История изменений
Исправление uuwaan, (текущая версия) :
К рипу нужно относиться строго как к ритуалу: есть определённый софт, определённый формат. Отступление от ритуала вызовет слишком дохрена вопросов в релизу, проще сделать по канону сразу.
В рипе ценятся две характеристики:
1) Спектрограмма. Она в основном служит пруфом, что исходный материал – это реально Audio CD, а не MP3. Опционально оценивают степень сжатия динамического диапазона: на студии звукозаписи тихие звуки подтягивают, громкие занижают, это корёжит звуковую картину, считается. Соответственно, между версией альбома со сжатием и без него, выберут версию без сжатия.
2) Точность пауз между треками, начальной тишины и тишины в конце альбома. Считается, что эти паузы – важная составляющая альбома, они участвуют в создании впечатления от альбома наравне с композициями. Из-за этого правильный Рип делается в виде wav+cue (аналог iso-образа), а не нарезкой на отдельные файлы-треки.
Из п. 1 вытекает, что ты считываешь звук с носителя в lossless формат и ни в коем случае не применяешь какие-то фильтры, выравнивание громкости и т.д.
Больше всего геморроя из-за п. 2. Audio CD – это такой супервинил. Звук цифровой, но ты должен ещё умудриться попасть «иглой» точно в нужное тебе место. Привод же штука механическая, у него есть «дрожание» (jitter): ты командуешь начать считывание с одного места, но по факту оно начинается немного раньше или немного позже по треку. Это устраняют использованием как более дорогих приводов (из списка конкретных проверенных моделей), мраморных подставок с виброграсителями и т.п., так и софтово: считывая по N семплов до и после желаемого и сравнивая их с предыдущими считываниями.
Но таким образом устраняется лишь непостоянное дрожание считывателя. Остаётся постоянное: в самом начале считывания сравнивать не с чем, поэтому считанный образ диска целиком может быть на несколько сэмплов сдвинут назад или вперёд относительно гипотетического оригинала. Для компенсации этого сдвига используется доверенная открытая база дисков (в идеале – «золотых» оригиналов). По ней производится расчёт, на сколько сэмплов относительно нужного вперёд-назад улетает конкретно твой привод. В идеальном случае в базе находится тот альбом, который ты рипаешь, в обычном – сначала придётся взять физический CD, который есть и у тебя и в базе, и откалибровать настройки привода по нему.
Всё вышеперечисленное одновременно умеет программа Exact Audio Copy, которая и является рекомендованной. В релиз помимо самого рипа нужно класть лог от этой программы. В нём как раз есть инфа по дрожанию привода и его калибровочному смещению. Вопросы возникают, если это значение 0 (ты вообще не калибровал привод) и больше 10 – привод у тебя ну совсем говно.
Как-то так. Если что-то упустил или не объяснил – вэлком.
Исправление uuwaan, :
К рипу нужно относиться строго как к ритуалу: есть определённый софт, определённый формат. Отступление от ритуала вызовет слишком дохрена вопросов в релизу, проще сделать по канону сразу.
В рипе ценятся две характеристики:
1) Спектрограмма. Она в основном служит пруфом, что исходный материал – это реально Audio CD, а не MP3. Опционально оценивают степень сжатия динамического диапазона: на студии звукозаписи тихие звуки подтягивают, громкие занижают, это корёжит звуковую картину, считается. Соответственно, между версией альбома со сжатием и без него, выберут версию без сжатия.
2) Точность пауз между треками, начальной тишины и тишины в конце альбома. Считается, что эти паузы –важная составляющая альбома, они участвуют в создании впечатления от альбома наравне с композициями.
Из п. 1 вытекает, что ты считываешь звук с носителя в lossless формат и ни в коем случае не применяешь какие-то фильтры, выравнивание громкости и т.д. А также из-за этого пункта рипы рекомендуется делать в виде .wav.flac + cue (аналог iso-образа), а не отдельными треками.
Больше всего геморроя из-за п. 2. Audio CD – это такой супервинил. Звук цифровой, но ты должен ещё умудриться попасть «иглой» точно в нужное тебе место. Привод же штука механическая, у него есть «дрожание» (jitter): ты командуешь начать считывание с одного места, но по факту оно начинается немного раньше или немного позже по треку. Это устраняют использованием как более дорогих приводов (из списка конкретных проверенных моделей), мраморных подставок с виброграсителями и т.п., так и софтово: считывая по N семплов до и после желаемого и сравнивая их с предыдущими считываниями.
Но таким образом устраняется лишь непостоянное дрожание считывателя. Остаётся постоянное: в самом начале считывания сравнивать не с чем, поэтому считанный образ диска целиком может быть на несколько сэмплов сдвинут назад или вперёд относительно гипотетического оригинала. Для компенсации этого сдвига используется доверенная открытая база дисков (в идеале – «золотых» оригиналов). По ней производится расчёт, на сколько сэмплов относительно нужного вперёд-назад улетает конкретно твой привод. В идеальном случае в базе находится тот альбом, который ты рипаешь, в обычном – сначала придётся взять физический CD, который есть и у тебя и в базе, и откалибровать настройки привода по нему.
Всё вышеперечисленное одновременно умеет программа Exact Audio Copy, которая и является рекомендованной. В релиз помимо самого рипа нужно класть лог от этой программы. В нём как раз есть инфа по дрожанию привода и его калибровочному смещению. Вопросы возникают, если это значение 0 (ты вообще не калибровал привод) и больше 10 – привод у тебя ну совсем говно.
Как-то так. Если что-то упустил или не объяснил – вэлком.
Исходная версия uuwaan, :
К рипу нужно относиться строго как к ритуалу: есть определённый софт, определённый формат. Отступление от ритуала вызовет слишком дохрена вопросов в релизу, проще сделать по канону сразу.
В рипе ценятся две характеристики: 1) Спектрограмма. Она в основном служит пруфом, что исходный материал – это реально Audio CD, а не MP3. Опционально оценивают степень сжатия динамического диапазона: на студии звукозаписи тихие звуки подтягивают, громкие занижают, это корёжит звуковую картину, считается. Соответственно, между версией альбома со сжатием и без него, выберут версию без сжатия.
2) Точность пауз между треками, начальной тишины и тишины в конце альбома. Считается, что эти паузы –важная составляющая альбома, они участвуют в создании впечатления от альбома наравне с композициями.
Из п. 1 вытекает, что ты считываешь звук с носителя в lossless формат и ни в коем случае не применяешь какие-то фильтры, выравнивание громкости и т.д. А также из-за этого пункта рипы рекомендуется делать в виде .wav.flac + cue (аналог iso-образа), а не отдельными треками.
Больше всего геморроя из-за п. 2. Audio CD – это такой супервинил. Звук цифровой, но ты должен ещё умудриться попасть «иглой» точно в нужное тебе место. Привод же штука механическая, у него есть «дрожание» (jitter): ты командуешь начать считывание с одного места, но по факту оно начинается немного раньше или немного позже по треку. Это устраняют использованием как более дорогих приводов (из списка конкретных проверенных моделей), мраморных подставок с виброграсителями и т.п., так и софтово: считывая по N семплов до и после желаемого и сравнивая их с предыдущими считываниями.
Но таким образом устраняется лишь непостоянное дрожание считывателя. Остаётся постоянное: в самом начале считывания сравнивать не с чем, поэтому считанный образ диска целиком может быть на несколько сэмплов сдвинут назад или вперёд относительно гипотетического оригинала. Для компенсации этого сдвига используется доверенная открытая база дисков (в идеале – «золотых» оригиналов). По ней производится расчёт, на сколько сэмплов относительно нужного вперёд-назад улетает конкретно твой привод. В идеальном случае в базе находится тот альбом, который ты рипаешь, в обычном – сначала придётся взять физический CD, который есть и у тебя и в базе, и откалибровать настройки привода по нему.
Всё вышеперечисленное одновременно умеет программа Exact Audio Copy, которая и является рекомендованной. В релиз помимо самого рипа нужно класть лог от этой программы. В нём как раз есть инфа по дрожанию привода и его калибровочному смещению. Вопросы возникают, если это значение 0 (ты вообще не калибровал привод) и больше 10 – привод у тебя ну совсем говно.
Как-то так. Если что-то упустил или не объяснил – вэлком.