История изменений
Исправление Iron_Bug, (текущая версия) :
не только на слух. обычно тоника определяется последней нотой фразы или произведения. иногда ещё и первой. и последняя нота либо тоника, либо несовершенные каденции на квинту или кварту (но редко). но там не может оказаться ни секунда, ни терция, ни секста, ни, тем более, септима. поэтому в нотах обычно сразу видно тональность, даже если внутри произведения происходят модуляции.
темперирование имеет смысл для инструментов, у которых высота тона определена самим инструментом. клавишные, ладовые инструменты. для безладовых струнных этой проблемы нет. разница устраняется на слух. и ещё потому, что там нельзя сыграть одновременно и октаву и квинту из нескольких не-соседних октав. и разница не заметна. для духовых вообще нет понятия аккорда, и также высота тона регулируется исполнителем, и тоже нет проблемы. а вот на рояле темперирование имеет большое значение. и поэтому так противно играть с клавишниками :)
Исходная версия Iron_Bug, :
не только на слух. обычно тоника определяется последней нотой фразы или произведения. иногда ещё и первой. и последняя нота либо тоника, либо несовершенные каденции на квинту или кварту (но редко). но там не может оказаться ни секунда, ни терция, ни секста, ни, тем более, септима. поэтому в нотах обычно сразу видно тональность, даже если внутри произведения происходят модуляции.
темперирование имеет смысл для инструментов, у которых высота тона определена самим инструментом. клавишные, ладовые инструменты. для безладовых струнных этой проблемы нет. разница устраняется на слух. и ещё потому, что там нельзя сыграть одновременно и октаву и квинту из нескольких не-соседних октав. и разница не заметна. для духовых вообще нет понятия аккорда, и также высота тона регулируется исполнителем, и тоже нет проблемы. а вот на рояле темперация имеет большое значение. и поэтому так противно играть с клавишниками :)