До сих пор ФАС вмешивалась в конкурентную борьбу на рынке интернет-провайдинга довольно однобоко. Типичным примером такой деятельности можно считать расследование в отношении московских интернет-провайдеров. Поводом для проверки стала значительная разница в тарифах, по которым провайдеры предоставляют доступ в интернет физическим и юридическим лицам, при одинаковой себестоимости услуг. Еще одним эпизодом деятельности ФАС по регулированию работы интернет-компаний, произошедшем в Астраханской области, стало выплата штрафа в размере 300 тысяч рублей "Южной телекоммуникационной компанией" (ЮТК), 24 января, за неисполнение предписания управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Астраханской области. Нарушение выразилось в отказе компании обеспечить провайдерам доступ к сети передачи данных ЮТК по заключенным договорам.
Переломным моментом в работе чиновников стала публикация в феврале 2009 г обзора "Анализ рынка услуг предоставления доступа к сети Интернет", в котором ФАС пришла к неутешительным выводам: рынок, за исключением крупнейших городов, остается практически монопольным. Это породило череду расследований. Были заведены уголовные дела в отношении "дочек" "Связьинвеста" - ОАО "СибирьТелеком" и ОАО "Северо-Западный Телеком". Аналитики довольно скептически отнеслись к ситуации, сложившейся вокруг действий ФАС. "Однако рассчитывать на то, что неравные условия для монополиста и мелких региональных участников рынка в ближайшем будущем будут упразднены, не приходится", - выразил свое мнение Константин Ермоленко, начальник отдела инвестиционного моделирования ИК "Энергокапитал". Разница в цене на оптовом рынке трафика в областных и районных центрах может отличаться до 10 раз. Например, в Ленинградской области стоимость гигабайта трафика при передаче между Санкт-Петербургом и районным центром по магистральным каналам может возрасти в 12 раз.
Но буквально на днях, ФАС показала себя способной решать и проблемы, связанные с административными барьерами, удовлетворив жалобу жителя г. Гатчина в ущемлении интересов населения и интернет-провайдеров. Так 9 апреля 2009 г., комиссия Ленинградского управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) признала нарушение закона "О защите конкуренции", муниципалитетом г. Гатчина в отношении "ПетерСтар". Местные власти отказали "ПетерСтар" в развертывании сетей передачи данных домах, находящихся в ведении Администрации и заявили, что не видит целесообразности в сотрудничестве, поскольку в городе более чем достаточно других компаний. ФАС обязал Администрацию не препятствовать в дальнейшем вхождению на рынок новых интернет-провайдеров. Есть основания полагать, что и в дальнейшем работа ФАС будет направлена на устранение административных барьеров. Зачастую именно они становились главным препятствием на пути региональной экспансии интернет-провайдеров всех уровней.