Министерство культуры РФ подготовило законопроект об ужесточении антипиратского законодательства. На официальном сайте regulation.gov.ru пока опубликовано только уведомление, но Газета.ру и некоторые СМИ ознакомились с полным текстом предложений, направленных правообладателями в Министерство культуры.
Раньше подготовкой антипиратского законодательства занималось Минкомсвязи, но теперь эту работу взяло на себя Минкультуры. По информации Газеты.ру, принятие новых репрессивных мер против «пиратских» сайтов инициировал первый вице-премьер Игорь Шувалов после встречи с представителями российской отрасли кино. Те пожаловались, что у отрасли мало денег. Им нужно зарабатывать на прокате фильмов и реализации прав, но не получается этого сделать из-за наличия нелегальной дистрибуции фильмов и сериалов в интернете.
Правообладатели попросили принять меры и усилить давление на пиратские сайты, потому что официальная блокировка на них не действует. Россияне всё равно каким-то образом умудряются заходить на эти сайты и пиратским образом просматривать фильмы и сериалы.
Само Министерство культуры основными проблемами считает нечеткость существующего внесудебного порядка прекращения нарушений, а также наличие анонимных сайтов, владельцы которых себя не идентифицируют, отметили в пресс-службе. О проблеме анонимов пишут и правообладатели в своих предложениях.
Правообладатели считают очевидным, что анонимы стремятся избежать ответственности за нарушение авторских прав, «что презюмирует недобросовестность их поведения».
Опыт применения антипиратского законодательства показал, что большинство заявлений о блокировке и исков подается к сайтам, владельцев которых невозможно установить, хотя закон и предписывает им идентифицировать себя.
Отсутствие информации о владельце сайта, размещающем контент, нарушает не только принцип добросовестности, но и закон об информации, считает Максим Рябыко из АЗАПИ. «Налицо злоупотребление правом приватности со стороны владельца сайта, лишающее правообладателя права предъявлять юридические претензии к владельцу сайта. Блокирование анонимных сайтов — адекватная мера, противодействующая злоупотреблению приватностью», — уверен правозащитник.
Правообладатели предлагают следующие меры:
- Упрощённая процедура постоянной блокировки для владельцев анонимных сайтов, которая будет проходить быстрее 6-8 месяцев, необходимых для стандартной блокировки через суд. Такую меру будут применять к сайтам, на которых не указана информация о владельце сайта и необходимые контактные данные.
- Требование к поисковым системам удалять ссылки на пиратские сайты, а также обеспечивать приоритетное представление ссылок на сайты с легальным контентом.
- Привлечение к ответственности поисковиков за нарушения интеллектуальных прав.
- Признание социальных сетей «информационными посредниками» с возложением ответственности за пиратский контент, который публикуют пользователи.
- Привлечение к административной ответственности операторов локальных сетей связи (интернет-провайдеров), которые предлагают своим пользователям доступ к файловым хранилищам с нелицензионным контентом и программным обеспечением.
- Признание вредоносными мобильные приложения, которые монетизируют пиратский контент с помощью рекламы и платы за подписку.
- Запрет на размещение рекламы на сайте, заблокированном по решению суда, с установлением ответственности для рекламодателя (такая система реализована в Великобритании).
- Запрет на проведение платежей в пользу физических или юридических лиц, связанных с распространением нелицензионного контента (вероятно, государственные органы будут вести официальный список физлиц-пиратов). Эти нормы должны коснуться проведения любых платежей: SMS, пластиковыми картами (Visa, MasterCard), через платёжные системы (PayPal, «Яндекс.Деньги» и другие), биткоин.
Кроме ассоциации «Интернет-видео» поправки разрабатывали Ассоциация продюсеров кино и телевидения, Гильдия продюсеров, Ассоциация по защите авторских прав в интернете, Национальная федерация музыкальной индустрии, Некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов.
Согласно официальному уведомлению, планируемый срок вступления в силу поправок в законодательство — январь 2017 года. Публичное обсуждение поправок (которые не опубликованы) продлится до 18 августа 2016 года.