Напомните мне у какого фантаста я такое вот читал?
Компьютеры достигли «квантового и энтропийного предела», так и назывались ЕМНИП «предельные компьютеры», дальнейшее наращивание мощностей «вглубь» стало невозможно. В результате вычислительная архитектура «окаменела» в этом «предельном» состоянии и стабилизировалась на сотни и тысячи лет.
На низком уровне софт тоже «окаменел» и «одичал», программисты его писавшие давно уже умерли, исходники утеряны, как «низкий уровень» работает никто уже давно не понимает и системно разобраться в наслоениях софта за десятки сотен лет тоже невозможно, так как софт «самомодифицирующийся», многократно изменялся и «мутировал».
Программирование осталось исключительно «прикладное», на абстрактно высоком уровне, но существует профессия «программный археолог», они разыскивают древние исходники, системные утилиты, пытаются реверсинженерить унаследованные пласты. Профессия считается «грязной» и криминальной, так как грань между «программным археологом» и «хакером» отсутствует.
«Хакер» в этом мире подобен магу, в том числе и тем что «системное» знание и понимание программной архитектуры у него отсутствует, да и взять его в упорядоченном виде неоткуда. Поэтому его приёмы мало отличаются от «заклинаний», и кто больше «заклинаний» знает — тот и круче. Собсно эти «заклинания» как раз и раскапываются «программными археологами». И особенную ценность имеют пропавшие сотни лет назад корабли и утерянные колонии, так как они могут содержать в своих носителях «изначальный» древний код и утилиты.