LINUX.ORG.RU

История изменений

Исправление aureliano15, (текущая версия) :

Тот же Малевич не эмигрировал.

потому что трудился над социалистическими темами.

Почему — это другой вопрос. Главное, что остался. А значит, на тот момент работать в Советской России ему представлялось более перспективным, чем на Западе.

а что Кандинский? Уехал? Уехал. ты логику-то пойми. Как в СССР могло появляться искусство, если такие темы, как свобода мысли, религия и т.д. были под запретом и осуждались?

Так я и не говорил, что сталинский и послесталинский режим способствовал развитию авангардизма и других непривычных направлений. Я говорил только 3 вещи:

1. Даже несмотря на то, что при позднем Сталине и после него всё новое воспринималось в штыки, полностью задушить это новое не удалось.

2. Да и цели уничтожить искусство не стояло. Было определённое понимание того, что есть «настоящее» искусство, и это «настоящее» в понимании властей поощрялось. И оно далеко не всегда было таким уж плохим. Хотя в целом, соглашусь, такая практика мягко говоря не способствовала развитию. Тут я полностью согласен.

3. И главное, настоящей альтернативы после Октябрьской революции этому пути на самом деле и не было. Потому что белые были совсем не сторонниками свободы и либерализма. Конечно, под их флагами объединялись разные люди: и либералы типа Набокова, и даже умеренно левые, но основной их силой были военные, которые в массе своей в лучшем случае были ультраконсерваторами и монархистами, а в худшем — откровенными фашистами. И не случайно, что многие из них в конце концов или поддержали Сталина (Булгаков, например, им восхищался, хоть и был вполне гражданским человеком, случайно ставшим офицером), решив, что это «русский Бонапарт», задавивший революцию; или Гитлера (это и Краснов, и Шкуро, и многие другие). Были даже такие, кто умудрялся восхищаться обоими. Таких типов хорошо описал Набоков в рассказе «Жанровая сцена»:

 — Боюсь, нам следует набраться терпения, — сказал д-р Туфлинг со своей невозможной улыбкой, — и принять во внимание особенности богатого семитского воображения, которое держит в подчинении американскую печать. Кроме того, необходимо помнить, что чистоплотным германским солдатам приходилось принимать и сугубо санитарные меры в отношении трупов пожилых людей, умерших в лагере, а в некоторых случаях надо было избавляться от жертв тифозных эпидемий. Сам я совершенно свободен от расовых предрассудков и не понимаю, почему эти вековые расовые проблемы должны влиять на отношение к Германии, да еще теперь, когда она капитулировала. Особенно, если вспомнить, как англичане обходятся с туземцами в своих колониях.

 — Или как большевики-евреи обходились с русскими — ай-яй-яй! — заметил полковник Мельников.

 — Но ведь это все в прошлом, не правда ли? — спросила мадам Галль.

 — Конечно, конечно, — сказал полковник. — Великий русский народ пробудился, и мое отечество снова сделалось великим. У нас было три великих вождя. Был Иван, которого враги прозвали Грозным, потом был Петр Великий, а теперь Иосиф Сталин. Сам я белоэмигрант и служил в императорской гвардии, но я еще и русский патриот и русский христианин. Сегодня в каждом слове, которое исходит из России, чувствуется мощь, чувствуется величие старой матушки-Руси. Она снова стала страной солдат, страной веры, страной истинных славян. И мне известно, что когда Красная Армия занимала города Германии, ни один волос не упал с немецких плеч.

 — Головы, — сказала мадам Галль.

 — Да, — сказал полковник, — ни одной головы не упало с их плеч.

 — Мы все восхищаемся вашими соотечественниками, — сказала мадам Мулбери. — Но что если коммунизм распространится и на Германию?

 — Если мне будет позволено высказать свое мнение, — сказал д-р Туфлинг, — я желал бы заметить, что если мы не будем бдительны, то никакой Германии вообще не станет. Главная задача, которую Америке придется решать, это не допустить, чтобы победители поработили немецкий народ, и запретить им посылать молодых и здоровых, немощных и стариков, — интеллигенцию и гражданских лиц — работать как каторжники в бескрайних восточных землях. Это идет вразрез со всеми демократическими и военными принципами. Если вы скажете на это, что немцы именно так и поступали с покоренными народами, я напомню вам три факта: во-первых, Германское государство не было демократическим и, стало быть, от него нельзя было ждать соответствующего поведения; во-вторых, большинство, если не все так называемые «рабы» пришли по доброй воле; в-третьих — и это самое главное — их хорошо кормили, одевали, селили в цивилизованных местах, которые, несмотря на наше естественное восхищение колоссальным количеством населения России и ее географией, немцам трудновато будет найти в стране Советов.

Вот перечитываю этот диалог, и очень он напоминает речи как современных русских нациков, так и некоторых современных русских записных «демократов». Сколько лет прошло, а мало что изменилось. И это не «совки», а как раз та старая Россия, «которую мы потеряли». Не только Россия, конечно, но и Америка тех времён. Так что подобная шиза свойственна далеко не только русским.

И только небольшая часть бывших военных не поддерживали ни того, ни другого, как Деникин. Но среди военных таких было мало. Тот же Деникин с самого начала был очень непопулярен в белой армии, и при первых же неудачах его заменили на Врангеля. А штатские либералы погоды в этом движении не делали.

возвращаемся к первоначальной идее. я говорю, что при «белых» у культуры был шанс, в отличие от красных.

Очень может статься, что при белых и Маяковский, и тот же Малевич были бы повешены на первом фонаре, если не успели б убежать за границу. Конечно, религиозные деятели поощрялись бы. Зато другие зажимались. И мы бы получили те же яйца, но вид сбоку. Разумеется, подобного рода гадания спекулятивны. Но тут ничего не поделать: повторить тот эксперимент с немного другими условиями, чтобы победили белые, невозможно. Поэтому и мне, и тебе остаётся только спекулировать на эту тему. Но моя спекуляция представляется мне более обоснованной. Впрочем, тебе всё может представляться ровно наоборот.

Исходная версия aureliano15, :

Тот же Малевич не эмигрировал.

потому что трудился над социалистическими темами.

Почему — это другой вопрос. Главное, что остался. А значит, на тот момент работать в Советской России ему представлялось более перспективным, чем на Западе.

а что Кандинский? Уехал? Уехал. ты логику-то пойми. Как в СССР могло появляться искусство, если такие темы, как свобода мысли, религия и т.д. были под запретом и осуждались?

Так я и не говорил, что сталинский и послесталинский режим способствовал развитию авангардизма и других непривычных направлений. Я говорил только 3 вещи:

1. Даже несмотря на то, что при позднем Сталине и после него всё новое воспринималось в штыки, полностью задушить это новое не удалось.

2. Да и цели уничтожить искусство не стояло. Было определённое понимание того, что есть «настоящее» искусство, и это «настоящее» в понимании властей поощрялось. И оно далеко не всегда было таким уж плохим. Хотя в целом, соглашусь, такая практика мягко говоря не способствовала развитию. Тут я полностью согласен.

3. И главное, настоящей альтернативы после Октябрьской революции этому пути на самом деле и не было. Потому что белые были совсем не сторонниками свободы и либерализма. Конечно, под их флагами объединялись разные люди: и либералы типа Набокова и даже умеренно левые, но основной их силой были военные, которые в массе своей в лучшем случае были ультраконсерваторами и монархистами, а в худшем — откровенными фашистами. И не случайно, что многие из них в конце концов или поддержали Сталина (Булгаков, например, им восхищался, хоть и был вполне гражданским человеком, случайно ставшим офицером), решив, что это «русский Бонапарт», задавивший революцию; или Гитлера (это и Краснов, и Шкуро, и многие другие). Были даже такие, кто умудрялся восхищаться обоими. Таких типов хорошо описал Набоков в рассказе «Жанровая сцена»:

 — Боюсь, нам следует набраться терпения, — сказал д-р Туфлинг со своей невозможной улыбкой, — и принять во внимание особенности богатого семитского воображения, которое держит в подчинении американскую печать. Кроме того, необходимо помнить, что чистоплотным германским солдатам приходилось принимать и сугубо санитарные меры в отношении трупов пожилых людей, умерших в лагере, а в некоторых случаях надо было избавляться от жертв тифозных эпидемий. Сам я совершенно свободен от расовых предрассудков и не понимаю, почему эти вековые расовые проблемы должны влиять на отношение к Германии, да еще теперь, когда она капитулировала. Особенно, если вспомнить, как англичане обходятся с туземцами в своих колониях.

 — Или как большевики-евреи обходились с русскими — ай-яй-яй! — заметил полковник Мельников.

 — Но ведь это все в прошлом, не правда ли? — спросила мадам Галль.

 — Конечно, конечно, — сказал полковник. — Великий русский народ пробудился, и мое отечество снова сделалось великим. У нас было три великих вождя. Был Иван, которого враги прозвали Грозным, потом был Петр Великий, а теперь Иосиф Сталин. Сам я белоэмигрант и служил в императорской гвардии, но я еще и русский патриот и русский христианин. Сегодня в каждом слове, которое исходит из России, чувствуется мощь, чувствуется величие старой матушки-Руси. Она снова стала страной солдат, страной веры, страной истинных славян. И мне известно, что когда Красная Армия занимала города Германии, ни один волос не упал с немецких плеч.

 — Головы, — сказала мадам Галль.

 — Да, — сказал полковник, — ни одной головы не упало с их плеч.

 — Мы все восхищаемся вашими соотечественниками, — сказала мадам Мулбери. — Но что если коммунизм распространится и на Германию?

 — Если мне будет позволено высказать свое мнение, — сказал д-р Туфлинг, — я желал бы заметить, что если мы не будем бдительны, то никакой Германии вообще не станет. Главная задача, которую Америке придется решать, это не допустить, чтобы победители поработили немецкий народ, и запретить им посылать молодых и здоровых, немощных и стариков, — интеллигенцию и гражданских лиц — работать как каторжники в бескрайних восточных землях. Это идет вразрез со всеми демократическими и военными принципами. Если вы скажете на это, что немцы именно так и поступали с покоренными народами, я напомню вам три факта: во-первых, Германское государство не было демократическим и, стало быть, от него нельзя было ждать соответствующего поведения; во-вторых, большинство, если не все так называемые «рабы» пришли по доброй воле; в-третьих — и это самое главное — их хорошо кормили, одевали, селили в цивилизованных местах, которые, несмотря на наше естественное восхищение колоссальным количеством населения России и ее географией, немцам трудновато будет найти в стране Советов.

Вот перечитываю этот диалог, и очень он напоминает речи как современных русских нациков, так и некоторых современных русских записных «демократов». Сколько лет прошло, а мало что изменилось. И это не «совки», а как раз та старая Россия, «которую мы потеряли». Не только Россия, конечно, но и Америка тех времён. Так что подобная шиза свойственна далеко не только русским.

И только небольшая часть бывших военных не поддерживали ни того, ни другого, как Деникин. Но среди военных таких было мало. Тот же Деникин с самого начала был очень непопулярен в белой армии, и при первых же неудачах его заменили на Врангеля. А штатские либералы погоды в этом движении не делали.

возвращаемся к первоначальной идее. я говорю, что при «белых» у культуры был шанс, в отличие от красных.

Очень может статься, что при белых и Маяковский, и тот же Малевич были бы повешены на первом фонаре, если не успели б убежать за границу. Конечно, религиозные деятели поощрялись бы. Зато другие зажимались. И мы бы получили те же яйца, но вид сбоку. Разумеется, подобного рода гадания спекулятивны. Но тут ничего не поделать: повторить тот эксперимент с немного другими условиями, чтобы победили белые, невозможно. Поэтому и мне, и тебе остаётся только спекулировать на эту тему. Но моя спекуляция представляется мне более обоснованной. Впрочем, тебе всё может представляться ровно наоборот.