Тут как-то уже поднимался вопрос о его замене, тогда рекомендовали просто "IMAP". Вот только как почтовый протокол может заменить SharePoint? Эдак и до FTP можно скатится, сказав, что с его помощью тоже можно организовать совместную работу. Я немного посмотрел материалы о шарпоинте и понял, что замены ему не знаю. И уже сомневаюсь, что вообще может быть что-то подобное.
Что дает SharePoint? В первую очередь это среда для совместной работы. Командной работы, заточенной для энтерпрайз-среды. Это веб-сайт, на который может зайти кто угодно и ознакомится с вашими проектами/документами, преднажначенными для публикации. Это ресурс, доступный с мобильных устройств.
Например, это файлопомойка. Как FTP, только с версионированием и группами доступа. Можно открыть веб-морду и посмотреть, кто правил файл, из какого отдела, можно сразу посмотреть старые версии документа. И все это через веб-морду. Мало данных о авторстве? Можно добавить любую метаинформацию к файлам, хоть о цвете носков. Причем это не тупые теги, а полноценные реляционные связи, как при добавлении нового столбца в SQL, причем не нужно писать ни строчки кода, все добавляется через приятный и интуитивнопонятный GUI. Сразу видно заточенность для бизнеса.
Прямо в этой файлопомойке можно найти свою домашнюю директорию и выбрать "новый документ", создав презентацию или договор за несколько минут из готовых шаблонов. Никаких проблем с поиском оригинальных шаблонов, все через веб-интерфейс! Работать можно не только в офисе, но и вообще где угодно. Даже со своего мобильного телефона, если на нем установлен Windows Mobile. Можно спокойно открывать документы, так как sharepoint адаптирует их под нужную платформу.
Можно подписаться на уведомления через RSS/почту о изменениях в нужном документе или запланированном событии, а поскольку SharePoint стирает грань между устройствами доступа, то уведомление вы точно не пропустите.
Можно конечно советовать wiki, но как она заменит все эти функции? Документы не ограничиваются текстовой информацией и примитивной разметкой, которые дают многие wiki-движки.
Или, например, возмем функции календаря. Для многих cron - образец лучшей календарной программы-органайзера. А вот если мне нужно распланировать какие-то мероприятия, рассовывая их по времени? Мне руками отслеживать все коллизии? Программок-календариков конечно полно, но как обеспечить совместный доступ к событиям? Как позвозить людям добавлять/удалять события? Много приложений, которые позволяют синхронизировать данные с мобильными устройствами? Или бумажка - по прежнему лучший органайзер?
Как планировать длительные задачи, которые требуют решения множества мелких задач? Лазить в вики, расставляя напротив своего todo пункты "сделано" или "почти сделано"? Зато хоть с мобильного браузера зайти и посмотреть можно. Нету напоминания, но что поделать...
Собственно, обычные wiki и блоги тоже присутствуют в шарпоинте. С комментариями и прочим стаффом. Можно публиковать статьи/комментировать по емейлу. В принципе, WordPress даже покруче будет, пока неподготовленный пользователь не попробует создать документ через привычный офисный пакет. И вот тут начинаются проблемы. Пользователь хочет рисовать прямо в браузере (да, флеш для Ъ нельзя), вставлять картинки и сразу видеть результат. А позволяет ли все это ООо? Да, в третьей версии добавили блоггинг, вот только я так и ниасилил его поднять.
И что же в итоге? Имеем кучу софта, неинтегрированного между собой (контакты из почты/вики надо руками засовывать в календарь, глобального поиска по документам/блогам нету, везде надо расставлять права). Все это в веб тоже не засунуть. С мобильными устройствами никакой интеграции. Или может уже есть утили, которые могут всем этим управлять (добавлять юзеров, вести базу юзеров, разграничение прав?), публиковать и синхронизировать?