История изменений
Исправление mydibyje, (текущая версия) :
Тут ‘‘инсайдер’’ пишет, что сбой мог быть аппаратным:
Cистема управления менялась три раза, санкционные компоненты импортозамещались на местные, потом еще импортозамещались, потом еще немного. Если первый датчик навигации на американских компонентах БИБ весил 1,5 кг, на европейских компонентах Astrix весил 4,5 кг, то российский БИУС-Л весил полновесные 10 кг.
Странности по «Луне-25» пошли после отделения от РБ «Фрегат». Ещё до первой коррекции с импортозамещённого акселерометра стали приходить данные с отклонениями. На борту был такой же прибор на американских комплектующих — БИБ, но он был не в контуре управления. Почти такой же, как и российский, но работает. И весит в 7 раз меньше. Но не в контуре, летел пассажиром в квалификационном, так сказать, режиме.
После подачи команды с Земли частично импортозамещенный бортовой компьютер начал работать и проводить вычисления, но не смог своевременно остановить подачу импульса. Он опирался на данные ускорения от полностью импортозамещенного БИУСа-Л, который с точки зрения программного обеспечения выдавал некорректные данные. Возможно, что на самом деле БИУС выдавал правильные данные, но это импортозамещенный интерфейс с периферией выдавал ошибки, в то время как вычислительная машина пыталась интегрировать эти ошибки как данные. Вариантов отказа здесь — море. В конце-концов дедовскому таймеру это надоело, он прекратил это безобразие системы управления и аварийно отрубил двигатели, но было уже поздно.
P.S. А вот тут пишут что:
Перспективный прибор БИБ (Блок инерциальный бесплатформенный) разработки НПО ИТ не прошел вибрационные испытания. БИБ все-таки полетит на «Луне-25», но в качестве экспериментального образца, не включенного в контур управления.
Так что инсайдер что-то намудрил с «БИБ работает»…
Газета писала несколько лет назад, что Биусов будет 2 (кстати в инсайде сверху про второй ни слова):
— БИУС-Л это бесплатформенный измерительный блок, который служит для измерения угловых скоростей и линейных ускорений, воздействующих на космический аппарат. Задача их[угловые скорости и линейные ускорения] измерять и передавать в бортовую систему управления аппарата. Управляющая машина, обработав данные, сможет скомпенсировать эти воздействия. За счет этого поддерживается стабилизация и определяется пройденный путь аппарата.
— При этом на «Луне-25» будут стоять два прибора «Биус-Л»…
— Да, для надежности ставятся два прибора, они развернуты относительно друг друга, и работают параллельно. В случае, если у системы управления возникает подозрение, что один из приборов показывает не совсем то, что на него воздействует, она начинает работать со вторым прибором.
Ещё про БИУС:
— Как быстро вы разработали БИУС-Л?
— Разработан и изготовлен он был буквально за полтора года. Для таких задач это очень быстрый срок. Для сравнения: в обычных, не авральных, условиях на создание подобного прибора уходит в среднем 3-4 года.
Исправление mydibyje, :
Тут ‘‘инсайдер’’ пишет, что сбой мог быть аппаратным:
Cистема управления менялась три раза, санкционные компоненты импортозамещались на местные, потом еще импортозамещались, потом еще немного. Если первый датчик навигации на американских компонентах БИБ весил 1,5 кг, на европейских компонентах Astrix весил 4,5 кг, то российский БИУС-Л весил полновесные 10 кг.
Странности по «Луне-25» пошли после отделения от РБ «Фрегат». Ещё до первой коррекции с импортозамещённого акселерометра стали приходить данные с отклонениями. На борту был такой же прибор на американских комплектующих — БИБ, но он был не в контуре управления. Почти такой же, как и российский, но работает. И весит в 7 раз меньше. Но не в контуре, летел пассажиром в квалификационном, так сказать, режиме.
После подачи команды с Земли частично импортозамещенный бортовой компьютер начал работать и проводить вычисления, но не смог своевременно остановить подачу импульса. Он опирался на данные ускорения от полностью импортозамещенного БИУСа-Л, который с точки зрения программного обеспечения выдавал некорректные данные. Возможно, что на самом деле БИУС выдавал правильные данные, но это импортозамещенный интерфейс с периферией выдавал ошибки, в то время как вычислительная машина пыталась интегрировать эти ошибки как данные. Вариантов отказа здесь — море. В конце-концов дедовскому таймеру это надоело, он прекратил это безобразие системы управления и аварийно отрубил двигатели, но было уже поздно.
Газета писала несколько лет назад, что Биусов будет 2 (кстати в инсайде сверху про второй ни слова):
— БИУС-Л это бесплатформенный измерительный блок, который служит для измерения угловых скоростей и линейных ускорений, воздействующих на космический аппарат. Задача их[угловые скорости и линейные ускорения] измерять и передавать в бортовую систему управления аппарата. Управляющая машина, обработав данные, сможет скомпенсировать эти воздействия. За счет этого поддерживается стабилизация и определяется пройденный путь аппарата.
— При этом на «Луне-25» будут стоять два прибора «Биус-Л»…
— Да, для надежности ставятся два прибора, они развернуты относительно друг друга, и работают параллельно. В случае, если у системы управления возникает подозрение, что один из приборов показывает не совсем то, что на него воздействует, она начинает работать со вторым прибором.
Ещё про БИУС:
— Как быстро вы разработали БИУС-Л?
— Разработан и изготовлен он был буквально за полтора года. Для таких задач это очень быстрый срок. Для сравнения: в обычных, не авральных, условиях на создание подобного прибора уходит в среднем 3-4 года.
Исходная версия mydibyje, :
Тут ‘‘инсайдер’’ пишет, что сбой мог быть аппаратным:
Cистема управления менялась три раза, санкционные компоненты импортозамещались на местные, потом еще импортозамещались, потом еще немного. Если первый датчик навигации на американских компонентах БИБ весил 1,5 кг, на европейских компонентах Astrix весил 4,5 кг, то российский БИУС-Л весил полновесные 10 кг.
Странности по «Луне-25» пошли после отделения от РБ «Фрегат». Ещё до первой коррекции с импортозамещённого акселерометра стали приходить данные с отклонениями. На борту был такой же прибор на американских комплектующих — БИБ, но он был не в контуре управления. Почти такой же, как и российский, но работает. И весит в 7 раз меньше. Но не в контуре, летел пассажиром в квалификационном, так сказать, режиме.
После подачи команды с Земли частично импортозамещенный бортовой компьютер начал работать и проводить вычисления, но не смог своевременно остановить подачу импульса. Он опирался на данные ускорения от полностью импортозамещенного БИУСа-Л, который с точки зрения программного обеспечения выдавал некорректные данные. Возможно, что на самом деле БИУС выдавал правильные данные, но это импортозамещенный интерфейс с периферией выдавал ошибки, в то время как вычислительная машина пыталась интегрировать эти ошибки как данные. Вариантов отказа здесь — море. В конце-концов дедовскому таймеру это надоело, он прекратил это безобразие системы управления и аварийно отрубил двигатели, но было уже поздно.
Газета писала несколько лет назад, что Биусов будет 2 (кстати в инсайде сверху про второй ни слова):
— БИУС-Л это бесплатформенный измерительный блок, который служит для измерения угловых скоростей и линейных ускорений, воздействующих на космический аппарат. Задача их[угловые скорости и линейные ускорения] измерять и передавать в бортовую систему управления аппарата. Управляющая машина, обработав данные, сможет скомпенсировать эти воздействия. За счет этого поддерживается стабилизация и определяется пройденный путь аппарата.
— При этом на «Луне-25» будут стоять два прибора «Биус-Л»…
— Да, для надежности ставятся два прибора, они развернуты относительно друг друга, и работают параллельно. В случае, если у системы управления возникает подозрение, что один из приборов показывает не совсем то, что на него воздействует, она начинает работать со вторым прибором.