LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Вот почему я против засилья микросхем и процессоров в автомобилях

 ,


0

1

Недавно случился один интересный инцидент. Подробности http://4pda.ru/2020/06/10/372173/ - здесь.

Если вкратце своими словами: злобные нахеры уронили заводы Honda по всей планете.

Кибератака, мы не виноваты, и тд итп - это все конечно хорошо, и даже хорошо что кибератакеры ограничились просто установкой вымогателя just for fun (Шindows detected), однако меня стал волновать совсем другой вопрос:

Сегодня уже никого не удивишь тем, что к автомобилю можно получить доступ по воздуху. Удаленно перепрошить. Улучшенная кнопка «Пуск», все дела.

Но мало кто знает, что механические системы управления автомобилем, ТНВД, двигатель, ходовая - прибиты саморезами к электронике, и в принципе управляются ею, в том числе и централизованно. Ну, то есть если раньше нажимая на газ, мы дергали по сути за тросик, открывающий воздушную заслонку, то сегодня нажимая на газ, мы вращаем потенциометр (упрощенно говоря), тот подает сигнал на блок датчиков, тот на центральный блок, а этот в свою очередь расчитывает можно ли нам вообще нажимать на газ, и если можно - подает сигнал на блок управления, и тот уже подает PWM или напряжение на электронное управление заслонкой через CAN-шину.

Так вот вся фишка в том, что на самом деле подачей смеси в двигатель управляете НЕ ВЫ, а этот самый центральный блок.

Этот же самый центральный блок управляет тормозами (да, там чуть сложнее). Этот же самый блок управляет РУЛЕВОЙ СИСТЕМОЙ в машинах оснащенных эмулятором автопилота.

Механических органов управления в современных автомобилях осталось очень мало, и даже зажигание нынче включается электроникой после одобрения попытки, центральным блоком. Ну там иммобилайзер, хитрожопые системы угона, все дела. Равно как и выключается.

К чему это я веду:

При условии доступа к этому самому центральному блоку изнутри, мы фактически можем управлять автомобилем при помощи строк кода. При чем это управление - не только примитивное «подать бензин\отключить бензин». Это самое настоящее управление. Крутнуть руль влево. Притормозить или запретить тормозить несмотря на нажатие на педаль тормоза. Дать газу. Опустить клиренс. Врубить музыку. Заблокировать двери. Подать в салон газ.

Это - не фантазия из ряда «киберпанковское будущее», половину из этого я делал на относительно старой машине 2008 года, правда с доступом к пинам блока управления (кстати микроконтроллером обслуживающим приборную панель там являлась ардуиновская атмега328p, лол, и это не колхоз, а с завода). А в современных авто - это можно делать программно чуть ли не из сосноли.

Че-то стремно стало, после осознания того что каждый Васян может подключиться к сервакам автопроизводителя, и там набедокурить, например поменять пару строк в прошивке что-то типа «после 10 минут езды резко крутнуть руль влево», и отослать это на все доступные автомобили на планете.

При чем здесь Linux? Да при том, что нужно быть полным дЭбилом, чтобы держать Винду на чем-то сложнее компа секретутки или бухгалтера.

А ведь я и раньше с опаской относился к повозкам с китайскими планшетами вместо приборной панели :)

★★★★★

Последнее исправление: windows10 (всего исправлений: 1)

Ответ на: комментарий от alex07

Ну все верно, а теперь расскажите мне сколько времени займет принятие закона по которому вам разрешат штрафовать работника, кто именно будет штрафовать, если вы то на кто будет вас наделять этими полномочиями, кто будет следить за правильным исполнением?

Я не юрист, так что возможно, дальше глупости напишу, поэтому заранее приношу свои извинения. Но вроде работодатель может штрафовать работника в случае, если последний своими действиями или бездействием принес ущерб предприятию. По крайней мере, слышал кучу историй про штрафы за опоздание, порчу оборудования и т. п. вещи.

Ну и кроме того, всегда есть возможность не называть вещи своими именами - например, вместо штрафа просто не дать человеку премию, которую он обычно получает.

А самое главное, кто составит перечень нарушений за которые можно штрафовать?

Тот же, кто составляет должностные инструкции или правила внутреннего распорядка, например. Собственно говоря, штрафовать можно за любое нарушение этих документов. Обычно эти обязанности возлагают на сотрудников отдела кадров, но могут быть варианты.

Лично я не знаю законодательств где работодателю разрешено штрафовать работника.

В России либо это разрешено официально, либо запрет на штрафы элементарно обходится (см. выше). В любом случае, это довольно широко распространенная практика.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от cvs-255

Плохого то, что государство и полиция это не некая абстрактная справедливая сущность, а группа людей, далеко не всем из которых можно доверять.

А вот это зависит исключительно от самого общества. Грубо говоря, каково общество, такова и власть.

Это я к тому, что решать эту проблему техническими средствами (например, искусственно тормозя развитие технологий) бессмысленно.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от qrck

Проблема не в электронике в системе управления, а в том что эта система не изолирована от развлекательной составляющей автомобиля. По хорошему вся эта штука должна управляться и перепрошиваться только через сервисный разьем под капотом, и никак иначе.

Еще раз, представьте аналогию с сервером, содержащем очень ценные данные. Можно запретить втыкать его в розетку (обычную или (и) сетевую), а можно грамотно настроить уровни доступа.

Как считаете, какой из подходов перспективнее?

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

А сколько сейчас в мире реальных автопроизводителей, 3?

Думаю, не меньше десятка.

Вендорлок он вроде как лет 30 уже…

Откуда такие данные? Назовите хотя бы одну модель автомобиля, для которой принципиально отсутствуют неоригинальные запчасти и комплектующие?

Лично мне подобные примеры неизвестны.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

Ну убить человека с помощью автомобиля.

Это можно всегда было сделать на любой модели автомобиля. Выше уже приводили примеры - подпиливание болтов/рулевых тяг, подрезание тормозных шлангов. Вариантов море, и большинство из них относительно нетрудоемкие.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Ну любая пафосная тачка где стоит хед-юнит, на которые завязаны функции автомобиля, включая безопасность (типа parking aid). Попробуй поменять. Там тебе половину электроники поменять придется.

slapin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

Это все еще in progress.

Так с этим вроде никто и не спорит - понятно, что прямо сейчас автопилоты не готовы управлять машинами на дорогах общего пользования. Речь про будущее идет.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

А в будущем будет войнушка и все будем ездить в лучшем случае на велосипедах, если останется у кого. Да и не мы это уже будем.

slapin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от windows10

В то же самое время хакер может получить доступ в завод, к тому же самому компу, на котором эти прошивки пишутся

Так что мешает нормально защитить тот самый комп? Вместо очевидного решения Вы предлагаете ломать уже созданную инфраструктуру.

Я уж не говорю о том, что запрет обновления прошивки по воздуху не поможет - если скомпрометирован сам код, то что помешает злоумышленнику дождаться, когда производитель разошлет скомпрометированную прошивку по сервисным центрам, а те, в свою очередь, зальют ее на машины клиентов через тот самый диагностический разъем?

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от alex07

То есть изначально оговариваются условия премии, например токарь Вася должен выпилить норму в 1000 деталей, если он выпиливает 1500+ деталей то ему выплачивают 2000 евро.

Ну а что помешает в трудовом договоре прописать, что если токарь Вася угробит станок по пьяни, то премии не будет?

Однако конкретно в IT доказать что увольнение мотивировано некомпетентностью это настолько сложно, что я не видел ни одного случая такого увольнения.

Вы вспомните, с чего наш разговор про штрафы и увольнения начался. Достаточно в Правилах трудового распорядка указать запрет на оставление где-либо пароля в явном виде, чтобы потом, в случае выявления нарушения, объявить сотруднику выговор. Несколько выговоров - и увольнение по статье, куда уж проще-то?

При этом на работу ходит просто потому что ему дома скучно. При этом он без палева заявляет что спокойно дожидается увольнения и на все мои замечания просто отвечает «nothing personal, just business».

См. выше. Достаточно несколько раз поймать его на нарушении трудового распорядка (опоздал на 5 минут, не выполнил поручение в рамках должностных обязанностей и т. п.). По крайней мере, в России. Не думаю, что в ЕС что-то принципиально отличается.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от alex07

Ну то есть IMEI мобильного телефона или MAC адрес сетевой карты.

Серьезно? В России смена MAC-адреса при замене роутера, например - весьма распространенная практика. Просто потому, что это быстрее и проще, чем звонить провайдеру и просить его обновить конфигурацию оборудования.

Если не секрет, сколько могут дать за смену MAC-адреса?

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Вы путаете air-gap с выключенным сервером. Я же говорю об air-gap-е.

Любые уровни доступа, рано или поздно, если не обновлять и патчить систему постоянно, можно будет обойти. Дыры находят везде рано или поздно.

А физически изолированную систему взломать куда сложнее (хотя тоже можно, но в большинстве случаев выгода от такого взлома будет куда меньше затрат на взлом)

qrck ★★
()
Ответ на: комментарий от alex07

При этом, насколько я помню из курсов схемотехники всякие базовые защитные механизмы вшиваются в ROM на заводе на основе характеристик оборудования и обновить их никак не получится. Грубо говоря, если есть двигатель с макс. оборотами 10К, то эти 10К прошиваются в ROM (ring0) и никакое обновление контролирующего софта (ring1) не сможет обойти эту защиту. Только перепайка микросхемы ring0.

Я никогда не слушал курсы по схемотехнике, т. е. в данном вопросе являюсь дилетантом. Но зато вижу на рынке кучу предложений по чип-тюнингу автомобилей, где в том числе, предлагают и снятие ограничений на число оборотов двигателя. Причем заметьте, чисто программно, без какой-либо перепайки.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Не всегда программно. Бывают случаю когда приходится менять весь электронный блок управления двигателем (он же Engine Control Unit).

qrck ★★
()
Ответ на: комментарий от alex07

Полностью согласен с Вами в этом вопросе.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

А вот хакнуть любую 1 теслу в районе 50 км от цели выглядит уже вполне рациональным.

И что же в этом рационального? Затраты на подобный хак просто не окупятся.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

а то, что если взлом будет осуществляться автоматически массово

Почему бы не провести массовый взлом компьютеров, управляющих электростанциями, например? Или любым другим технологическим процессом? Ведь техническая возможность есть. Почему до сих пор Ваш сервер не сломали? Ведь там висит sshd на стандартном порту и наверняка в него ломятся куча ботов? Нет сервера? Или порт нестандартный, или fail2ban настроен? Ну вот у меня, например, всего этого нет - обычный sshd на стандартном порту. Но почему-то никто ничего не сломал за много лет.

Я все это к тому, что мало иметь техническую возможность взлома. Нужно еще суметь ей воспользоваться. А это удастся только в том случае, если защищающаяся сторона допустила ошибку. Так что достаточно следить за безопасностью доверенных Вам систем, и взлома можно не бояться ;).

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Ну вот в случае массовых продуктов безопасность обычно на самом последнем месте. Сейчас безопасность обычно обеспечивается не техническими средствами.

slapin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от qrck

Прошивание всего в OTP усложняет отладку, настройку и диагностику финального изделия. Никто этого не будет делать. Защиту поставить можно, это да. Но кога тебе узел за $100K надо менять из-за того, что нужно другое значение в регистр закинуть, это не рационально.

slapin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Двигатель - сложный агрегат, требующий настройки. Следовательно туда можно записать и некорректные значения. Но если там зашифрованный протокол диагностики, то ты это сможешь сделать только оборудованием от производителя, которое тебе может не разрешить значения в неправильном диапазоне ставить, или вообще исключен ручной доступ к управлению, и все делается автоматически на основании данных с разных датчиков.

slapin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от karton1

или хотя бы системами защиты как у мерседеса или фольксвагена типа подруливания, перехвата управления.

Да это сейчас практически у всех есть. У меня автомобиль производства Тойота, и все Вами перечисленное в нем имеется.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

Да в любой пафосной тачке китайская электроника стоит :). Я, к сожалению, не специалист, спорить не могу (даже термина хед-юнит (по-русски это головное устройство?) не понимаю) :(.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

А в будущем будет войнушка

Я в это не верю. IMHO, эпоха войн (глобальных) закончилась, а скоро и локальные исчезнут. Впрочем, я понимаю, что это вопрос веры и обсуждать тут нечего.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от qrck

если не обновлять и патчить систему постоянно

Это ключевой момент. Собственно говоря, именно про это я и пишу - достаточно следить за безопасностью (вовремя обновлять и патчить системы), и взломов можно не бояться. Не в том смысле, что они полностью в теории исключены. А в том, что их вероятность не выше любых других катаклизмов (землетрясение, пожар, наводнение, теракт и т. п.).

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от qrck

Не всегда программно. Бывают случаю когда приходится менять весь электронный блок управления двигателем (он же Engine Control Unit).

Возможно. Но выше написали, что программно это в принципе нельзя сделать. Тем не менее, делают, причем это довольно обширный рынок, по крайней мере, в России.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

Это значительно дешевле чем физически ковыряться. Соответственно очень даже окупится.

Да ладно. За бутылку можно послать соседского бомжа Васю тормозные шланги подрезать. Это всяко дешевле взлома выйдет.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

Сейчас безопасность обычно обеспечивается не техническими средствами.

И это очень печально на самом деле :(. Хотя на мой взгляд, обеспечить приемлемый уровень безопасности техническими средствами вполне реально. И стоить это будет вполне вменяемых денег.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

Следовательно туда можно записать и некорректные значения. Но если там зашифрованный протокол диагностики, то ты это сможешь сделать только оборудованием от производителя, которое тебе может не разрешить значения в неправильном диапазоне ставить, или вообще исключен ручной доступ к управлению, и все делается автоматически на основании данных с разных датчиков.

Это все понятно. Но на практике все эти шифрованные протоколы довольно быстро становятся известны сторонним умельцам. Потому что в противном случае чип-тюнинг был бы в принципе невозможен, тогда как на самом деле сейчас это огромный рынок (по крайней мере, в России).

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Хедюнит это вот такое:

https://aliexpress.ru/item/33038564038.html?spm=a2g0v.search0302.3.8.6aa067914d8PZq&ws_ab_test=searchweb0_0,searchweb201602_0,searchweb201603_0,ppcSwitch_0&algo_pvid=d0503131-e30d-4637-97e7-3135769136fd&algo_expid=d0503131-e30d-4637-97e7-3135769136fd-1

Но на пафосной тачиле там очень много сервисов, привязанных к машине и ты эту штуку просто так не поменяешь, только в СЦ из имеющихся опций. Так как там и подъемники и данные двигла, и навигация, климат, и парковочные камеры с вспоможением и тп. чего ты на хедюните с Ali не получишь никогда. Хедюнит интегрируется в CAN систему машины и имеет доступ к всяким датчикам, стеклоподъемникам, к нему можно подрубить сотовый и транслировать с него звук, так же инфотабло на стекле, и даже приборная панель.

slapin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Я не говорил что нельзя сделать. Я имел в виду что бывают случаи когда целесообразно поставить более продвинутый ЭБУ, чем тюнить то, что с завода стоит.

qrck ★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

До недавнего времени, автомобили были фактичеси неуязвимы для хакерских атак, т.к. ломать там было нечего. И как по мне - лучше бы оно так и осталось (в смысле неуязвимости, а не того, что ломать нечего).

Регулярные обновления не дают 100% гарантии безопасности, т.к. всегда есть опасность zero day.

С другой стороны, air-gap критически важных узлов вполне позволяет достичь высокого уровня защищенности, не зависимо от того, насколько дырявым сделан софт защищенный air-gap-ом.

qrck ★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Твоя тойота может определить, что тебе плохо и сама по всем правилам перестроится и припарковаться на обочине? У фольца на пассате так

karton1 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

Но на пафосной тачиле там очень много сервисов, привязанных к машине и ты эту штуку просто так не поменяешь

И на какой машине нельзя ее поменять? Мне постоянно реклама сыпется по замене головных устройств в Мерседесах, БМВ, Ауди и прочих машин (это я искал даже не замену, а расширение функций головного устройства в Тойоте Камри путем подключения отдельного блока с Андроидом).

Хедюнит интегрируется в CAN систему машины и имеет доступ к всяким датчикам, стеклоподъемникам, к нему можно подрубить сотовый и транслировать с него звук, так же инфотабло на стекле, и даже приборная панель.

Угу, и по этой самой CAN-шине все там прекрасно интегрируется.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от qrck

Я не говорил что нельзя сделать.

Да я понимаю. Это выше писали, что снять ограничение на частоту оборотов двигателя можно только заменой микросхем и невозможно программно. Вот я и возражал на это утверждение.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от qrck

До недавнего времени, автомобили были фактически неуязвимы для хакерских атак, т.к. ломать там было нечего. И как по мне - лучше бы оно так и осталось (в смысле неуязвимости, а не того, что ломать нечего).

Я думаю, Вы и сами понимаете, что это вариация на тему лозунга «назад в пещеры». Раньше нельзя было на самолете разбиться (самолетов не было), получить удар электрическим током (не было электрических сетей), попасть под машину, ну и так далее.

Это я не к тому, что хакерские атаки - это здорово, и защищаться от них не нужно. Нужно, конечно, но не путем отказа от электроники в автомобиле, или искусственным ограничением коммуникационных возможностей, а грамотным проектированием и реализацией софта, настройкой уровней доступа и т. п. способами.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от karton1

Твоя тойота может определить, что тебе плохо

Да. Машина в этом случае подает звуковой сигнал (способ разбудить водителя, если он заснул).

и сама по всем правилам перестроится и припарковаться на обочине?

Нет, эти функции заблокированы, насколько я в курсе. Какое-то время машина будет сама рулить и держать скорость или дистанцию до впереди идущей машины, пытаясь разбудить водителя, потом уведет машину в кювет. Возможно, это можно разблокировать, я не интересовался.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Air-gap это вполне себе промышленный стандарт для защищённых систем. Даже на МКС используется. Никакой это не возврат в пещеры.

qrck ★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

я не интересовался.

Странно, я вообще помешанный на всех этих штуках. Если что можно, сразу включаю или разблокирую.

Что за тойота то? Какого года?

karton1 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Не могу делиться подробностями, но это должен быть черезвычайно продвинутый китаец. К тому же для дешевых машин там head unit === магнитола, и все, что к ней подключается это звук, и быть может GPS-антенна. Такие делают, полно их. Но там нет никакой завязки на машину кроме корпуса, то есть оно везде одинаковое.

Там, где есть сервисы, там ничего сделать не получится, так как уровень до потолка взлетает, совершенно другого уровня устройства и архитектурно и функционально.

slapin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от qrck

Air-gap это вполне себе промышленный стандарт для защищённых систем. Даже на МКС используется. Никакой это не возврат в пещеры.

Но ведь логика-то та же. Действует принцип - лучшее средство от перхоти - гильотина. Я, возможно, глупости пишу, все-таки, защита информации очень далеко за пределами моей сферы компетентности находится, но мне представляется, что гораздо эффективнее создавать средства защиты на уровне самого софта. Потому что проводя аналогию с доступом по ssh, можно грамотно настроить доступ (ключи, алгоритм шифрования), а можно просто выдернуть сетевой кабель. Вроде бы в обоих случаях задача решена, но лично мне первое решение нравится больше ;).

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Говорят скучное авто. Так оно? Ездил на немцах того же класса? Через несколько лет возможно буду менять авто, сижу думою на что.

karton1 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

К тому же для дешевых машин там head unit === магнитола, и все, что к ней подключается это звук, и быть может GPS-антенна.

У меня на Лансере было управление кнопками с руля. На форде фокусе есть интеграция с климат-контролем (все через CAN-шину). В Камри я оставил штатное головное устройство, просто добавил отдельный блок с андроидом для навигации, который на тот же монитор выводится.

Но на ту же Камри (где данные с головного устройства выводятся на проекционный дисплей и на приборную панель) полно предложений по замене на другие модели. Вряд ли кто-то согласится отказаться от этих функций. Полно рекламы и для машин премиум-класса, там, судя по всему, интеграция еще дальше зашла. Раз такие предложения есть, значит, как-то начились решать подобные проблемы, IMHO.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от karton1

Говорят скучное авто.

Это про предыдущие поколения говорят. Сейчас эти машины делают на новой платформе, управляемость замечательная.

Ездил на немцах того же класса?

Проходил тест-драйвы на Пассате и Супербе. Камри понравилась больше (это, конечно, субъективно).

Из минусов - отсутствие полного привода, очень часто передние колеса срываются в пробуксовку при резком ускорении. И это у меня еще обкатка не закончилась, я двигатель не разблокировал на полную мощность (330 л. с.). Возможно, поможет установка более широких шин.

Через несколько лет возможно буду менять авто, сижу думою на что.

IMHO, смысла думать сейчас нет - через несколько лет у всех производителей модельный ряд сменится. Я вот тоже несколько лет думал о Форде Мондео, пока думал, Форд вообще с рынка шел, а Тойота выпустила новую Камри ;).

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от karton1

А че, у камри тоже можно чиптюнинг делать?

А то :). Тойота специально под наши ставки транспортного налога прошила 300-сильный двигатель под 249 л. с. :). Тот же самый мотор в США продается с мощностью в 300 л. с. Разумеется, умельцы тут же организовали бизнес :).

Ну тойота с нашего рынка точно не уйдет.

В отношении Форда я тоже был уверен в подобном :(. Впрочем, даже если с рынка не уйдет, модельный ряд точно обновит - текущая Камри с 2018 г продается. IMHO, еще год-два и запустят новое поколение.

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Там где реально нужно пробросить информацию из защищённой части системы наружу или обратно, это да, можно организовать. Причем часто это можно организовать очень безопасно.(например однонаправленный канал с телеметрией наружу, «кастрированный» формат на входе, не позволяющий ничего кроме пары значений передать).

Проблема в том, что чаще всего на безопасность вообще забивают, и где надо и не надо можно получить доступ ко всем критическим узлам через интерфейс предназначенный для подключения гарнитуры…

qrck ★★
()
Ответ на: комментарий от qrck

Проблема в том, что чаще всего на безопасность вообще забивают

Ну так именно эту проблему и нужно решать, а не заливать эпосидкой разъем для гарнитуры ;).

Serge10 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Serge10

Ну так именно эту проблему и нужно решать, а не заливать эпосидкой разъем для гарнитуры ;).

Air-gap не означает что как-то пострадает медийная соствляющая, вообще-то. Просто через гнездо для наушников нельзя будет отправить сообщение на CAN шину для управления двигателем, условно говоря. А так – эти две системы вполне могут сосуществовать в автомобиле, абсолютно не пересекаясь.

qrck ★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.