История изменений
Исправление aureliano15, (текущая версия) :
к моменту начала колонизации Северной Америки англичанами Англия, на сколько я помню, уже была достаточно развитой торговой державой, и говорить об относительной изоляции не стоит.
Так я и сказал, что относительно, а не абсолютно изолированы. Они и в Средние века платили дань датчанам, подвергались завоеванию нормандцев, участвовали в крестовых походах и захватывали значительную часть Франции в Столетней войне. Но что такое несколько купцов и моряков (или в более раннюю эпоху рыцарей и лучников) в сравнении со всем населением? Да и эти путешественники видели иноземную жизнь по большей части мельком, не соприкасаясь с инородцами постоянно в своей обыденной жизни. К тому же воевала и торговала Англия в основном в Европе (за исключением нескольких крестовых походов), которая была по большей части христианской, и культура которой в разных странах была более-менее близка.
Ну и самые кровавые события происходили, вроде бы, уже после отделения США от Англии, а жители бывшей колонии, скорее всего, не были прямо-так изолированы от местных индейцев.
Так и в древней Руси происходили не менее кровавые события, некоторые из которых можно сравнить только с традицией снятия скальпов некоторыми индейцами (кстати, далеко не всеми). Вот, например, описание одного из конфликтов Костомаровым в его «Русской республике»:
Немедленно затем опочане бросились из города и нахватали пленников. Тогда заплатили они равным зверством за тех мертвых детей под Вороночем, которые возбудили ужас летописца-современника. Они отрезывали татарам детородные части и вставляли им в рот, а с ляхов, чехов и волохов сдирали кожи и ободранных показывали на валу неприятелю.
И это они с братьев славян кожу сдирали, к тому же с христиан, будучи сами христианами. Вот ещё цитата из той же книжки:
Великий князь Димитрий жаловался, что новгородские ушкуйники ограбили под Новгородом его московских гостей. Новгородское вече дало такой ответ: Это ходили молодые люди на Волгу, без нашего слова; да они твоих купцов не грабили, а грабили бесермен. За это не сердись на нас". Если новгородское вече не давало позволения на такие походы, то, очевидно, смотрело на них сквозь пальцы и, по общим понятиям того времени, пограбить и побить бесермен казалось дозволительно.
Т. е. и на Руси к инородцам, а порой и к своим относились крайне жестоко. Однако как бы то ни было, наличие этих инородцев было фактом, от которого нельзя было отмахнуться. Приходилось с ними соседствовать, заключать договора, а порой и союзы. И это приучало людей как-то уживаться с ними, видеть в них людей. Подобно чукчам, которые по вашей же ссылке хоть и не любили русских, но признавали их людьми (т. е. как минимум равными себе).
Европейские же колонисты приехали в Северную Америку, имея намного меньший опыт общения с чуждыми им культурами. И приехали они туда уже с пушками и ружьями, которых не было у индейцев. Соответственно, за людей они их не считали, подобно тем же чукчам, не признававших людьми более слабые племена.
Разумеется, я немного утрирую. Когда им было нужно, они и с индейцами заключали договора и даже военные союзы. Да и отношение к «другим» постепенно менялось. Уже к середине 19 века, т. е. меньше чем через век после образования США, появилась республиканская партия, топившая за отмену рабства. Но и тогда герой Америки Линкольн говорил про негров следующее:
Я не могу представить большего бедствия, чем интеграция негра в нашу социальную и политическую жизнь в качестве равного нам… В течение двадцати лет мы сможем мирно переселить негра в условия, в которых он сможет в полной мере стать человеком. Этого он никогда не сможет сделать здесь… Я не выступаю и никогда не выступал ни за предоставление неграм права голоса или права быть членами жюри присяжных, ни за то, чтобы они имели право возглавлять правительство, ни за то, чтобы они заключали браки с белыми.
Вот если бы он сейчас восстал из гроба и публично повторил эти слова, какая была бы реакция? Т. е. американцы довольно сильно изменились за первый век своей истории и ещё сильнее за последующие полтора века. А нам на это понадобилось довольно много веков. Но это не потому, что американцы умнее нас, а просто время изменилось, и появились новые идеи и понятия.
Исходная версия aureliano15, :
к моменту начала колонизации Северной Америки англичанами Англия, на сколько я помню, уже была достаточно развитой торговой державой, и говорить об относительной изоляции не стоит.
Так я и сказал, что относительно, а не абсолютно изолированы. Они и в Средние века платили дань датчанам, подвергались завоеванию нормандцев, участвовали в крестовых походах и захватывали значительную часть Франции в Столетней войне. Но что такое несколько купцов и моряков (или в более раннюю эпоху рыцарей и лучников) в сравнении со всем населением? Да и эти путешественники видели иноземную жизнь по большей части мельком, не соприкасаясь с инородцами постоянно в своей обыденной жизни. К тому же воевала и торговала Англия в основном в Европе (за исключением нескольких крестовых походов), которая была по большей части христианской, и культура которой в разных странах была более-менее близка.
Ну и самые кровавые события происходили, вроде бы, уже после отделения США от Англии, а жители бывшей колонии, скорее всего, не были прямо-так изолированы от местных индейцев.
Так и в древней Руси происходили не менее кровавые события, некоторые из которых можно сравнить только с традицией снятия скальпов некоторыми индейцами (кстати, далеко не всеми). Вот, например, описание одного из конфликтов Костомаровым в его «Русской республике»:
Немедленно затем опочане бросились из города и нахватали пленников. Тогда заплатили они равным зверством за тех мертвых детей под Вороночем, которые возбудили ужас летописца-современника. Они отрезывали татарам детородные части и вставляли им в рот, а с ляхов, чехов и волохов сдирали кожи и ободранных показывали на валу неприятелю.
И это они с братьев славян кожу сдирали, к тому же с христиан, будучи сами христианами. Вот ещё цитата из той же книжки:
Великий князь Димитрий жаловался, что новгородские ушкуйники ограбили под Новгородом его московских гостей. Новгородское вече дало такой ответ: Это ходили молодые люди на Волгу, без нашего слова; да они твоих купцов не грабили, а грабили бесермен. За это не сердись на нас". Если новгородское вече не давало позволения на такие походы, то, очевидно, смотрело на них сквозь пальцы и, по общим понятиям того времени, пограбить и побить бесермен казалось дозволительно.
Т. е. и на Руси к инородцам, а порой и к своим относились крайне жестоко. Однако как бы то ни было, наличие этих инородцев было фактом, от которого нельзя было отмахнуться. Приходилось с ними соседствовать, заключать договора, а порой и союзы. И это приучало людей как-то уживаться с ними, видеть в них людей. Подобно чукчам, которые по вашей же ссылке хоть и не любили русских, но признавали их людьми (т. е. как минимум равными себе).
Европейские же колонисты приехали в Северную Америку, имея намного меньший опыт общения с чуждыми им культурами. И приехали они туда уже с пушками и ружьями, которых не было у индейцев. Соответственно, за людей они их не считали, подобно тем же чукчам, не признававших людьми более слабые племена.
Разумеется, я немного утрирую. Когда им было нужно, они и с индейцами заключали договора и даже военные союзы. Да и отношение к «другим» постепенно менялось. Уже к середине 19 века, т. е. меньше чем через век после образования США, появилась республиканская партия, топившая за отмену рабства. Но и тогда герой Америки Линкольн говорил про негров следующее:
Я не могу представить большего бедствия, чем интеграция негра в нашу социальную и политическую жизнь в качестве равного нам… В течение двадцати лет мы сможем мирно переселить негра в условия, в которых он сможет в полной мере стать человеком. Этого он никогда не сможет сделать здесь… Я не выступаю и никогда не выступал ни за предоставление неграм права голоса или права быть членами жюри присяжных, ни за то, чтобы они имели право возглавлять правительство, ни за то, чтобы они заключали браки с белыми.
Вот если бы он сейчас восстал из гроба и публично повторил эти слова, какая была бы реакция? Т. е. американцы довольно сильно изменились за первый век своей истории и ещё сильнее за последующие полтора века. А нам на это понадобилось довольно много веков. Но это не потому, что американцы умнее нас, а просто время изменилось и появились новые идеи и понятия.