Государственная дума России изучит законодательное регулирование в зарубежных странах деятельности организаторов мессенджеров и оценит возможность применения зарубежного опыта в РФ, следует из материалов на портале госзакупок.
Заказчиком исследования, которое обойдётся российскому бюджету в более чем 7 миллионов рублей, выступает аппарат Государственной думы ФС РФ.
«В настоящем конкурсе, — гласит документ, — может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в т.ч. зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, соответствующие требованиям, установленным п. 16-18 настоящего раздела конкурсной документации».
В обосновании трат сказано, что «обмен информацией с использованием сервисом обмена мгновенными сообщениями является очень распространенным, новым и прогрессивным способом общения более чем 89% населения Российской Федерации». А изучение иностранного опыта регулирования сферы целесообразно «для использования его положительных аспектов и, одновременно, недопущения повторения ошибок зарубежной правоприменительной практики». Для анализа Госдума выбрала 5 стран: Китай, Япония, США, Франция и Германия.
За 7 миллионов рублей нужно будет не только собрать для отечественных законодателей информацию о работе иностранных коллег, но и побыть законодателем самому. А именно, «разработать предложения по совершенствованию российского законодательства и общественных отношений в области использования сервисов обмена мгновенными сообщениями», причём «с проектами текстов необходимых изменений».
Актуальность исследования авторы документа подкрепляют следующими аргументами:
«В настоящее время в Российской Федерации одним из самых популярных способов общения пользователей, оперативного и мобильного обмена ими текстовыми сообщениями, и мультимедийной информацией, а также аудио- и видеосвязью, является использование сервисов мгновенных сообщений (мессенджеров).
В связи с ростом значения информационных технологий на современном этапе развития общественных отношений, особую актуальность приобретают механизмы государственно-правового урегулирования таких процессов, возникающих в информационной сфере, что также является приоритетным направлением процесса законотворчества в Российской Федерации. В качестве одного из важных блоков таких общественных отношений выступают недавно получившие законодательное определение сервисы обмена мгновенными сообщениями (мессенджеры).
В настоящее время использование мессенджеров привязано как к мобильным устройствам или аппаратным платформам (Viber, Whatsapp, iMessage), так и интегрировано непосредственно с социальными сетями (Vk, Facebook messenger, Odnoklassniki).
Обмен информацией самого различного рода с помощью мессенджеров для пользователей стал таким же привычным способом обмена информацией, как обычная телефонная связь.
Законодательное урегулирование правоотношений, связанных с использованием мессенджеров, обусловлено целями защиты прав граждан, обеспечения безопасности Российской Федерации и упорядочения распространения информации и обмена данными между пользователями мессенджеров, учитывая также имеющийся рост правонарушений и преступлений с их использованием в различных странах мира.
В связи с этим, как и в большинстве стран, российское законодательство устанавливает определенные требования к организаторам распространения информации в сети «Интернет», осуществляющих деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений между пользователями в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
С 1 января 2018 года предусматривается, что неисполнение организатором сервиса обмена мгновенными сообщениями установленных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации обязанностей влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн. рублей».
Введение в российское законодательство института сервисов обмена мгновенными сообщениями заказчики исследования называют «новеллой, требующей мониторинга и изучения правоприменительной практики». Регулирование данной специальной категории в информационном праве с учетом правоприменительной, судебной практики со временем потребует принятия мер законодательного и правоприменительного совершенствования, считают они.
«В целях защиты прав самих пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», — также утверждается в документе, — требуется актуальное современным реалиям совершенствование норм, регламентирующих на законодательном уровне особенности правоотношений в области использования мессенджеров. В целях развития и становления в Российской Федерации организационно-правовых механизмов регулирования указанных отношений целесообразно использование опыта зарубежных стран в сфере регулирования правоотношений, связанных с организацией и использованием сервисов обмена мгновенными сообщениями, для использования его положительных аспектов и, одновременно, недопущения повторения ошибок зарубежной правоприменительной практики».
Заявки на участие в конкурсе принимаются до 21 июня, итоги конкурса будут подведены 28 июня. Исследование должно быть завершено до 30 ноября 2018 года.
Официальные власти РФ регулярно напоминают о проблеме неподконтрольности мессенджеров для государства. На минувшем Петербургском экономическом форуме глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что создатели столь популярного, ныне запрещённого в России мессенджера Telegram «прячутся за живым щитом IT-корпораций», в то время как все последние террористические акции в стране координировались именно в этом мессенджере.
Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин призвал заблокировать Instagram, «потому что теракт в Ленинграде в прошлом году был совершен при помощи Instagram». Судя по контексту, его заявления, глава СКР просто перепутал данную соцсеть с мессенджером Telegram.
Ну, кто возмётся влиять на законодательство Российской Федерации?
Как я понял из статьи закупка тут: http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/documents.html?regNumber=017...