Начнем с простого
Как часто вы сталкиваетесь с ситуацией когда ваш любимый линукс вдруг перестает работать? А как часто после обновления выясняется что что-то отвалилось или вообще отказывается грузится?
Если вы один из таких «счастливчиков», то добро пожаловать в мир immutable-дистрибутивов! В этой статье мы наглядно разберем все плюсы и минусы, а также выясним, действительно ли immutable лучше традиционных дистрибутивов?
Что вообще такое этот ваш immutable?
В этих системах есть три общих принципа:
- обновление системы не выполняется на работающей системе;
- изменения применяются при следующей загрузке;
- вы можете откатить изменения.
В зависимости от реализации система может предлагать больше возможностей. Но приведённый список – это то, чем должен обладать дистрибутив Linux, чтобы на данный момент считаться immutable.
Звучит конечно довольно ограничено, но мы к этому еще вернемся. А пока…
В чем преимущества неизменяемой операционной системы?
Если корневая файловая система по умолчанию подключена только для чтения, это повышает устойчивость к случайному повреждению, а также к некоторым видам вредоносных атак. На практике это означает что даже если что-то пошло не так по вашей, либо по чей либо еще вине, вы всегда сможете вернутся к стабильному состоянию, просто перегрузившись.
К примеру, если у вас выключили свет во время обновления, или кошка пробежала по клавиатуре и случайно набрала sudo rm -rf /*
(пример утрированный), вы не останетесь без системы в самый неподходящий момент.
Другим преимуществом является надежность. Обычному пользователю практически невозможно привести ОС в состояние, когда она не загружается или работает некорректно после случайного или непреднамеренного удаления какой-либо системной библиотеки. И даже если всё-таки вам удалось каким-то образом ее удалить, то после перезагрузки все вернется к прежнему состоянию.
Это все хорошо, но как насчет примеров?
На самом деле их не так уж и много. По крайней мере из более или менее популярных это:
- Fedora Silverblue
- VanilaOS;
- SteamOS;
- ChromeOS;
- NixOS.
Каждый из этих дистрибутивов реализует свой подход к атомарным обновлениям.
Как это работает?
К примеру, Fedora Silverblue реализует интерфейс OSTree. Если очень кратко то OSTree сочетает в себе “git-подобную” модель для хранения версий различных бинарных файлов, включая загрузчик. Он атомарно копирует базовую ОС и позволяет пользователю при необходимости “наслаивать” традиционный RPM поверх базовой ОС. По сути, тот же самый git но для всей вашей системы. Где каждое обновление – это по сути переключение на нужную ветку.
Напротив, VanilaOS, SteamOS, ChromeOS используют A/B метод обновления путем обмена данными между двумя корневыми файловыми системами: A и B. На практике у вас два раздела с базовой системой, один используется при загрузке, другой просто лежит на диске. Во время обновления, ОС разворачивает свежескачанный образ в раздел B и только после успешной перезагрузки образ B становится образом А, а образ А становится образом В, чтобы в случае чего загрузится с него. Если загрузка прошла неудачно, или не отработали внутренние тесты, то система продолжит работу с образом B.
NixOS же использует менеджер пакетов Nix, который функционально обрабатывает пакеты и зависимости. Каждый пакет изолирован, что позволяет нескольким версиям сосуществовать без конфликтов. Настройка в NixOS выполняется декларативно с использованием одного файла конфигурации. Этот файл описывает настройку всей системы, включая пакеты, службы и системные настройки. NixOS тоже работает по immutable модели, что означает, что изменения в конфигурации системы создают новый экземпляр системы, а не модифицируют существующий.
Немного про VanilaOS и мои мысли
Это дистрибутив который пока что основывается на Ubuntu. Почему пока что? Потому что в версии Orchid V2 базовый образ будет собираться уже на основе OCI debian. Под капотом VanilaOS использует ABroot для обновлений и систему интегрированных distrobox контейнеров для работы в безопасной среде.
В связи с этим автоматически возникает вопрос: «Как мне установить дополнительные драйверы?» В Vanilla OS Orchid установка наиболее распространенных драйверов представляет собой графический процесс, не требующий особых усилий. Однако бывают случаи, когда необходимо установить дополнительные пакеты в систему. По этой причине в ABRoot v2 внедрили менеджер пакетов, который позволяет пользователям управлять своими пакетами с помощью атомарных транзакций.
Ниже приведен пример команд для добавления и удаления пакетов:
abroot pkg add <your-package>
abroot pkg remove <your-package>
Потом необходимо выполнить
abroot pkg apply
чтобы применить изменения и перегрузиться.
Для текущей VanilaOS 22.10 используется ABroot V1, но в целом принцип тот же.
Команда abroot позволяет устанавливать модули ядра, драйверы и другие необходимые пакеты без ущерба для неизменяемости файловой системы.
Когда команда выполняется в режиме abroot, транзакция запускается в транзакционной оболочке во втором корневом разделе. Если транзакция завершается успешно, изменения применяются с использованием наложения и синхронизируются с текущим root при перезагрузке. Если транзакция завершается неудачно, изменения не применяются (из-за свойства, известного как атомарность). abroot также позволяет выполнять транзакции по требованию с помощью команды оболочки abroot. Подробнее можно узнать чем V1 отличается от V2 можно тут и тут.
Войти в транзакционный shell можно просто набрав:
sudo abroot shell
И установить драйвера, библиотеки и т.д. Потом ребут.
Но в целом хочу заметить что устанавливать пакеты в систему мне приходилось крайне редко. Связка flatpak/distobox полностью удовлетворяет все потребности в софте. Плюс система не ограничена одними deb пакетами, и есть возможность поставить любой контейнер с любым дистрибутивом. Разработчики называют это SubSystem. Для этого даже есть встроенный в систему GUI.
Создатели явно вдохновлялись WSL в этом плане, но в отличии от WSL, в контейнере есть поддержка аппаратного ускорения и графических программ. Но по моему опыту хочу сказать, что мало что приходилось устанавливать таким образом, кроме нескольких программ. Например Davinci Resolve у меня стоит в подсистеме c archlinux. Но все остальное поставлено просто из flathub, мышкой. А ну и нативная поддержка Appimage тоже порадовала прям из коробки.
А что в итоге-то?
А в итоге мы получаем систему которая не ломается, которую можно восстановить без излишних потерь нервных клеток, которая не требует знаний консоли. Которая просто работает! Систему за которой не нужно ухаживать, и которая будет работать вне зависимости от прямоты рук.
Всем спасибо за внимание, и не стесняйтесь делиться своим мнением в комментариях!