Davinci Resolve/Davinci Resolve Studio — это профессиональная проприетарная программа для полного цикла видеомонтажа с обвесом. Прямой конкурент Adobe Premier + After Effects + Audition. Именно так, включает в себя функциональность всех трёх пакетов. Сильные стороны: чуть ли не единственное решение для работы с цветом в принципе, активное использование видеоадаптера, приятная ценовая политика — бесплатной версии хватит всем, платная стоит $300 единоразовым платежом. И конечно поддержка Linux, которой у Adobe кажется будет никогда.
Несколько вводных предложений в формате вопрос-ответ:
Чем это лучше Kdenlive?
Это профессиональное ПО. Одновременная работа над проектом через сервер, мощный движок для анимации, лучшая (на попсовом рынке) работа с цветом, хорошая поддержка CUDA, фильтры на базе нейронок, поддержка форматов профессиональных камер — это первое что приходит в голову, не считая тысяч мелочей.
Зачем мне это?
В бытовых условиях не нужно. В условиях попыток производства видеоконтента — это лучшее, что можно взять на онтопике. Самый простой сценарий: личный видеоблог.
Ты кто?
Меня зовут Глеб, монтаж — не основная моя работа, но составляет процентов 20-25 моего дохода. Третий год монтирую на убунте/минте и очень рад, что мне для этого не нужна отдельная винда.
К чему вообще этот материал?
В русскоязычном интернете материалов на эту тему по пальцам пересчитать, а от людей, которые занимаются этим в систематике, их кажется вообще нет.
Если кому-то захочется отдельный материал про особенности Davinci, гайдов или каких-то тонкостей — пишите в комментариях. Данный материал касается конкретно особенностей, которые пришлось учесть при переносе видеомонтажных дел на онтопик.
Важный дисклеймер: профессиональный софт подразумевает соответствующее железо, соответственно, требования у Resolve более жёсткие, чем у таких редакторов, как Kdenlive. Более подробно см. раздел «Как дела с железом?»
Очень краткий разбор плюсов и минусов:
+ Оно работает
+ Хорошая производительность, а также больше доступной оперативной памяти по сравнению с Windows
+ Можно бесплатно
+ Линуксовая версия проще пиратится
- Владение ffmpeg — всегда хорошо, но здесь желательно
- Забываем про aac-звук (либо осваиваем ffmpeg)
- Бесплатная версия для windows поддерживает больше кодеков.
- В отличие от оффтопика, на iris даже не запускается
Davinci Resolve и Davinci Resolve Studio
Studio это платная версия дистрибутива. Поддерживает больше форматов, нет ограничений на количество применяемых эффектов, больше возможностей для рендеринга. При этом нужно знать, что бесплатной версии действительно «хватит всем», платные возможности — это уже про видеопроизводство.
Как дела с железом?
Понятное дело, что без железа ничего не намонтируется. Форумы и общие рекомендации говорят, что предпочтительнее сборки на базе nVidia. Скажу честно — очень хочу поиграться на картах AMD, но в доступности их нет. Как только — дополню материал.
Разумеется, необходим проприетарный драйвер. Одна из фич Resolve — он очень хорошо дружит с CUDA. И это заметно даже на оффтопике — банально посмотреть на загрузку видеоадптера при рендере. Премьер до сих пор всё считает на процессоре.
Хороших советов по установке драйверов не дам, полагаю что работает любой способ. И плавно переходим к дистрибутивам.
Как написано выше, linux-версия не считает iris за карту. Не то, чтобы это сильно нужно, но на условном i5 актуального поколения с ириской на оффтопике хоть и больно, но можно что-то сделать. Тут нет. Если ситуация поменялась — пишите, проверим и актуализируем.
Минимальные требования «Лишь бы запустилось» могу охарактеризовать так: любая карта с CUDA/OpenCl, Core i5 третьего поколения (либо аналогичный AMD), 4 Гб памяти. Сам пробовал такую конфигурацию с картой, кажется, GTX550 и даже что-то получалось монтировать.
Что по дистрибутивам?
Родной дистрибутив — CentOS. На ней производитель выпускает собственные рабочие станции, на базе которых собираются студии полного цикла видеопроизводства. Но мы понимаем, что CentOS вне серверов вряд ли кто-то из нас держит.
Сам живу на Mint, и меня полностью устраивает штатная утилита управления проприетарными драйверами. С ubuntu (точнее — xubuntu) опыт положительный по той же причине.
Инструкцию производитель даёт для debian-подобного и для centos.
Установка
Установка происходит с помощью .run графического установщика. Зависимости проверяет при каждом запуске, и недостающие выводит списком. Устанавливать самостоятельно, проблем вида «а в каком пакете эта библиотека?» за три года установок на актуальных версиях дистрибутивов у меня не было. После установки живёт в /opt/, во всякие меню в DE прописывается корректно.
Утилита для удаления присутствует, живёт с установленным пакетом, вычищается хорошо.
Единственный камень, который здесь есть: версии Resolve и Resolve Studio это разные установочные пакеты. Обновиться с Resolve на Resolve Studio нельзя.
Проблема с порога
Почему-то первый запуск иногда-стабильно приводит к тому, что программа визуально не запускается. Гасим с помощью killall или любым удобным способом и потом всё хорошо.
Бесплатная версия на Windows — интереснее.
В бесплатной версии Linux очень грустно с доступными кодеками для материала на выходе. Настолько грустно, что даже не h264. Лечится переходом на версию Studio (платная), либо с помощью ffmpeg.
h265
Бесплатная версия на входе не ест. На оффтопике так же, с этим только смириться. Лечится переходом на версию Studio (платная), либо с помощью ffmpeg. Замечу, что на оффтопике даже в платной версии придётся решить вопрос наличия кодека в системе.
Звук
aac не ест ни на вход, ни на выход. И вот тут надо быть прямо внимательным! Mp4 контейнер не любит pcm-звук. Таким образом, можно по-привычке рендерить в mp4, но получить на выходе отсутствие звука. На входе лечится через ffmpeg, на выходе — .mov+pcm. Дополнительно на входе лечится настройками камеры. Sony, вроде, и так в него пишет, Blackmagic в другое не умеет (да и не нужно), а вот на Canon придётся в настройках поковыряться.
Контейнеры
Резюмируя сказанное выше, про mp4 проще забыть как явление и брать mov. Проблем не вижу. Дежурно напомню, что он называется QuickTime.
Интерфейсные особенности
Немного иная относительно Windows логика доступов к файлам. Каталоги, с которыми вы работаете, указываются заранее в настройках. Это не мешает бросать файлы драг-энд-дропом из любого места в системе (куда есть доступ), но при работе через меню программы будет видно только то, что «примонтировано» к программе. Понятно откуда это взялось — готовая рабочая станция подразумевает, что пользователь вообще интерфейс ОС не видит. Проблем не создаёт, просто нужно иметь в виду.
Совместная работа
Это даже не linux-специфичная особенность, это распространяется на все сценарии с использованием разных ОС. Пути везде выглядят по-разному. Ребята подошли к вопросу очень просто, но очень мощно — можно тупо задать биндинги для путей. И даже регулярками.
Шрифты
Глубоко не лез, и материал дополню с оказией, но весь комплект системных шрифтов программа не видит.
Глитчи/артефакты
Не стоит воспринимать как прям мнение, но. Именно на онтопике я узнал, что на слабой карте (1660 чтоль?) артефакты могут быть не только на предпросмотре, но и на рендере.
Резюме:
Жить можно и мне нравится. Основная неприятность, конечно, в вопросе с aac, но мы тут типа вроде профессионалы, поэтому мы не будем в него снимать. Тем более, что ffmpeg всё равно обычно под рукой — проксей сделать или что-то ещё.
Всем рекомендую.
Мой конфиг:
- какой-то предпоследний i7;
- NVIDIA 3060;
- 16 Гб памяти.