История изменений
Исправление amorpher, (текущая версия) :
Судно, освобожденное уже от подпорок, которые поддерживали
его по бокам, было готово к спуску. Достаточно было отнять швартов,
чтобы судно начало скользить вниз. Уже с полдюжины плотников возилось под килем судна. Зрители с живым любопытством следили за
операцией. В этот момент, обогнув береговой выступ, появилась увеселительная яхта. Чтобы войтн в порт, яхта должна была пройтн
перед верфью, где подготовляли спуск „Трабоколо", и, как только
Ойа Подала Сигнал Пришлось, вб избежание всяких случайностей,
задержать спуск, чтобы снова приняться за дело после прохода яхты
в канал. Если бы суда,—одно, стоявшее поперек, другое, подвигающееся с большой быстротой, — столкнулись, яхта погибла бы.
„Рабочие перестали стучать молотками. Все взоры были устремлены
на грациозное судно, белые паруса которого казались поэолочеными
в косых лучах солнца. Скоро яхта очутилась как-раз против верфи,
где замерла тысячная толпа любопытных. Вдруг раздался крик ужаса:
„Трабоколо" закачалось и пришло в движение в тот самый момент,
когда яхта повернулась к нему штирбортом! Оба судна готовы были
столкнуться; не было ни времевн, ни возможности помешать этому
столкновению. „Трабоколо“ быстро скользило вниз по наклону...
Белый дымок, появившийся вследствие трения, закрутился перед его
передней частью, тогда как корма погрузилась уже в воду бухты
(судно спускалось кормой вперед).
„Вдруг появляется человек схватывает швартов, висящий у передней часги „Трабоколо11, и старается удержать его, пригН) вшись к земле.
В одну минуту он 'наматывает швартов на вбитую в землю железную
трубу н, рискуя быть раздавленным, держнт с нечеловеческой силой
в руках канат в продолжение 10 секунд. Наконец, швартов обрываетси.
Но этнх 10 секунд было достаточно: .Трабоколо”, погрузившись
в воду, только слегка задело яхту и пронеслось вперед.
„Яхта была спасена. Что касается человека, которому никто не
успел даже прнйти на помощь — так быстро н неожиданно все это
произошло, — то это был Матифу*.
Как изумился бы автор романа, если бы ему сказали,
что для совершения подобного подвига вовсе не нужно
быть великаном и обладать, как Матифу, „силою тигра".
Каждый находчивый человек, при обыкновенной силе
мышц, мог бы сделать то же самое!
Механика учит, что при скольжении каната, обвитого
на тумбе, трение достигает сильнейшей степени. Чем
больше число обхватов каната, тем трение больше; правило возрастания трения таково, что с увеличением числа
обхватов в прогрессии арифметической — трение растет
в прогрессии геометрической. Поэтому да ке слабый ребенок, держа за свободный конец канала, 3 — 4 раза навитого на неподвижный вал, может уравновесить огромную
силу. Подростки, служащие на речных пароходных при
станях, останавливают этим приемом подходящие к при-
станям пароходы с сотней пассажиров. Помогает им не
феноменальная сила их рук, а установленная знаменитым
Эйлером зависимость величины трения от числа оборотов веревки вокруг сваи.
Для тех, кого не пугает сжатый язык алгебраических
выражений, приводим эту поучительную формулу Эйлера:
F—/еЧ
Здесь F — та сила, против которой направлено наше
усилие /. Буквой е обозначено число 2,718...; к—коэффициент трения между канатом и тумбой. Буквой а обозначен „угол навивания", т. е. отношение длины дуги,
охваченной веревкой, к радиусу этой дуги.
Применим эту формулу к тому случаю, который описан у Жюля Верна. Результат получится поразительный.
Силой F в данном случае является сила тяги судна,
скользящего по доку. Вес судна нам известен: 50 тонн.
Пусть наклон дока тогда на канат действовал не
полный вес судна, а ^ его, т. е. 5 т, или 5 ООО кг.
Далее, величину к—коэффициента трения каната о железную тумбу — будем считать равной ^ • Величину а
легко определим, если примем, что Матифу обвил канат
вокруг тумбы всего три раза. Тогда:
«=3Х2" = 6,
Г
Подставив все эти значения в приведенную выше
формулу Эйлера, получим уравнение
5000=/ 2,72б7Г’ т = / . 2,724
Неизвестное j (т. е. величин/ необходимого усилия)
можно определить из этого уравнения, прибегнув к помощи логарифмов:
lg 5 ООО — lg/ 2г. lg 2,72;
откуда:
/=9,3 кг.
Итак, чтобы совершить этот подвиг, великану достаточно было тянуть канат с силою всего лишь 9 кило!
Не думайте, что эта цифра — 9 кг — только теоретическая и что на деле потребуется усилие гораздо большее. Напротиз, наш результат даже преувеличен: при
пеньковой веревке и деревянной свае, когда коэффициент
трения к больше, усилие потребуется до смешного ничтожное. Лишь бы веревка была достаточно крепка и
могла выдержать натяжение, — тогда даже слабый ребенок, благодаря формуле Эйлера, мог бы, навив веревку
3—4 раза, не только повторить подвиг жюль-верновского
богатыря, но и превзойти его.
//в детстве ещё читал и то и другое
Исходная версия amorpher, :
Судно, освобожденное уже от подпорок, которые поддерживали
его по бокам, было готово к спуску. Достаточно было отнять швартов,
чтобы судно начало скользить вниз. Уже с полдюжины плотников возилось под килем судна. Зрители с живым любопытством следили за
операцией. В этот момент, обогнув береговой выступ, появилась увеселительная яхта. Чтобы войтн в порт, яхта должна была пройтн
перед верфью, где подготовляли спуск „Трабоколо", и, как только
Ойа Подала Сигнал Пришлось, вб избежание всяких случайностей,
задержать спуск, чтобы снова приняться за дело после прохода яхты
в канал. Если бы суда,—одно, стоявшее поперек, другое, подвигающееся с большой быстротой, — столкнулись, яхта погибла бы.
„Рабочие перестали стучать молотками. Все взоры были устремлены
на грациозное судно, белые паруса которого казались поэолочеными
в косых лучах солнца. Скоро яхта очутилась как-раз против верфи,
где замерла тысячная толпа любопытных. Вдруг раздался крик ужаса:
„Трабоколо" закачалось и пришло в движение в тот самый момент,
когда яхта повернулась к нему штирбортом! Оба судна готовы были
столкнуться; не было ни времевн, ни возможности помешать этому
столкновению. „Трабоколо“ быстро скользило вниз по наклону...
Белый дымок, появившийся вследствие трения, закрутился перед его
передней частью, тогда как корма погрузилась уже в воду бухты
(судно спускалось кормой вперед).
„Вдруг появляется человек схватывает швартов, висящий у передней часги „Трабоколо11, и старается удержать его, пригН) вшись к земле.
В одну минуту он 'наматывает швартов на вбитую в землю железную
трубу н, рискуя быть раздавленным, держнт с нечеловеческой силой
в руках канат в продолжение 10 секунд. Наконец, швартов обрываетси.
Но этнх 10 секунд было достаточно: .Трабоколо”, погрузившись
в воду, только слегка задело яхту и пронеслось вперед.
„Яхта была спасена. Что касается человека, которому никто не
успел даже прнйти на помощь — так быстро н неожиданно все это
произошло, — то это был Матифу*.
Как изумился бы автор романа, если бы ему сказали,
что для совершения подобного подвига вовсе не нужно
быть великаном и обладать, как Матифу, „силою тигра".
Каждый находчивый человек, при обыкновенной силе
мышц, мог бы сделать то же самое!
Механика учит, что при скольжении каната, обвитого
на тумбе, трение достигает сильнейшей степени. Чем
больше число обхватов каната, тем трение больше; правило возрастания трения таково, что с увеличением числа
обхватов в прогрессии арифметической — трение растет
в прогрессии геометрической. Поэтому да ке слабый ребенок, держа за свободный конец канала, 3 — 4 раза навитого на неподвижный вал, может уравновесить огромную
силу. Подростки, служащие на речных пароходных при
станях, останавливают этим приемом подходящие к при-
станям пароходы с сотней пассажиров. Помогает им не
феноменальная сила их рук, а установленная знаменитым
Эйлером зависимость величины трения от числа оборотов веревки вокруг сваи.
Для тех, кого не пугает сжатый язык алгебраических
выражений, приводим эту поучительную формулу Эйлера:
F—/еЧ
Здесь F — та сила, против которой направлено наше
усилие /. Буквой е обозначено число 2,718...; к—коэффициент трения между канатом и тумбой. Буквой а обозначен „угол навивания", т. е. отношение длины дуги,
охваченной веревкой, к радиусу этой дуги.
Применим эту формулу к тому случаю, который описан у Жюля Верна. Результат получится поразительный.
Силой F в данном случае является сила тяги судна,
скользящего по доку. Вес судна нам известен: 50 тонн.
Пусть наклон дока тогда на канат действовал не
полный вес судна, а ^ его, т. е. 5 т, или 5 ООО кг.
Далее, величину к—коэффициента трения каната о железную тумбу — будем считать равной ^ • Величину а
легко определим, если примем, что Матифу обвил канат
вокруг тумбы всего три раза. Тогда:
«=3Х2" = 6,
Г
Подставив все эти значения в приведенную выше
формулу Эйлера, получим уравнение
5000=/ 2,72б7Г’ т = / . 2,724
Неизвестное j (т. е. величин/ необходимого усилия)
можно определить из этого уравнения, прибегнув к помощи логарифмов:
lg 5 ООО — lg/ 2г. lg 2,72;
откуда:
/=9,3 кг.
Итак, чтобы совершить этот подвиг, великану достаточно было тянуть канат с силою всего лишь 9 кило!
Не думайте, что эта цифра — 9 кг — только теоретическая и что на деле потребуется усилие гораздо большее. Напротиз, наш результат даже преувеличен: при
пеньковой веревке и деревянной свае, когда коэффициент
трения к больше, усилие потребуется до смешного ничтожное. Лишь бы веревка была достаточно крепка и
могла выдержать натяжение, — тогда даже слабый ребенок, благодаря формуле Эйлера, мог бы, навив веревку
3—4 раза, не только повторить подвиг жюль-верновского
богатыря, но и превзойти его.