Как сказал один покойник:
Like many older fans of Free Software and Open Source, I have discovered that it is really only free in the sense that the time you spend on it is worthless.
(Перевод. Как и много поклонников Free Software и Open Source постарше, я пришел к открытию, что «бесплатность/свободность» этого ПО состоит лишь в том, что потраченное на него время не стоит выеденного шиша.)
tailgunner вот считает, что так говорят только неудачники. Я же считаю, что истина в этих словах таки есть. Раньше работа над свободным ПО «оплачивалась» в том плане, что это был клуб взаимопомощи: ты помогал людям решить их проблемы, причем недюжинные проблемы, а они помогали тебе с твоими. Сейчас же, с укреплением потребительства как основной тенденции, если ты усердно над чем-то работаешь, а результат отдаешь даром, на тебя смотрят как на лоха и ведут себя соответствующим образом.
Оно вообще как-то хреново получается. Твой труд помогает многим зарабатывать много, но почему-то эти многие совершенно не горят желанием поучаствовать в твоих расходах на еду, на жилье и на транспорт.
Мне случилось поработать в компаниях, где опенсорс использовался достаточно широко. Для этих компаний поддерживать разработку некоторых ключевых проектов (не полностью, естественно) было бы карманными деньгами на карамельки. Но они использовали опенсорс только 1) потому что забесплатно, 2) только тот, который под лицензиями BSD and friends. Потому как результаты они были не прочь зажать не отдавая. Если бы им сказали, что этот софт стоит десять баксов в год, они бы от него отказались не раздумывая.
Это фирмы с довольно неплохими доходами, должен сказать. И чем доходнее предприятие, тем отношение к этике будет более скотское.
А объяснишь кому, что решение их задач делается по договору и прейскуранту — сразу с уважением смотрят.
Так что лично я вижу смысл контрибьютить в опенсорсные проекты только в тех случаях, когда мне за это платят — прямо либо опосредованно. Увы, таков закон выживания в джунглях, где поневоле все делятся на эффективных менеджеров, успешных предпринимателей, счастливых потребителей и просто неудачников.