http://www.computerra.ru/vision/486132/
Неделю назад на сайте крупнейшей русскоязычной пиратской библиотеки «Либрусек» появилось сообщение от имени её владельца, Ильи Ларина, произведшее в близких библиотеке сетевых кругах эффект, сравнимый по меньшей мере с объявлением третьей мировой войны. Суть в том, что Илья решил сделать определенные шаги к легализации библиотеки, договорившись с «Аймобилко» (не путать с ошибочно упомянутой в тексте «Ямобилкой»), что через него будет продаваться пока что часть наиболее проблемного с точки зрения правообладателей контента. Кроме того, вводится абонемент (299 рублей на месяц или 2499 рублей на год), а также объявляются определенные преференции тем, кто активно участвует в работе библиотеки.
Судя по комментариям - решение Ларин принял, особо ни с кем не советуясь. И, несомненно, ему предшествовала определённая «подковерная» деятельность. Причины комментаторами называются разные, от банальной жадности до «влияния молодой жены», но мне представляется, что далеко ходить не надо. Что бы ни послужило поводом, настоящая причина, как мне кажется, в том, что Илья просто устал. Устал выдерживать непрерывную травлю со стороны правообладателей и выслушивать претензии авторов, устал изощряться в способах защиты от сетевых атак (последнее время «Либрусек» непрерывно «ДДОСили»), устал выпрашивать деньги на совсем недешёвый хостинг. И по-человечески его можно и нужно понять.
Но вот сам по себе путь, намеченный к «легализации» библиотеки, иначе, чем предельно кривым, назвать трудно. Начнем с того, что современное копирайтное законодательство вообще не предусматривает такой сущности, как «библиотека» - в изначальном понимании этого термина, как «культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати» (БСЭ). Но если Google у себя там в США ещё может как-то попытаться организовать нечто напоминающее настоящую библиотеку в виде Google.Books (заплатив предварительно 125 миллионов правообладателям и установив кучу ограничений), то у нас даже ресурсы с такой предельно прозрачной моделью, как самостоятельная публикация своих произведений авторами (крупнейшие - «Самиздат» у Мошкова и «Проза.ру», недавно номинировавшаяся на «Премию Рунета») не вполне легальны, ибо всем требованиям закона не удовлетворяют. Как заявила в передаче по каналу «Культура» представительница одной из крупнейших «бумажных» библиотек страны: «библиотеки боятся сейчас что-нибудь оцифровывать».
Поэтому попытка легализации почти любой существующей онлайновой библиотеки, особенно такой, на которой тексты собраны стараниями пользователей, обречена изначально. Заслуживает уважения путь, по которому весьма успешно продвинулись владельцы тех пяти изначально «пиратских» ресурсов, что своевременно (ещё задолго до ввода в действие пресловутой 4-й части Гражданского кодекса) объединились вокруг онлайнового магазина «Литрес». Они и не пытались торговать незаконно размещённым контентом, а использовали его по назначению: а именно, как проморесурс, позволяющий читателю перед покупкой ознакомиться с содержанием и не покупать кота в мешке. Собственно, цель, с которой пользователи когда-то наполняли тот же «Альдебаран» - обеспечить бесплатный доступ к текстам - не была нарушена, её только сузили. А за деньги в «Литресе» продают не незаконно собранные пользователями тексты, а предоставленные самим авторами или издательствами, с которыми заключены соответствующие договоры.
Ларин явно пытается пойти тем же путём. Беда только в том, что если он ранее нарушал только закон (по крайней мере, российский, как там с эквадорским - я не в курсе), то теперь он ещё и переступил грань моральных обязательств перед сообществом. Wiki-принцип (в отличие от лицензий типа GPL) несовместим с торговлей: либо пользователи наполняют хранилище бесплатно и бескорыстно, и к собранному столь же бесплатно и бескорыстно предоставляется доступ, либо ты сам пашешь от зари до зари, как это делают владельцы «Литреса» (пятикратный рост числа представленных авторов и текстов за последний год-полтора, в партнёрах - десятки крупнейших издательств, персональные договоры с авторами, включая самых капризных, выход за границу и пр.), и тогда уж волен с контентом поступать как заблагорассудится.
Ларин же фактически предложил следующее: вы, ребята, продолжаете незаконно наполнять библиотеку, рискуя привлечением к ответственности (что вам оплачивается бесплатным доступом), а некая совершенно «левая» контора, не имеющая к этому никакого отношения, будет использовать ваш продукт, как рекламный ресурс для своего бизнеса. В этих словах я ничем не хочу задеть владельцев «Аймобилки» - к ним нет абсолютно никаких претензий, совершенно естественно, что они согласились, кто бы отказался от такого нежданного счастья?
Никто почти и не сомневается, что «Либрусек» обречен. Его зеркала уже стали отходить от слепого автоматического обновления, и вовсю начинают жить самостоятельной жизнью. На форуме программы LibRusLib, одной из главных функций которой является загрузка обновлений с «Либрусека», обсуждается вопрос о том, чтобы от этих обновлений отвязаться. Кроме всего прочего, явно несостоятельна и объявленная бизнес-модель: за триста рублей на «Литресе» можно купить десяток книг, уже готовых к использованию в 15 разных форматах (притом, что цены на «Литресе», в среднем,, ниже), и средний читатель столько в месяц просто не успевает проглотить. А использовать такой доступ, чтобы выкачать как можно больше впрок нецелесообразно: на то есть совершенно бесплатные торренты.
Как выразился в комментариях один автор: пока это было честно и бесплатно - ради бога. Теперь он обещает сделать все, чтобы его тексты с «Либрусека» были удалены. Я на его месте бы поступил точно так же. На «Либрусеке» находится четыре десятка текстов, на которые у меня имеются законные авторские права, и я не собираюсь с библиотекой бодаться только по одной причине: я в свое время достаточно сделал для того, чтобы многие из этих текстов попали в Сеть, и принципиально не накладываю на их распространение каких-то ограничений. Но всё-таки мне не очень приятно, что в том числе и эти произведения будут лишь приложением к чьему-то чужому бизнесу.