LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Об искусстве


0

1

Говорят, хорошо написанный код — искусство. Всемирно признанные картины, музыка, фильмы — тоже искусство. Красиво запечатлённое женское тело — тоже искусство.

Что объединяет эти совершенно разные вещи? Почему одну картину можно отнести к искусству, а другую назвать размазнёй?

Моё определение: искусство — выражение мыслей в красоте.

По-вашему, что же такое искусство? И что такое красота (интересуют мысли и тех, кто читал Ефремова).

Ответ на: комментарий от post-factum

Количество деталей и связей в солнечной системе и в одноклеточном организме не сопоставимы.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Ты должен показать, что эта разница не только количественная, но и качественная. Иначе ... давай добавим в Солнечную систему все астероиды и кометы, и весь мусор вокруг газовых гигантов.

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

В общем, предлагаю ставить водораздел через энтропию. Тогда можно разделить качественно живые и неживые системы. «простые» и «сложные»

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

Уравнения, которыми описывается падение с одной стороны и биохимия с другой?

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

Да, энтропия конечно.

Просто сложность, сама по себе, не более чем внешний признак.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

В общем, интерес наверно в любом случае не к системам вообще а к нашему частному случаю. К общему можно будет попытаться перейти рассмотрев один.

Именно нечто, что есть в нашей системе, замкнутые в кольцо обратные связи, некая целостность - именно её имеет смысл пытаться увидеть.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Да, именно замкнутые в кольцо обратные связи и позволяют сражаться с увеличением энтропии.

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

Мне кажется что при разговоре о живой системе уместно использовать термин «целое». И именно этот термин мне кажется достаточно многообещающим. Да, мыслей на эту тему у меня пока больше нет.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

Ну то что они некоторым образом отличаются от неживых я наблюдаю постоянно :) Причём изменение происходит практически ступенью.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

С целым все неоднозначно. Потому что выясняется, что грань между многоклеточными организмами и симбиозом одноклеточных - не такая уж однозначная. Да и даже в клетке вроде как есть митохондрии, которые тоже как бы немножко чужие, по происхождению.

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

> изменение происходит практически ступенью.
Ступень называется «механизм репликации». Если я правильно прочел Докинза

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от post-factum

> Разделять вообще нельзя, потому что тогда утрачивается огромный кусок мира.

Анализ (др.-греч. ἀνάλυσις — разложение, расчленение)

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

Кстати, недавно кому то советовал, и под это дело тоже открыл слепого часовщика. В общем нравится, но специфически пишет, именно эта книга, другие пока не читал. Практически речь капитана, но задача книги очевидно противостоять безграмотности и религиозному табу на познание, так она как боевой инструмент и выглядит. Статьи Дольника мне были интереснее. Из них я узнавал больше нового. Здесь же полностью освещаются детали практически прямой линии.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

Мне кажется было бы неплохо хотя бы перечислить спектр выполняемых нами функций. Можно даже на высоком уровне.

Как пространство цвета. Оно описано и известно, а систем отсчёта внутри него может быть много разных и разных типов. Понимая это пространство мы понимаем своё восприятие цвета.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от post-factum

Значит я неправильно понял. Я подумал что «разделять нельзя» относится не к этому частному случаю, а сказано в общем случае.

sin_a ★★★★★
()

Попробую подбить какой-никакой итог. На основании личного мнения и текущего разговора.

Что определяет искусство?

(1) В искусстве присутствует в наличии нечто, чем мы отделяем его от прочих проявлений человеческой деятельности.

(2) Для обозначения этого нечто мне кажется удобным использовать термин «целое». Произведение должно обладать некоей полнотой, без которой оно воспринимается как неполноценное.

(2.а) Определить термин «целое» не так просто, и я для этого нахожу удобным опереться на термин «система». Если рассматривать автономную, устойчивую, функционирующую систему то она определённо должна состоять из набора неслучайных функций, отказ любой из который приводит к нарушению. Единственным примером такого рода систем я знаю живой организм.

(2.б) Строго говоря, артефакт культуры невозможно рассматривать как самодостаточный, он существует только в контексте культуры культуры его породившей. С любой другой точки зрения он мало отличается от кучи камней которую мы назовём горой или ямой.

(3) Из двух последних положений можно сделать вывод что целостность, присутствующая в артефакте, не самостоятельна, но является проекцией целостности организма породившего его. Думаю это можно отнести как к художественным произведениям, так и к техническим средствам, являющимися расширением нашего встроенного функционала.

Далее видимо имеет смысл задаться вопросом о природе этой мифической «целостности», но это по видимому уже выходит за рамки исходного вопроса и хотя конечно привлекает интерес но делать попытку рассмотреть его наверно имеет смысл как минимум при наличии дальнейшего интереса.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Говорю же, он не порождающий и вне контекста не существует. Однако, это не умаляет объективной красоты солнечных явлений.

post-factum ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от post-factum

Если мы говорим о красоте природного явления, то слово культ здесь не является необходимым. Культ это когда человек поклоняется солнцу, возможно приносит ему жертвы (не обязательно человеческие).

Если мы предполагаем что красота природных явлений объективна и не зависит от воспринимающего субъекта, то ещё раз прошу показать мне метод измерения. Я помню что мне предложили логику и диалектику, но как их здесь можно применить - пока не понял.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Впрочем, предложу сразу ответ сам.

Должествование - определяется принадлежностью. А принадлежит Б, следовательно А должно быть таким как требует Б. Правда здесь появляется вопрос что такое принадлежность. Рискну и здесь предположить, что принадлежность можно определить через отношение «быть частью». То есть, вернулись к целостности (целое - часть).

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

На самом деле здесь всё не совсем так просто. И для полноты картины нам надо пригласить в собеседники представителя религии.

Насколько я понимаю, моё утверждение что мерилом является человек может выглядеть для кого либо так, как будто я утверждаю о том что человек произволен в выборе того что есть гармония а что нет, и что это является индивидуальным для каждого. Конечно это не совсем так. Человек построен по некоей архитектуре и в нём функционируют некие механизмы. Эти механизмы конечно работают всегда в некоем диапазоне, а некоторые могут даже различаться типами, как скажем группа крови, но в целом архитектура системы не меняется, меняются детали реализации.

Можно сказать и иначе. Существует архитектура, возможность построения системы, и в нашем случае она просто реализована на физическом носителе «человек». Впрочем, строго говоря я предполагаю что система не менялась с момента появления факта жизни (в том виде, в каком мы её знаем). Происходил только рост, нарастали новые логически уровни как в многоуровневой модели сети, но принципиальных изменений не было ни одного (более того, предполагаю что они невозможны).

Возможно именно этот нюанс вызвал драму у того молодого человека, который прочитав Докинза перестал верить в бога и убил себя от этого. Он не видел что идея бога как порядка в этом хаотическом мире является протезом, что мир не хаотичен а упорядочен и без этого представления. Протезом для тех кто не видит сам этого порядка и архитектуры. И лишившись протеза он остался без опоры в этом хаосе. А такого ужаса человек вынести не в состоянии.

Утверждение что мерилом является человек, по сути, для меня означает просто что у меня пока нет другого инструмента что бы измерить гармоничность. Как бы ни был несовершенен этот инструмент.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

Докинз конечно хорош, но рекомендую Дольника. Свои статьи он позже свёл в одну книгу: «непослушное дитя биосферы».

А это о нём: http://www.novayagazeta.ru/data/2007/35/31.html (ссылка с вики). Там автор рассказывает и о том, отчего он так хорошо писал.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от post-factum

> объективной красоты солнечных явлений.
Если бы ты не был модератором, за словосочетание «объективная красота» (без объяснений) я б забанил! :)

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от post-factum

Для вещей, происходящих только в сознании человека, другого инструмента не предвидится.

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Статья в новой газете как-то насторожила. Если Дольник так же смутен своим стилем, он не мой автор

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от post-factum

Солнце - нет (ну типа мы не солипсисты). А вот красота - исчезнет. Beauty is in the eye of the beholder. Нет никакой «объективной красоты».

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от post-factum

Не буду. Он иррелевантен. Солнце - да, существует объективно. Красота, воспринимаемая нами на закате и восходе - существует только в виде нашего ощущения. Что тут опровергать и доказывать? И где тут место для объективности, если мы говорим о красоте, а не о солнце?

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

Помни, что я в данном случае не стою на своём, а специально пишу всякие тупые и не очень вопросы, чтобы более полно раскрыть тему и понять её.

post-factum ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от post-factum

Да пожалста, пожалста. Но мы с син_а в среднем договорились по основным пунктам, как мне кажется.

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

Тогда давай уже точно определимся с понятиями в форме: красота — это…, гармония — это, целесообразность — это… и т. п.

post-factum ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от post-factum

Ну ты совсем обленился, коллега! Мы ж давали определения красоты - и я и син_а! И про гармонию было, кажется. Вот про целесообразность не знаю - может, было до того, как я влез в склоку.

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

И потом нужно определить конечный состав искусства в виде И=А+Б+В+Г.

post-factum ★★★★★
() автор топика
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.