LINUX.ORG.RU

Qt Company объявила о изменении модели лицензирования фреймворка Qt

 ,


1

3

Официальное заявление от Qt Project

Чтобы поддерживать непрерывный рост, необходимый для сохранения актуальности Qt как платформы разработки, Qt Company считает необходимым внести некоторые изменения:

  • Для установки бинарных файлов Qt потребуется учетная запись Qt
  • Выпуски с долгосрочной поддержкой (LTS) и offline-установщик станут доступны только для коммерческих лицензиатов
  • Появится новое предложение Qt для стартапов и малого бизнеса за 499$ в год

Эти изменения не окажут никакого влияния на существующие коммерческие лицензии.

Про учетную запись

С тех пор, как была введена учетная запись Qt, количество зарегистрированных пользователей Qt неуклонно растет, и сегодня достигает уже почти миллиона.

Начиная с февраля, всем, включая пользователей Qt использующих версии с открытым исходным кодом, потребуются учетные записи Qt для загрузки бинарных пакетов Qt. Это нужно для возможности наилучшим образом использовать различные сервисы, а так же для возможности пользователям с открытым исходным кодом помочь улучшить Qt в той или иной форме, будь то с помощью отчетов об ошибках, форумов, обзоров кода или тому подобного. В настоящее время все это доступно только из учетной записи Qt, поэтому ее наличие станет обязательным.

Учетная запись Qt также предоставляет пользователям доступ к Qt Marketplace, который предлагает возможности приобретать и распространять плагины для всей экосистемы Qt с одной централизованной платформы.

Это также позволит Qt Company наладить связь с коммерческими компаниями, которые в основном работают с open-source версиями Qt.

Обратите внимание, что исходники по-прежнему будут доступны без учетной записи Qt!

LTS версии и offline-установщик станут коммерческими

Начиная с Qt 5.15, долгосрочная поддержка (LTS) будет доступна только для коммерческих версий. Это означает, что пользователи с open-source версией будут получать версии исправлений 5.15 до тех пор, пока не станет доступен следующий дополнительный выпуск.

Qt Company вносит это изменение, чтобы поощрять пользователей с open-source версией быстро внедрять новые версии. Это помогает наладить обратную связь, которую Qt Company может получить от сообщества, и улучшить поддержку LTS версий.

Релизы LTS поддерживаются и работают в течение более длительного периода времени с целью обеспечения стабильности. Это делает выпуски LTS идеальным выбором для компаний, чья жизнедеятельность основана на конкретном выпуске и они полагаются на него в течение длительного времени в соответствие с ожиданиями. Дополнительными преимуществами являются первоклассная поддержка, эксклюзивные инструменты разработки, полезные компоненты и инструменты сборки, которые сокращают время выхода на рынок.

Основные выпуски за пределами LTS-версий, включающие новые функции, технические обзоры и так далее, будут доступны для всех пользователей.

Offline-установщик также станет только коммерческим. Было установлено, что эта функция весьма полезна компаниям, что позволяет сделать коммерческие лицензии более привлекательными для предприятий без существенных неудобств для пользователей с open-source версией.

Заключение

Qt Company привержена Open Source’у сейчас и в будущем, в него инвестируются сейчас больше, чем когда-либо. Qt Company считает, что эти изменения необходимы для их бизнес-модели и экосистемы Qt в целом. Роль сообщества все еще очень важна, и Qt Company хочет убедиться, что еще в силах инвестировать в него. Qt Company намерены сделать платную версию Qt более привлекательной для бизнеса, и в то же время не отнимать у пользователей бесплатной версии основные функциональные возможности. Доход от коммерческих лицензий идет на улучшение Qt для всех, включая пользователей с open-source версиями. Итак, хотя вы можете или не можете потерять небольшое удобство в краткосрочной перспективе, Qt Company хочет, чтобы все выиграли в долгосрочной перспективе!

Дополнение

На OpenNet озвучили следующую проблему, связанную с тем что LTS выпуски больше не будут присутствовать в open-source версии, а так же ее возможное решение:

Разработчики дистрибутивов, имеющих длительные сроки поддержки (RHEL, Debian, Ubuntu, Linux Mint, SUSE) будут вынуждены либо поставлять устаревшие официально не поддерживаемые выпуски, самостоятельно портируя исправления ошибок и уязвимостей, либо постоянно обновляться на новые значительные версии Qt, что маловероятно, так как может потянуть за собой непредвиденные проблемы в поставляемых в дистрибутиве Qt-приложениях. Возможно сообществом сообща будет организована поддержка собственных LTS-веток Qt, не зависящих от Qt Company.

>>> Подробности



Проверено: anonymous_incognito ()
Последнее исправление: a1batross (всего исправлений: 6)
Ответ на: комментарий от JAkutenshi

«Стандарт» ничего не решает. А универсальность CMake достигается путём кровесмешения, которое приводит к простыням файлов сборки, я всё же сторонник уменьшения сложности, в CMakeLists.txt порой без слёз не посмотришь. А QMake будучи инструментом именно сборки прекрасно и без лишних сложностей свою задачу выполняет.

AKonia ★★★
()
Последнее исправление: AKonia (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от AKonia

Он стандарт де-факто, т.е. разработчики попробовали уйму решений и смэйк оказался лучшим.

По поводу сложности, то в сценариях, которые простые и для которых подойдет и qmake, ide вроде clion и так умеют все делать автоматически. Надо свыкнуться, что cmake – тоже яп. В джаве тоже могут быть полотна на мавене и груви. Потому что программы сложные и программы для их сборки и автоматизации – тоже.

JAkutenshi ★★
()
Ответ на: комментарий от JAkutenshi

Он стандарт де-хайпо, только потому что крупные конторы типо гугла и интела его пиарят на каждом шагу, ну а за ними тянутся и Qt и другие, в OS среде я наблюдаю что этого стандарта нет вижу полно различнейших систем сборки и premake и SCons и вечные Make/Automake, тут зависимость по привязке к самим библиотекам, если Qt пиарит и сам собирается с CMake не стоит ожидать, что разработчики использующие Qt будут использовать что-то другое.

AKonia ★★★
()
Ответ на: комментарий от AKonia

УУУУУУУУУУ «Portal 2», «Counter-Strike: Global Offensive», «War Thunder» ничего себе. Как то раньше мимо него проходил.

baist ★★
()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Ну это очень субъективно, для больших проектов всегда получаются тучные сценарии сборки, особенно если учитывать что cmake пытается одновременно быть и скриптовым языком

AKonia ★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

GTK, есличо — это аналог кутешных модулей QtGui+QtWidgets.

Все это понимают. А каких модулей не хватает если брать во внимание остальные гномьи библиотеки?

AgafiaPravednica
() автор топика
Ответ на: комментарий от AKonia

Давайте я просто дам сылку, чем разглагольствовать https://www.jetbrains.com/ru-ru/lp/devecosystem-2019/cpp/ Большие компании, как я понимаю, это делают просто потому что, а не потому что это приносит деньги. Мэйк я скорее отношу к смэйк, ибо второй генерирует первое. И как раз из-за распространенности смэйка разработчики qt стали переходить на него, иначе бы и не почесались, прибив все qt гвоздями к qt tools.

JAkutenshi ★★
()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Хэлло ворлд напишется за 2. Вы четко сказали 3 файла, ну вот, они и есть. Благодаря модульности я могу писать какие-нибудь пакеты для ROS, редактируя имеющийся CMakeList без проблем. Еще раз, cmake – яп. Да, он сложнее, но предоставляет большие возможности.

JAkutenshi ★★
()
Ответ на: комментарий от JAkutenshi

«Вам ложь, наглую ложь или статистику». А если серьёзно то во-первых выборка только по крестам, во-вторых уверен что с зависимостями это не так(они исп другие сист сборки), а в-третьих я же говорю де-хайпо, у меня в вузе был курс интела и они нам пиарили cmake и всех разрабов принуждают использовать его, в четвёртых аудитория опрошенных может быть ооочень предвзятой, заметьте что QMake набрал 10% ghjnbd 33% и 40% у make и CMake, т.е. задумайтесь - один единственный фреймворк тащит всего в четыре раза меньшую аудиторию чем собирательные make и CMake.

AKonia ★★★
()
Ответ на: комментарий от JAkutenshi

Надо свыкнуться, что cmake – тоже яп.

Этим он в частности и плох.

ИМХО, идеальная сборочная система должна быть набором декларативных описаний с контролем ошибок и только для подлинно нетривиальных случаев целесообразно предусмотреть секцию unsafe, куда можно будет запихивать всякую скриптоту.

qmake таковой, к сожалению, не является, но мусора там таки на порядок меньше, чем в cmake.

hobbit ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

Мне вот нужно, чтобы один проект собирался на Qt4 и Qt5. qmake этого даже не заметит, а для cmake нужно тащить две совершенно разные стены текста

У меня тоже есть гигантский проект, который собирается для Qt4 и Qt5. Единственная разница в CMake это qt4_wrap_cpp/qt5_wrap_cpp, qt4_wrap_ui/qt5_wrap_ui. Я написал однострочную враппер-функцию, которая вызывает одно либо другое. О каких «совершенно разных стенах текста» речь?

Dendy ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от alienclaster

Как вариант, самые увлеченные будут рыться в новых минорных релизах и выискивать, какие из изменений могли бы быть багфиксными

Вот в этом и заключается свинство. Я не могу себе представить схему как они собираются воплощать идею закрытия LTS для открытых проектов не харкнув при этом смачно в лицо разработчикам.

Более того, я не понимаю чего они хотят этим добиться. Чтобы открытые проекты поголовно сидели только на новых версиях? Очень сомнительно. Люди и дистрибутивы, которым нужна старая версия так и будут на ней сидеть. Не перетяните вы их на новую версию хоть тресни. Только жизнь усложните и ухудшите к себе отношение.

Dendy ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AKonia

QMake очень приятный, единственный косяк…

Главный косяк QMake, что он не умеет в инкрементальную сборку. Это одно ставит на нём крест.

Dendy ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Dendy

А разве должен ? Его задача по идее соответствующий Makefile делать и всё, дальше если всё было правильно настроено, то make будет проводить правильную инкрементальную сборку

AKonia ★★★
()
Ответ на: комментарий от Dendy

Более того, я не понимаю чего они хотят этим добиться. Чтобы открытые проекты поголовно сидели только на новых версиях?

Да, они так прямо же и сказали в своем обращении.

Люди и дистрибутивы, которым нужна старая версия так и будут на ней сидеть.

И сейчас немало опенсорсных проектов сидят на старых версиях, не хватает рук и мало смысла переползать на свежую минорщину. Вот их хотят *заставить*, вынудить точнее. Ну, как вариант, какая-то сторонняя крупная контора может поддерживать свой независимый LTS-форк, и все будут от туда тянуть заплатки.

Только жизнь усложните и ухудшите к себе отношение.

Их маркетинговый отдел, судя по всему, к этому готов. Хотя, 500-баксовый варик, ящитаю, это хороший мув, хоть и непонятный по лицензированию.

alienclaster ★★★
()
Ответ на: комментарий от AKonia

А разве должен ? Его задача по идее соответствующий Makefile делать и всё, дальше если всё было правильно настроено, то make будет проводить правильную инкрементальную сборку

Про это и речь, QMake никогда не генерировал Makefile для инкрементальной сборки, только для холодной сборки с нуля. Такой опции просто не существует и никогда не было ещё с Qt3. Идея сменить систему сборки не от хорошей жизни возникла, в том числе и по этой причине, они её уже лет 10 как мусолят. CMake при всех его недостатках по крайней мере работает.

Dendy ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Dendy

А зачем он объектники не чистит тогда ? Да и вроде правила в Makefile прописаны под инкрементную, объекты создаются независимо, не очень понимаю, где сборка становится не инкрементальной.

AKonia ★★★
()
Последнее исправление: AKonia (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от AgafiaPravednica

Да и сколько процентов пользователей Qt пользуются этим функционалом?

Эмбеддед для них как раз основной рынок. Ну или по крайней мере они так считают:

QT is focused on phones and touch displays, like in cars. They were at CES in some weird place, a suite on like the 25th floor of the Venetian. There was really no foot traffic because they were so off the beaten path and a number of higher level people were there.

I talked with them for about an hour on their future, focus, and direction. Desktop Linux doesn't make the list. At all. It's not a revenue source.

They want to be b2b for kiosks, cars, and other screen interfaces. They have a direct framebuffer QT and some other optimizations which would be great if Arm chips and RAM weren't cheaper than dirt.

(c) Рассказ посетителя последнего CES

Midael ★★★★★
()
Последнее исправление: Midael (всего исправлений: 1)

О лицензии и тапочках или лицензия Qt для KDE

https://vk.com/wall-33239_4992 Дисклеймер: смена лицензии Qt для KDE определяется комитетом 4-ёх(2 представителя от тапок, 2 от куты), в случае ничьи решает KDE, а случае полного закрытия исходников, KDE может открыть последнюю свободную версию по BSD.

AKonia ★★★
()
Последнее исправление: AKonia (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от AKonia

Да и вроде правила в Makefile прописаны под инкрементную

Я больше скажу, весь Makefile задумывался как инкрементальная сборка, но в абсолютном большинстве случаев он таким не является и QMake не исключение. Один из немногих случаев, в которых инкрементальная сборка действительно работает это Makefile, сгенерированный CMake’ом.

Можешь убедиться в сломанной инкрементальной сборке сам, вот тривиальный тест: https://bitbucket.org/dendyua/qmake-broken-dependencies/src/master/

Dendy ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AKonia

Соглашусь, но это ведь так только для заголовочных получается и только тех, что не подключены в main.

Сломаны зависимости всех заголовочников, которые включены в другие заголовочники. Что охватывает практически 100% проектов на C/C++.

Dendy ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AKonia

Разделение вообще здесь ни причём. Если в один заголовочник включён другой, то при изменении того другого объектник не пересобирается.

Вот другая проблема: добавь в .pro DEFINES += FOO и обнаружь, что ничего не пересобралось. Вопрос на засыпку: почему? И почему аналогичное изменение в CMake таки заставит пересобраться.

Вобщем, всё это приводит к тому, что в более-менее большом проекте переключение между ветками вызывает гарантированные ошибки в проектах на QMake. И хорошо если это ошибка на этапе компиляции или линковки. Фатально когда всё собралось, но половина с одними заголовочниками, половина с другими, половина с одними макросами, половина с другими. И ты сидишь как дурак часами отлаживаешь проблему, которой нет.

Dendy ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от atrus

Уже на ней. Не понравилось.

Не падает и ладно. И выпадающий терминал из коробки.

kostyarin_ ★★
()
Ответ на: комментарий от alienclaster

This price includes the use of the full Qt for Device Creation product, but not any distribution licenses – these need to be agreed separately.

Они что с каждым стартапом будут отдельно тереть под какой лицензией и что ему можно продавать из своих продуктов, в которых используется Qt? :)

Причём разработчик и издатель вполне могут быть разными лицами. И что там они должны обсуждать с разработчиком – который ничего не знает вообще и скован соглашением о неразглашении. И зачем учётка издателю? Чтобы скачать не упавший ему Qt? Я не понимаю как это должно работать по их мнению.

kostyarin_ ★★
()

Для установки бинарных файлов Qt потребуется учетная запись Qt

главное, чтобы сорцы оставались доступны. всё равно каждый дистрибутив их сам собирает со своими флагами и патчами.

Iron_Bug ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от qtm

А можешь заплатить 500 баксов и получить LTS-версию, техподдержку и, самое главное, право закрыть свой код.

500 баксов не дают разрешения на распространение.

kostyarin_ ★★
()
Ответ на: комментарий от alienclaster

gui можно разрабатывать в repl интерактивно, не перекомпилируя всю программу. А Qt со своим С++ так могёт? :)

Compiling....
Estimate - 1h
kostyarin_ ★★
()
Ответ на: комментарий от rumgot

QMake ограничен простыми сборками. А вот что-то нетривиальное на нем уже хрен сделаешь. Вот например из того что я делал:

Это сделал средствами qmake или нет ?

x905 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от rumgot

создание deb пакета после сборки (также поддерживаются и другие форматы пакетов)

Насколько я помню, это фича cpack, который можно использовать и без cmake.

Остальное — да. У cmake возможностей действительно побольше. Но это не отменяет того, что приходится для элементарщины городить громоздкие портянки.

hobbit ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Dendy

У меня тоже есть гигантский проект, который собирается для Qt4 и Qt5. Единственная разница в CMake это qt4_wrap_cpp/qt5_wrap_cpp, qt4_wrap_ui/qt5_wrap_ui. Я написал однострочную враппер-функцию, которая вызывает одно либо другое.

А на примеры можно поглазеть? Или это закрытый проект?

По поводу остального — процитирую свой комментарий трёхлетней давности:

Вообще, обычно, разбираясь с каким-то инструментом, проникаешься его логикой и красотой. С cmake у меня такого не получается: чем больше смотрю, тем больше ощущение, что система-то мощная и скорее всего, незаменимая, но синтаксис отвратный, и всё это можно было сделать намного красивее.

Кажется, что вместо собственного языка cmake-скрипты вполне можно было бы писать на питоне или луа, присобачив к ним соответствующую библиотеку, и получилось бы примерно то же самое. Для элементарных вещей надо писать много буков. Слишком многое завязано на установку переменных, при этом опечатки в именах переменных никто не контролирует. Я сначала было поручил разбираться с cmake своему студенту, потом увидел, что он написал «set(CMAKE_IN_SOURSCE_BUILD TRUE)» (и это прокатило), и сел разбираться сам. Успеет ещё покалечить себе психику другими способами.

hobbit ★★★★★
()
Последнее исправление: hobbit (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от rumgot

CMake разумеется.

ну ок, cmake молодец
но почему это не сделать отдельным скриптом и не привязываться к cmake ?
я бы не стал это делать именно в cmake

x905 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

это фича cpack

Да но его подключил и дальше работаешь через CMake, т.е. он интегрирован и потом ты просто делаешь make package и готово.

rumgot ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от x905

но почему это не сделать отдельным скриптом и не привязываться к cmake ?

Так у CMake это тоже скрипт. А зачем скрипт еще тянуть на другом языке, ведь CMake я и так использую, так почему бы не сделать скрипт на самом CMake?

rumgot ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от rumgot

так почему бы не сделать скрипт на самом CMake?

для независимости от cmake или qmake или иной сборки
создания deb пакетов вообще к сборке имеет никакое отношение и может иметь развесистый код, пихать его в cmake странное решение, кроме простейших случаев

x905 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

А на примеры можно поглазеть? Или это закрытый проект?

Проект закрыт, но ничего особенного там нет. Конкретно переключение между Qt4 и Qt5 так как я написал. Плюс find_package() соответствующий. Ну и изменения в API самого Qt тоже чинить пришлось в C++, благо они минимальны.

cmake-скрипты вполне можно было бы писать на питоне или луа

Абсолютно согласен. На момент создания CMake свой собственный язык имел смысл, фактически у CMake не было зависимостей, он полностью self contained. Но эта идея давно себя изжила, особенно когда API начало обрастать своим подобием стандартной библиотеки с ужасным синтаксисом, вроде прочитать файл или сложить два числа. А сам CMake без бутстрапа уже давно не собирается. Принцип того что все переменные есть строки, а попытка разименования несуществующей переменной возвращает пустое место это глупость и однозначно в большинстве случаев результат ошибки, а не удобство. CMake погряз в легаси, продолжая поддерживать уже написанные проекты на его языке.

Dendy ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от x905

для независимости от cmake

Я и так проект собираю cmake-ом. Ты может еще предложишь вручную Makefile заполнять?

создания deb пакетов вообще к сборке имеет никакое отношение и может иметь развесистый код, пихать его в cmake странное решение, кроме простейших случаев

Имеет или нет - это слишком субъективно. Так или иначе ЕСТЬ необходимость собирать deb пакет. И удобно, что я это могу сделать с помощью CMake не прибегая к дополнительным инструментам.

кроме простейших случаев

Каких простейших? Создание deb- пакета в принципе не особо сложное занятие, что там может быть сложного, с чем CMake не справится?

rumgot ★★★★★
()
Последнее исправление: rumgot (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от anonymous

лет через 50 мы сделаем очередной круг и вернёмся на нативные библиотеки которые будут уметь всё тоже самое, что умеет браузер

Но нативные библиотеки уже имеют в себе браузер.

Suigintou ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Проще выкинуть Qt и софт, который на него завязан. С поддержкой сообщество не справится, так как реально знающих и желающих помочь стремится к 0.

Зачем выкинуть? Проще брать последнюю на момент выхода версию в сорцах и держать её без апдейтов до самого конца LTS.

Suigintou ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от rumgot

Ты может еще предложишь вручную Makefile заполнять?

Удобство тебе все делать через cmake не означает убогости qmake по задаче именно сборки, когда она действительно простая

x905 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

Этим он в частности и плох.

ИМХО, идеальная сборочная система должна быть набором декларативных описаний с контролем ошибок и только для подлинно нетривиальных случаев целесообразно предусмотреть секцию unsafe, куда можно будет запихивать всякую скриптоту.

qmake таковой, к сожалению, не является, но мусора там таки на порядок меньше, чем в cmake.

Мне нравится подход Rust. Сама сборка описывается декларативно и очень интуитивно. А вот там, где нужно подстраивать что-то нестандартное, то там пишется код на языке Rust в файле build.rs, чья задача выдавать в stdout нестандартные опции компилятора rustc. Красотища, короче!

dave ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от dave

Плюс для карго легко пишутся и устанавливаются плагины. Но мы же про болото сейчас. Тут всё по прежнему как 30 лет назад.

RazrFalcon ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.