Предлагаю вашему вниманию перевод How I do my computing от Ричарда Столлмана. Зачем я его предлагаю? Ну, просто так. Столлманутым для молитв, троллям для осмеяния, остальным - для развлечения или, может быть, для осмысления.
- Я использую машину от Lemote (см. в Википедии - прим.пер.), у которой свободная программа инициализации и свободная операционная система. Кстати, одно из ее преимуществ в том, что ОС Windows ее не поддерживает.
- У меня нет любимого дистрибутива GNU/Linux. Я готов порекомендовать любой из этичных дистрибутивов, то есть тех, которые содержат исключительно свободное ПО. Объективно выбрать из них один или несколько я не могу, поскольку даже чтобы попробовать их все понадобилась бы куча времени, так что я решил не выделять из числа этичных дистрибутивов «любимые».
- Раньше я пользовался машиной от OLPC. Когда в рамках проекта OLPC на эти машины стали ставить Windows, я перестал ею пользоваться, поскольку не хочу, чтобы люди думали, будто я поддерживаю такую инициативу. Впрочем, похоже, что мои главные опасения не сбылись: я боялся, что миллионы детей по всему миру получат OLPC с Windows и из-за этого привыкнут к этой ОС, но этого не произошло.
- Хотя иногда я пользуюсь X11 для работы с графикой, большую часть работы я делаю в консоли. В основном мне приходится работать с текстом, и мне удобнее это делать в консоли.
- Большую часть времени, которое я провожу за компьютером, я занимаюсь работой в Emacs. В нем я читаю и отправляю почту при помощи M-x rmail и C-x m. Страницы на этом сайте (http://www.stallman.org - прим. пер.) я тоже редактирую в Emacs, хотя добавлять на сайт политические и срочные заметки мне иногда помогают добровольцы.
- Я ни разу, ни даже одной минуты не пользовался ОС Unix, пока не решил написать свободную замену для нее (операционную систему GNU). Подражать именно Unix я решил потому, что архитектура ее была переносимой и довольной аккуратной. Я, конечно, вовсе не относился Unix со слепым обожанием, многое в этой ОС мне не нравилось. Но в целом она была довольно хорошая.
- Читайте здесь о том, зачем я придумал название «POSIX».
- У меня на компьютере установлено несколько свободных браузеров, но я обычно не посещаю сайты прямо со своей машины, кроме некоторых сайтов FSF, проекта GNU или моих собственных. Обычно я получаю веб-страницы, посылая e-mail специальной программе, похожей на wget, которая их скачивает, а потом пересылает мне.
- Самый мощный язык программирования - Lisp. Кто не знает Lisp (или его диалекта Scheme), тот не знает, что такое мощный язык программирования. Изучите Lisp - и вы поймете, сколько всего не хватает в других языках программирования.
После запуска Lisp-машина выполняет цикл read-eval-print. В большинстве языков программирования нет ничего похожего на read, ничего похожего на eval и ничего похожего на print. Какой огромный недостаток!
Понять Lisp не труднее, чем любой другой язык. Так что если вы еще не умеете программировать и хотите научиться, начните с Lisp. Если вы как раз изучаете Emacs, то можете практиковаться в Lisp, создавая новые команды для Emacs. Учиться можно по книге Introduction to Programming in Emacs Lisp: она полностью свободная, а печатные копии можно заказать в FSF.
Пожалуйста, не покупайте эту книгу в Amazon! Вообще не покупайте книг в Amazon!
- Я пользуюсь в основном двумя языками программирования: Lisp и C. Это и есть два моих любимых языка. Но года с 1992 я большей частью занимаюсь общественной деятельностью, так что на программирование времени остается мало. Из-за этого я не успел выучить новые языки программирования, такие как Perl, Python, PHP или Ruby.
Однажды я прочел книгу про Java, и этот язык кажется мне довольно элегантным наследником C. Однако я ничего на Java не написал. Впрочем, однажды я писал код на Яве, но это был остров в Индонезии.
C++, в отличие от Java, мне кажется довольно уродливым.
Еще я просмотрел документацию по Python, так как мне говорили, что он похож на Lisp. Я пришел к выводу, что вовсе не похож. При запуске Lisp входит в цикл read-eval-print, а ничего подобного в Python нет.
- Я наотрез отказываюсь устанавливать на свой компьютер несвободное программное обеспечение, и когда другие люди настраивают специально для меня компьютеры, запрещаю его устанавливать.
Но если, например, я куда-нибудь приезжаю, и там на всех компьютерах установлено несвободное ПО, то я не обязательно откажусь ими пользоваться. Я могу ими немного попользоваться, чтобы, например, посмотреть какие-нибудь сайты. Поскольку для такого ограниченного использования я не обязан соглашаться с лицензией, не становлюсь владельцем копии этого ПО и поскольку несвободное ПО было установлено не по моей вине, я не считаю, что с этической точки зрения необходимо не прикасаться к этим компьютерам. Я конечно, постараюсь объяснить их владельцам, почему им лучше будет перейти на свободное ПО, но убеждать или настаивать не буду: это делу не поможет, скорее наоборот.
По тем же соображениям я не считаю необходимым проверять лицензии на ПО в автоматах, таксофонах или банкоматах, которыми я пользуюсь. Надеюсь, все программы в них когда-нибудь будут исключительно свободными, но и до той поры вовсе не обязательно от них отказываться. Конечно, тут возникает еще вопрос о том, что будет с моими личными данными, которые я в такие автоматы введу, но это отдельный вопрос. Я стараюсь предоставлять как можно меньше личных данных.
Различие я вижу простое: при использовании чужих машин я не виноват в том, что на них установлено проприетарное ПО. А вот когда я сам настраиваю компьютер, или прошу кого-нибудь настроить компьютер, или же помогаю кому-нибудь, то я становлюсь отвественным за установленное на этом компьютере ПО. Поэтому в таком случае я настаиваю на установке исключительно свободного ПО.
Программа Skype является исключением. Связываясь с кем-либо по Skype, мы вынуждаем собеседника воспользоваться несвободным ПО или, по крайней мере, поддерживаем его решение им пользоваться. Поэтому я не буду пользоваться Skype ни при каких обстоятельствах.
- Я не пользуюсь социальными сетями, так как они для меня неудобны. Это не значит, что они все неэтичны: некоторые этичны, некоторые - нет. При использовании социальных сетей возникает отдельный ряд этических вопросов, не связанных с вопросами лицензирования ПО.
У меня есть аккаунт на Twitter, называется «rmspostcomments». Но я в Twitter ничего не пишу, я с помощью этого аккаунта вхожу на другие сайты и пишу туда, например, комментарии к статьям. Если кто-то другой в Twitter объявит что он - это я, не верьте.
В сети identi.ca есть аккаунт «rms», туда транслируются политические заметки с этого сайта. Но я не пишу туда напрямую.
Помимо этих двух сайтов я не зарегистрирован ни в одной социальной сети. Кто скажет, что он - это я, тот врет.
Я не пишу ничего на 4chan. У меня представители этого сайта несколько раз брали интервью, но напрямую я туда не пишу, и если кто-нибудь на том сайте скажет, что он - это я, это неправда.
Что касается Facebook и Google+, то я их не поддерживаю принципиально, так как там от людей требуют указывать свое настоящее имя. Конечно, лично я высказываю свое мнение, не скрываясь, но не все могут себе это позволить. Многие люди боятся подвергнуться преследованиям за свои взгляды со стороны работодателей, мафии, личных врагов или государства. Давайте ради них не будем пользоваться никакими сайтами, которые требуют указывать настоящее имя.
Впрочем, что касается Facebook, то настоящее имя - далеко не единственная этическая проблема этой сети.
- Любой продукт со встроенной системой управления цифровыми ограничениями посягает на вашу свободу. Не покупайте и не терпите таких продуктов, если только у вас нет способа сорвать цифровые наручники. Не покупайте фильмы на DVD, если не можете расшифровать их с помощью DeCSS или подобной свободной программы. Не покупайте фильмы на BluRay, если только, опять же, не знаете какого-нибудь способа снять защиту.