LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

GTK перевёл бэкенд для X11 в разряд устаревших

 , , ,


0

4

Разработчики библиотеки GTK объявили о присвоении статуса устаревшего бэкенду для протокола X11 и намерении прекратить поддержку X11 в ветке GTK 5. Несмотря на устаревший статус, в ветке GTK 4 работа на системах X11 будет сохранена.

Желание избавиться от бэкенда X11 объясняется прекращением активности по развитию протокола X11 и проблемами с сопровождающими - бэкенд поддерживается по остаточному принципу, так как имеющиеся разработчики GTK и GNOME сосредоточены на Wayland. Из-за стагнации в разработке бэкенда, он тормозит реализацию новых возможностей в GTK. В 2022 году была предпринята попытка найти лиц, заинтересованных в поддержке протокола X11 в GTK и готовых взять на себя сопровождение бэкенда, но их так и не нашлось.

Кроме X11 устаревшим объявлен бэкенд Broadway, позволяющий отрисовывать вывод библиотеки GTK в окне web-браузера, а также класс GtkShortcutsWindow, отображающий подсказку по клавиатурным комбинациям и экранным жестам. Вместо GtkShortcutsWindow планируют предложить замену, которая войдёт в состав осеннего значительного релиза libadwaita.

Дополнительно можно упомянуть публикацию выпуска GTK 4.17.4 в тестовой ветке 4.17, развивающей функциональность для будущей стабильной ветки 4.18. В состав GTK 4.17.4 включён экспериментальный бэкенд, позволяющий запускать GTK-приложения на смартфонах с платформой Android. Для ознакомления с возможностями GTK на устройствах с Android подготовлен apk-пакет с демонстрационным мобильным приложением.

Из состава GTK 4.17.4 удалён движок отрисовки «gl», использующий OpenGL. Начиная с GTK 4.14 в состав входит новый движок «ngl», реализующий уровень абстракции для OpenGL, работающий поверх Vulkan. Из ограничений движка «ngl» отмечается прекращение поддержки систем со старыми драйверами и устаревшим оборудованием.

Источник: https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=62658.

★★★★★
Ответ на: комментарий от Shadow

Чтобы ренедерить со 144к\с(а то и 280). Плавность и всё такое.

Loki13 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Shadow

Странный юзкейс, ну да ладно.

А что странного, вот перед тобой 2 монитора, ты взял и перетащил гимп с одного на другой в процессе работы. И это я не говорю про вариант, когда половина панелей на одном мониторе, а половина на другом, хотя, это и правда странно, да.

Loki13 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Loki13

GTK всем ООП покажет как надо в ООП, хоть и написан на сишке. А интерфейсы можно писать на чём угодно, там прекрасная инфраструктура биндингов. Сишка хороша как раз тем, что позволяет делать очень портабельные FFI ABI в движке. В гноме новые аппы вон сейчас пишут на Vala или Rust.

snizovtsev ★★★★★
()
Последнее исправление: snizovtsev (всего исправлений: 4)
Ответ на: комментарий от Loki13

Фиг знает что они там сломали по пути

Они сломали сглаживание шрифтов. Так что пусть у юзера глаза вытекают, зато гуи рисуются на GPU. Я тут обновил transmission и охренел от вырвиглазия. Быстрее работать оно не стало, что характерно.

bread
()
Ответ на: комментарий от bread

Они сломали сглаживание шрифтов

Поискал что у меня на gtk4, вроде easyeffects с ним собран. Запустил. Не заметил какого-то особого вырвиглазия. Но у меня с другой стороны не показательно, т.к. dpi 162, мне сглаживание вообще не особо нужно.

Upd: Всё же увидел глюки гтк4(или моих настроек с ним), курсор конских размеров становится в приложении gtk4.

Loki13 ★★★★★
()
Последнее исправление: Loki13 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Loki13

dpi 162

Поздравляю! Но у меня это выглядит как ШГ из 90-х. Пока решается пересборкой с gtk3. Так-то никто особо не торопится портировать. Но в будущем наверно придется о гтк-софте забыть. Хотя кутешники тоже могут загеноцидить lowdpi, не заржавеет за ними.

bread
()
Ответ на: комментарий от Loki13

Я слышал, что GTK4 на GPU рисуется в отличии от третьего.

А расскажи, зачем рисовать статичный, сцуко, гуй на GPU? Что, он меняется 60 раз в секунду? Или что? Там видео вместо фона? А владельцам ноутбуков что делать?

PPP328 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от thunar

А хоть где ни будь озаботились написать ответ ЗАЧЕМ всё таки нужны GTK4 и GTK5 когда есть GTK3*?

GTK2 потихоньку умирает. У многих он уже не установлен. А если оставить только GTK3, он будет у тебя на компьютере один, а это непорядок. Поэтому, всвязи с постепенным отказом от GTK2, пришлось сделать GTK4, который такой же по сути как GTK3, но ставить надо отдельно. А чтобы проблема отсутствия в системе хотя бы двух версий GTK не возникала в будущем, было нужно превентивно сделать ещё и GTK5.

CrX ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Loki13

Ну так и в gtk3 та же проблема, они же не сделали разный DPI на разные мониторы. А fractional scaling очень плохо работает.

MOPKOBKA ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от CrX

А если оставить только GTK3, он будет у тебя на компьютере один, а это непорядок.

В слаке уже 4 штуки. Первый тоже в наличии, да.

bread
()
Ответ на: комментарий от Loki13

Да не, уж при живом Авито, можно нормально апгрейдиться.

Shadow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от PPP328

А владельцам ноутбуков что делать?

Радоваться. Вместо раскочегаривания проца и перегона пикселей по шине можно отделаться командами в сторону гпу, за что батарея скажет спасибо.

MagicMirror ★★
()
Ответ на: комментарий от Rootlexx

Он, есть но поддержка вулкана на зачаточном уровне, а сейчас opengl закапывают же, не?

@MagicMirror, так вместо GPU-затычка, как оно работать должно?

PPP328 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от PPP328

так вместо GPU-затычка

Шейдеры всё ещё быстрее чем на CPU. Телефоны в жалкие несколько ватт укладываются с разрешениями 2к и больше как раз на своих «затычках».

MagicMirror ★★
()
Ответ на: комментарий от MagicMirror

Стоп стоп стоп. Какие «шейдеры»?? Мы всё еще про гуй говорим, да? Вот про вот эти вот одноцветные формочки, на которых кнопки? На кой ляд там шейдеры?

PPP328 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от PPP328

На кой ляд там шейдеры?

А ты предлагаешь гонять 60+ полноразмерных кадров в секунду между cpu и gpu для простого скролинга?

MagicMirror ★★
()
Ответ на: комментарий от MagicMirror

Вы же в курсе, что шейдеры - это вообще про другое, да? И что скроллинг - это просто перемещение координаты контекста на подлежащей поверхности и шейдеры тут вообще никаким боком. Ведь в курсе, да?

PPP328 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Rootlexx

Они сделали скроллинг через шейдеры? НЕТ, СЕРЬЕЗНО?

Но… Зачем??? Это же нагрузка на видеопамять, это же оверхед, чем если просто переместить контекст, способ, который работал с конца 80х.

PPP328 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от PPP328

А владельцам ноутбуков что делать?

Тоже самое что владельцам современных смартфонов? Наслаждаться 120 Hz анимациями интерфейса которые слабо жрут батарею в отличие от подобных аттракционов на CPU в дебрях каких-нибудь убогих по энергоэффективности Xlib/XCB.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от MOPKOBKA

Ну так и в gtk3 та же проблема, они же не сделали разный DPI на разные мониторы. А fractional scaling очень плохо работает.

А вот это уже плохо. Ну может в пятом починят.

Loki13 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от PPP328

Вот про вот эти вот одноцветные формочки, на которых кнопки? На кой ляд там шейдеры?

Формочки могут быть прозрачными, на них могут выводиться анимации, ну и шейдеры бывают разные, после того как fixed pipeline отменили, сейчас вся графика в той или иной мере на шейдерах.

Loki13 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Rootlexx

В отличие от CPU где все плюс минус одинаково, шейдеры исполняются как угодно в зависимости от модели видеокарты. Это самая большая проблема.

MOPKOBKA ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Loki13

Формочки могут быть прозрачными

Я это еще на Windows XP видел и процессор это не жрало. Все эти интерфейсы WMP с эквалайзером на лысой башке и эффекты где оно красиво открывается при старте.

PPP328 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от PPP328

У Cairo была плохая поддержка GPU ускорения, в GTK4 от Cairo отказались.

В Gtk3 используется GdkPixbuf, который скорее всего постоянно гоняет данные между CPU и GPU, в GTK4 уже разделение как в SDL, на Surface (CPU) и Texture (GPU).

Отрисовка различных кривых, градиентов, теней тоже перешла на GPU.

MOPKOBKA ★★★★★
()
Последнее исправление: MOPKOBKA (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от MOPKOBKA

Вот! У меня на ноуте на некоторых видео зеленая полоса мерцающая на половину внизу. Какой-то кодек так воспринимается. Будет у меня интерфейс какого-нибудь калькулятора так себя вести, ага.

PPP328 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от PPP328

Про что другое то? Интерфейсы это давно не просто набор плоских статичных картинок.

MagicMirror ★★
()
Ответ на: комментарий от PPP328

Будет у меня интерфейс какого-нибудь калькулятора так себя вести, ага.

Для меня это уже реальность, как и для многих других людей. С их ресурсами это было неправильное решение. И даже списка поддерживаемых видеокарт нету.

MOPKOBKA ★★★★★
()
Последнее исправление: MOPKOBKA (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от PPP328

Я это еще на Windows XP видел и процессор это не жрало.

Это вы не пробовали рисовать 16 красивых графиков в реальном времени с приборов, и чтобы плавно. Вполне себе и жрало и даже лагало иногда, если рисовалось с помощью GDI. Там даже 60к\с не пахло, я не говорю про 144 или про 280.

Loki13 ★★★★★
()
Последнее исправление: Loki13 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от MagicMirror

Вместо раскочегаривания проца и перегона пикселей по шине можно отделаться командами в сторону гпу, за что батарея скажет спасибо.

А можно всё это делать не ломая шрифты? И какая уж там нагрузка на проц от асинхронной гуйни, это для меня загадка.

bread
()
Ответ на: комментарий от bread

Давай ты просто признаешь, что не понимаешь, о чём споришь.

Вся суть гноморазработки.

Вся суть комментариев на ЛОР.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от PPP328

А расскажи, зачем рисовать статичный, сцуко, гуй на GPU?

Затем что 2D ускорители вымерли ещё лет 15 назад.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Конечно не понимаю зачем GtkShortcutsWindow сделали и зачем теперь убирают. Таким онанизмом они там занимаются уже 15 лет. Полезного сделано чуть менее чем нихрена. Тулкит и окружение превратили в маргинальную помойку. Все только и думают, куда бы оттуда свалить.

bread
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Гном безобразно быстро развивается

Я помню как гном3 появился в дебиане (версия 3.4 кажется). Так вот, он был намного приятнее и удобнее 40-го, и был ещё похож на десктопное окружение, а не на прошивку для фоторамки. Так что это не развитие, а корпоративная дрочка вприсядку. Те, кто зарплату за это получал, молодцы. Юзеры, которые все это жрали с лопаты, просто мудаки имхо.

bread
()
Ответ на: комментарий от bread

Я помню как гном3 появился в дебиане (версия 3.4 кажется). Так вот, он был намного приятнее и удобнее 40-го, и был ещё похож на десктопное окружение, а не на прошивку для фоторамки.

Может потом началась инклюзивность?

papin-aziat ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

То есть, проблема не в том, что он плох, а в том, что его и не хотят улучшать из-за, скорее всего, nih синдрома?

Dorif ★★★
()
Ответ на: комментарий от bread

-Как вежливо называется гномодев(ка)?

-Г***омесье.

-А их шеф?

-Го***мессир.

Dorif ★★★
()
Последнее исправление: Dorif (всего исправлений: 1)
Закрыто добавление комментариев для недавно зарегистрированных пользователей (со score < 50)