С 1 января 2016 года в России вступили в действие изменения в законодательство, прямо предписывающие переходить на отечественные аналоги популярных компьютерных программ. Если такого софта нет, то, по возможности, следует использовать продукты со свободным кодом. Офисные ПК
- Принятый в прошлом году закон об импортозамещении в сфере программного обеспечения (ПО) ограничивает свободный выбор софта при закупках для государственных и муниципальных нужд. Значит ли это, что все чиновники Подмосковья сейчас вынуждены сменить операционную систему (ОС) на своих компьютерах?
- На данный момент правительство Московской области выработало тезисы, описывающие взвешенный подход ведомства к политике перехода на отечественные и открытые решения. И один из них касается как раз программного обеспечения. По процессу импортозамещения в этой отрасли идет очень большая дискуссия. Сейчас по этому вопросу выдается большое количество директив о том, что нужно прекращать закупать импортное программное обеспечение и оборудование. Мы как-то с этим вынуждены жить. Мы приняли решение, что будем ставить Linux в качестве операционной системы везде, где это возможно, исходя из тех задач, которые планируется решать на конкретных компьютерах.
При этом если мы говорим про компьютеры, которые используются для работы в прикладных системах, то есть для решения определенных задач, то там вполне может стоять Linux. Например, мы планируем перевод на открытую ОС всей системы подмосковных многофункциональных центров (МФЦ). Это как минимум полторы тысячи рабочих мест. Там все работают в прикладной системе, которая обеспечивает поддержку деловых процессов, и им в принципе не нужны другие возможности, которые предоставляет офисный компьютер.
Базы данных
- А как будет решаться вопрос с Системами управления базами данных (СУБД) от заграничных разработчиков?
- Область старается везде отказаться от иностранных СУБД, где это возможно, в пользу решений с открытым кодом. У нас есть несколько кейсов, то есть ситуаций, взятых из реальной жизни, которые показывают, что это реально рабочая история. Хотелось бы подчеркнуть, что если та или иная уже созданная и работающая информационная система базируется на иностранной СУБД, к примеру, Oracle или Microsoft, то министерству приходится всегда очень внимательно считать, во сколько ему обойдется миграция на свободное ПО, и останется ли оно в экономическом выигрыше. Если в выигрыше мы не остаемся, то решения о переходе не принимаем. Открытые аналоги
- Но как же быть с программами, которыми любой офисный сотрудник пользуется каждый день? Например, «поисковики» или почтовые сервисы, которые чаще всего тоже созданы за границей.
- В отношении почты Московская область наметила отказ от программ Microsoft в пользу открытых аналогов. Мы активно смотрим на новые предложения российских разработчиков, но пока ничего конкретного сказать по этому поводу не могу. Мы приняли очень простое решение о том, что на всех рабочих местах мы ограничиваем доступ к «облачным» сервисам - как зарубежным, так и российским: к почте «Яндекса», Google, iCloud и ко всем остальным средствам коммуникации. «Поисковики» все останутся, но почта будет заблокирована.
- А саму технику тоже придется заменить?
- Что же касается жестких дисков, то здесь область старается как можно меньше закупать серверного железа, приобретая взамен ему виртуальные машины, которые позволяют копировать функции одной вычислительной системы на другую. В этом смысле видим меньше рисков. Региональных чиновников меньше будут обвинять в закупке дорогостоящего «железа», так как мы будем закупать только услуги виртуальной машины.
Автор: Елена Фоминская cp http://mosregtoday.ru/power/shadaev-chinovniki-ukhodyat-v-svobodnoe-programmn...