LINUX.ORG.RU

KolibriN 10.1 - операционная система, написанная на ассемблере

 ,

KolibriN 10.1 - операционная система, написанная на ассемблере

2

2

Объявлен выход KolibriN 10.1 - операционной системы, написанной преимущественно на ассемблере.


KolibriN с одной стороны — это дружелюбная для пользователя версия KolibriOS, с другой — её максимальная сборка. Иными словами, проект создан, чтобы показать новичку все возможности, доступные в альтернативной операционной системе Kolibri на данный момент. Отличительные особенности сборки:

  • Мощные мультимедийные возможности: видеоплеер FPlay, просмотрщик изображений zSea, графический редактор GrafX2.
  • Программы для чтения: uPDF, BF2Reder, TextReader.
  • В поставку входят игры, среди которых Doom, Loderunner, Pig, Jumpbump и эмуляторы игровых консолей: NES, SNES, Gameboy эмуляторы DosBox, ScummVM и ZX Spectrum позволят запустить сотни старых приложений и игр.
  • Также в поставку входят: просмотрщик документов формата PDF, переводчик Dicty, средства разработки и многие другие программы.
  • Добавлены утилиты персонализации графической оболочки.
  • Протестирована и отлажена по сравнению с ночными сборками Kolibri.

Проект является открытым и в нём может принять участие каждый желающий, распространяется на условиях GPLv2.


Из основных изменений в новой версии:

  • Добавлена поддержка чтения с файловой системы XFS форматов v4 (2013) и v5 (2020).
  • Количество обрабатываемых прерываний увеличено с 24 до 56.
  • Добавлена обработка более одного I/O APIC.
  • Улучшен алгоритм перезагрузки: теперь используется Reset-регистр из таблицы FADT, если он доступен.
  • Корректное определение звука на самых новых чипах AMD.
  • Исправления в поиске дополнительной папки.
  • Текстовый браузер WebView обновлен с версии 1.8 до 2.46: появился кэш веб-страниц, вкладки, он-лайн обновление, динамическое выделение памяти, ручной выбор кодировки, автоопределение кодировки, поддержка DOCX файлов, переход по якорям, читать стало удобнее.
  • Изменения в командной оболочке SHELL: улучшена вставка текста, навигация по редактируемой строке, вывод ошибок, добавлена подсветка папок в листинге.
  • Обновлена документация.

>>> Скриншоты

>>> Скачать (архив весит 69 МБ)

>>> История KolibriOS

>>> Сообщество разработчиков (VK)

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: cetjs2 ()
Последнее исправление: cetjs2 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от mumpster

а какой толк от «реализации MUMPS под CP/M»? примерно как от C++ на Спектруме? 8)

примерно :)) Зорка написать с машинным обучением на prologmud и logicMoo с OpenCyc :)))

anonymous
()
Ответ на: комментарий от mumpster

проблема не в них.

а в чём?

и да - нефига не понял, зачем делать для мампса б-деревья в прологе?8) их несложно сделать на чём угодно.

ну да, сейчас YottaDB вот любопытственна. по сути GT.M только откуда M как язык выкинули. а библиотечно оставили. в итоге легко пишутся биндинги (уже есть из коробки) под какой-нибудь Go с асинхронщиной на горутинах. биндинги пишутся к C API, то есть подо всё. ну и обещают больше языков из коробки через год-два.

а так, ну почему бы и не на прологе :))) там кроссплафторменное ядро небольшое же. его бы разумно было бы с линуксизмов с сигналами и форков (из GT.M) переписать на какую-нибудь аду. через рандеву и таски в рантайме. кроссплатформное подо всё.

или вот, на прологе с двоичными деревьями, например :)) и из него сразу какой-то LLVM код генерировать.

хотя да, в Yotta DB неплохо так это ядро мумпса модулярилизовали. может лет через пять и под винду или там колибри с реактосом – тоже соберётся :))

anonymous
()
Ответ на: можно. от anonymous

PL/M это по сути оно

Насколько я помню, про PL/M, его можно называть высокоуровневым ассемблером примерно в таком же смысле, как C (ну или хотя бы C–).

hobbit ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

в смысле, там есть транслятор формул. и сам язык достаточно низкоуровневый как и Си. чтобы эти формулы оттранлировывались с хорошим code density. если сравнивать PL/M с PL/I (например, PL/I-KT) – а)типизация проще б)рантайм проще.

пруфлинк: исходники CP/M на PL/M. ну ассемблерно-сишечно низкоуровневое, же. только с другим синтаксисом.

ещё там макросы были.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

линукс работал если гуй тебе не нужен был. а с гуем он «работал» только толку не было - один сплошной paging

PS:я на 8 мб уже всё OK было с гуем.

mumpster ★★★★★
()
Последнее исправление: mumpster (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonymous

сами по себе двоичные деревья ничего не решают. ибо потребителю нужны не они.:)

а «кроссплафторменное ядро небольшое» - это Forth. прологу до него чапать и чапать.;-)

mumpster ★★★★★
()

PC/GEOS

из истории Kolibri/MenuetOS:

Сообщество разработчиков MenuetOS было очень маленьким до 5 сентября 2001 года, когда было опубликовано интервью на сайте популярном сайте OSNews. Операционная система с графическим интерфейсом, написанная на ассемблере и влезающая на дискету, – подобного мир не видел со времен PC/GEOS начала 1990-х годов.

PC/GEOS (оно же в разных версиях, GeoWorks Ensemble, NewDeal Office and Breadbox Ensemble) – доступен на гитхабе, см. инфо и прочие репозитории

собирается форком OpenWatcom, исходники тоже в основном на ассемблере 32-bit. (?используется wasm/jwasm/uasm/asmc?)

есть DosBox

туториал

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

хотя не, не совсем ассемблер.

вот, например веб-браузер WebMagick/Skipper/… : Appl/Breadbox/GPCBrow/HTMLV_UI.GOH

видно, что нечто объектно-ориентированное. есть классы, сообщения, события.

хех, браузер пытается поддерживать JavaScript, лол. при этом весит считанные мегабайты.

anonymous
()
Ответ на: PC/GEOS от anonymous

http://www.geos-infobase.de/HISTORIE.HTM :

Размер: 20,0 МБ

Если вы работаете с ПК / GEOS, вы можете использовать несколько программ одновременно, не мешая друг другу в скорости. Это также работает на старых персональных компьютерах, выпущенных в 1986 году. Вы не можете сделать это с Windows и DOS. Если вы работаете с DOS, вы можете называть данные и программы только максимум 11 буквами. Это считается ограничением для многих пользователей DOS. PC / GEOS был первым расширением для DOS, которое сняло это ограничение. Он может называть данные и программы до 32 букв. Вам даже не нужен жесткий диск для работы с ПК / GEOS. Так как это заняло бы только 20 мегабайт на жестком диске, Вы можете запускать ПК / GEOS с портативной карты памяти или USB-накопителя непосредственно в памяти компьютера. Многие пользователи хотят иметь возможность носить программу на картах памяти и USB-накопителях, которые можно использовать для управления самим компьютером. ПК / GEOS подходит для этого.

Там нет вирусов, которые атакуют ПК / GEOS. Было много вирусов для DOS много лет назад. Они в основном вышли из обращения, что означает, что вирусы DOS считаются вымершими вирусами. Поэтому при использовании PC / GEOS в DOS боязнь современных вирусов необоснованна. Компьютер требует данных с низкой производительностью для работы с ПК / GEOS и поэтому может работать в режиме энергосбережения. Таким образом, с помощью компьютера, управляемого PC / GEOS, вы можете защитить окружающую среду и свой кошелек. Старые компьютеры, которые слишком слабы для работы других продуктов, могут использоваться с ПК / GEOS. Это может предотвратить горы ИТ-отходов.

PC / GEOS (система объектов ПК / графического окружения) - это текущее графическое расширение для использования мыши на компьютерах с установленной операционной системой, совместимой с DOS и DOS / V.

Основным компонентом продукта является специализированный пакет офисных приложений, который интегрирован в собственный пользовательский интерфейс. Этот пользовательский интерфейс установлен в DOS и ведет себя как приложение DOS. Программы DOS и GEOS могут выполняться из этого пользовательского интерфейса.

PC / GEOS также известен под названиями «GeoWorks Ensemble», «GeoWorks DTP», «IBM ShoolView», «NewDeal Office» и «Breadbox Ensemble».

PC / GEOS был представлен в 1990 году американской компанией GeoWorks Corporation, а тем временем - американской компанией NewDeal Inc., а с 2000 года компанией Breadbox Computer Company, LLC, расположенной во Флориде, была разработана и распространена.

Поскольку ей нужна файловая система установленной DOS и, хотя она расширяет ее, она не является полностью независимой операционной системой. Тем не менее, он отвечает всем требованиям операционной системы для приложений, работающих под ним.

Объем поставки PC / GEOS и дополнительно доступный включает в себя системные и высокоинтегрированные макеты и приложения DTP, офисное, школьное и интернет-программное обеспечение.

в вики есть примеры установки в DosBox.

собсно. чего бы вот это вот не отвязать от DOS и портировать под asmutils и линакс, например?

там небольшое совсем ядро. управление памятью например точно нужно портировать.

драйвера ещё свои на коленке. опять же, в доках есть про настройку сети и PostScript принтера.

тащем-та, отвязать сиё от доса. и портировать под линакс. какой-то минималистичный, в духе asmutils.

??? => PROFIT!

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

OpenWatcom, что характерно умеет кодогенерировать и под дос .com/.exe. и под линакс ELF. так что с написанием софта и перекомпилянием особых проблем не предвидится.

anonymous
()

как написать операционную систему

обучающее видео

ссылки: оська клон MikeOS github вики, я так понимаю

оську будем писать с загрузочной дискеты.

что происходит: загружаем загрузочную дискету с Win95 с allbootdisk.com, в виртуалке грузимся с её дискеты с пустым жестким диском

берём оттуда debug.exe и дампим бутдиск. потом пишем на nasm.exe загрузочный сектор дискеты. дампим его через debug.exe на HDD.

перегружаемся – у нас есть мини-оська.

ну а дальше просто рисуем сову. скорее всего, выйдет примерно так спрайтшит

anonymous
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.