У меня тут вышло большое интервью с Полом Дэвисом (главный разработчик Ardour и бывший разработчик JACK) в двух частях.
Можно слушать как подкаст, можно читать отредактированную расшифровку на английском.
Первая часть: http://libregraphicsworld.org/blog/entry/podcast-ep-002-paul-davis-on-the-deep-rewrite-of-ardour-daw
Вторая часть: http://libregraphicsworld.org/blog/entry/podcast-ep-003-paul-davis-on-fixing-big-linux-audio-issues
Переводить на русский целиком я задолбаюсь, поэтому главные тезисы:
-
Некоторые пользователи не заинтересованы в ковырянии кода, они хотят чтоб как в Reaper – пишешь плагин на Lua, которые меняет вообще что угодно. Но в рипер Lua встроили явно на очень раннем этапе, сделать похожее в Ardour сейчас уже технологически сложно, поэтому покрытие API в привязках Lua хоть и расширяется, но ряд ограничений останется.
-
Последние несколько лет команда грохнула огромное количество времени на рефакторинг кода и переписывание реализации некоторых ключевых концепций в программе. На момент выпуска версии 6 остались два момента, которые отложены: более точная работа с перескоком между музыкальным временем и выборками (разработчики пока не договорились о ряде моментов в реализации) и встроенный лупинг. В остальном, переписанную часть можно больше не трогать ещё лет 10. Там есть, например, фундамент для запланированной возможности смены частоты сэмплирования на лету без перекодирования.
-
Пока шёл длительный рефакторинг, пользователи не особенно доставали разработчиков нытьем «ну когда же уже» и даже увеличили финансовую поддержку. Часть дополнительных средств Пол планирует бросить на улучшение документации и видеоуроки.
-
В последние годы проект понемногу уходит от применения GTK. Сейчас тулкит используется для всего нескольких вещей: упаковка виджетов на форме, файловые диалоги, текстовый ввод и виджет дерева (treeview). Остальное рисуется на Cairo. Если бы Пол начинал писать DAW сейчас, он бы выбрал готовый специализированный тулкит вроде JUCE. Переписывать виджет текстового ввода он, например, в принципе не возьмётся – масштаб такой работы часто недооценивается, там можно вообще концы отдать. А вот упаковка виджетов на constrained layout – в планах. На момент выхода второй части интервью уже есть ветка, где ведется эта работа.
-
Пол недавно упоминал, что общается с Мартином Кири (Tantacrul), который в прошлом году вышел на работу UX-дизайнером MuseScore (у Мартина популярный блог на ютубе, где он разбирает косяки в юзабилити программ для набора нот с применением фокус-групп пользователей). На прямой вопрос Пол ответил, что пока ничего конкретного сказать не может, но выразил восхищение работой Мартина и заметил, что нужно быть просто тупым, чтобы не хотеть слушать инсайты пользователей, которые работают с твоим софтом впервые.
-
Звуковой стек в Linux – кромешный ад, лучше CoreAudio в макоси пока ничего не придумано. Но в macOS несколько релизов назад часть функциональности убрали в user space демон. Примерно тот же принцип получается при сопряжении ALSA и PipeWire. Автор PipeWire вроде как прислушивается к тому, что ему говорят парни, пишущие звуковой софт, поэтому есть некоторая надежда сделать ситуацию не такой печальной.
-
У Пола накопился ряд претензий к JACK, который он сам же когда-то и создал. Особенно не нравится JACK2, который написан совсем другими людьми. В какой-то момент Пол сложил с себя все полномочия мейнтейнера и с тех пор пребывает в счастливом неведении, что там вообще происходит. Поддержку JACK из программы никто не выпилит, но пользователям Ardour он советует пользоваться бэкендом ALSA, при использовании которого всё просто работает.
-
OMF и AAF – хреновые форматы для обмена проектами, добавлением их поддержки в команде никто не хочет заниматься. Есть некий интерес к OpenTimelineIO, но надо смотреть более предметно.
-
VCV Rack – офигенный проект, Пол признается, что вынужден себя режимить каждый раз, когда запускает этот синтезатор, иначе может играться просто часами (в перерыве между выходами двух частей подкаста я ему с подачи ist76 показал SOLAR 50, и Пол за полвечера накидал похожий софтовый аналог в Рэке). Сейчас модулей для Rack вдвое больше, чем LV2-плагинов, хотя проекту всего три года, а LV2 – уже больше десятка лет. Сказалась идея на старте прибить гвоздями модули к ровно одному, но очень мощному синтезатору, и убрать у разработчика сложный выбор, на каком тулките писать GUI. Перенести этот опыт на LV2 априори невозможно, но в последнее время выручают фреймворки, с которыми можно генерировать плагины в любом формате (т.е. под любой популярный API). Это заметно улучшает ситуацию со скоростью разработки и доступностью плагинов.
-
Mixbus как единственный успешный коммерческий отпрыск Ardour выжил потому, что разработчики а) на старте не имели проблем с GPL (Solid State Logic сломались уже на этом), б) приняли подход команды к разработке GUI (на этом погорели Waves Audio со своим Tracks Live), в) оказались готовыми интегрироваться в процесс разработки Ardour (тут Waves тоже нишмагли – в какой-то момент кодовые базы безвозвратно разошлись).