообще на Linux вернулся/хочешь вернуться? Тебе по сути не нужно 90% современного десктопного линукса. Уж извини, что ради тебя и тебе подобных люди не тормозят прогресс и разивают графику, системные утилиты и так далее. Было бы иначе - до сих пор жили бы с OSS, HAL, GTK2, SysV Init и прочими музейными экспонатами.

Sunderland93 ★★★★★
()

Солярка не имеет ни одной из перечисленных тобой проблем. Инфа - сотка. Ставь соляру.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Бл@@@, а я не знал, что нельзя и годами пользовался!

Чем ты там годами пользовался, умн

ALSA. Она прекрасно работает без pulseaudio, воспроизводя изо всех источников одновременно.

Во времена MS-DOS такого понятия как «видеокарта» и «графический ускоритель» в принципе не существовало.

Да конечно! Были и еще какие: Voodoo которая подключалась к видеокарте и накладывала картинку сверху. И CGA/EGA/VGA/SVGA видяха которая ставилась в ISA/VLBUS/AGP/PCI шину была обязательным атрибутом компа, встроенных не было.

И начиная с EGA было прерывание от кадровой развертки – INT10. В многих играх/демах пользовалось чтоб как раз не было тиринга и т.п. Ждали прерывание, отсчитывали от него какое-то время, в зависимости от Y-координаты объекта на экране, и как луч его прошёл – перерисовывали. Один объект! А не весь экран! На что надо куда меньше памяти. Хотя конечно, понятно, если объектов 100500, то проще рисовать во внеэкранный буфер и после прерывания делать блит в видеопамять.

Было бы иначе - до сих пор жили бы с OSS, HAL, GTK2, SysV Init и прочими музейными экспонатами.

Я б с удовольствием жил с этими экспонатами. Оно работало лучше, чем современное дерьмище: везде глюки, работает только со стандартными настройками и шаг-влево-вправо всё глючит, юзабилити не дотягивает до UI 80-х годов (вроде того, что работать с перекрывающимися окнами стало невозможно) и т.п.

fk0
() автор топика
Ответ на: комментарий от anonymous

Солярка не имеет ни одной из перечисленных тобой проблем. Инфа - сотка. Ставь соляру.

«OpenSolaris: Последняя версия – 2010г.» Как-то печально.

fk0
() автор топика
Ответ на: комментарий от fk0

Я б с удовольствием жил с этими экспонатами.

Это вполне реально. Есть же архивные изошки, накатил и радуйся жизни, не обновляйся и все будет, как ты хочешь.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от fk0

И начиная с EGA было прерывание от кадровой развертки – INT10. В многих играх/демах пользовалось чтоб как раз не было тиринга и т.п. Ждали прерывание, отсчитывали от него какое-то время, в зависимости от Y-координаты объекта на экране, и как луч его прошёл – перерисовывали

Тут есть один существенный момент: протокол X11 не оперирует таким понятием, как вертикальная развертка, и у программы под иксами вообще нет никаких шансов узнать, что тот кусочек экрана был перерисован в нужное время, или даже то, что кадры были отображены в правильной последовательности. Ну т.е. как бы существую расширения, которые были призваны решить эту задачу, но они работают очень плохо, т.к. решают ее для очень маленького подмножества частных случаев, а не глобально.

Khnazile ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от fk0

«OpenSolaris: Последняя версия – 2010г.» Как-то печально.

openindiana

Я правда про нее ничего кроме названия не знаю. А еще была/есть SmartOS, лет 8 назад я работал в фирме где она во всю использовалась.

anonymous
()

Нет, я конечно понимаю, что debian не arch, и обновляться 1-2 раза в год там норма, но не 15 лет же

sarge до buster

d09
()
Ответ на: комментарий от fk0

ALSA. Она прекрасно работает без pulseaudio, воспроизводя изо всех источников одновременно.

Если звуковуха поддерживает, выше уже написали.

Да конечно! Были и еще какие: Voodoo которая подключалась к видеокарте и накладывала картинку сверху. И CGA/EGA/VGA/SVGA видяха которая ставилась в ISA/VLBUS/AGP/PCI шину была обязательным атрибутом компа, встроенных не было.

И начиная с EGA было прерывание от кадровой развертки – INT10. В многих играх/демах пользовалось чтоб как раз не было тиринга и т.п. Ждали прерывание, отсчитывали от него какое-то время, в зависимости от Y-координаты объекта на экране, и как луч его прошёл – перерисовывали. Один объект! А не весь экран! На что надо куда меньше памяти. Хотя конечно, понятно, если объектов 100500, то проще рисовать во внеэкранный буфер и после прерывания делать блит в видеопамять.

Ты жопу с пальцем-то не сравнивай. У ДОСа вообще оконной системы не было, да и то что ты там перечислил не идёт ни в какое сравнение с современными графическими адаптерами.

Я б с удовольствием жил с этими экспонатами. Оно работало лучше, чем современное дерьмище: везде глюки, работает только со стандартными настройками и шаг-влево-вправо всё глючит, юзабилити не дотягивает до UI 80-х годов (вроде того, что работать с перекрывающимися окнами стало невозможно) и т.п.

Просто это тебе так повезло, что ты вместо того чтобы накатить систему с нуля, решил её проапгрейдить, перепрыгнув через несколько выпусков, где отличий больше чем между двумя версиями винды. И теперь сыпешь претензиями, что всё кривое и нерабочее. Почему у других работает, а у тебя нет?

Sunderland93 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Sunderland93

ALSA. Она прекрасно работает без pulseaudio, воспроизводя изо всех источников одновременно.

Если звуковуха поддерживает, выше уже написали.

С любой звуковухой. Причём с двумя.

fk0
() автор топика
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Было бы иначе - до сих пор жили бы с OSS, HAL, GTK2, SysV Init и прочими музейными экспонатами.

Как будто что-то плохое. Прогресс-то в чем?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от fk0

ALSA. Она прекрасно работает без pulseaudio, воспроизводя изо всех источников одновременно.

2020 год кончается, а у тебя все еще одно аудиоустройство?

t184256 ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.