LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Специалистам по искусству и искусствоведению (да, такое мета)


0

1

А как вы отличаете китч от не-китча? Есть какие-то критерии, кроме «ИМХО, безвкусица»? Есть ли критерии отличия не столь явной безвкусицы от настоящего искусства?

Или достаточно наслаждаться тем, что понравилось, и не париться?

Само собой, я и про живопись, и архитектуру, и музыку, и где там еще применимо.

★★★★★

> Само собой, я и про живопись, и архитектуру, и музыку, и где там еще применимо.

К исходному коду программ применимо? ;P

Harald ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Harald

> К исходному коду программ применимо? ;P

Программирование — это ремесло. А ежели кто-то в коммерческом или развиваемом сообществом проекте считает нужным вы...нуться с «искусством» в программном коде, его нужно нещадно бить.

shimon ★★★★★
() автор топика

>Или достаточно наслаждаться тем, что понравилось, и не париться?

да. только не зацикливаться.

dikiy ★★☆☆☆
()

Упрощенно говоря: примат телесного над духовным. Пониженные требования к качеству продукта при наличии повышенного количества.

Например, покрасить дом в ярко-оранжевый - это оно самое и есть, когда невкусно, но много.

abraziv_whiskey ★★★★★
()

> А как вы отличаете китч от не-китча? Есть какие-то критерии, кроме «ИМХО, безвкусица»? Есть ли критерии отличия не столь явной безвкусицы от настоящего искусства? Есть ли критерии отличия не столь явной безвкусицы от настоящего искусства?

Китч не так уж и далёк от безвкусицы, на то он и китч. В этом его суть - вызывать у зрителя некие переживания с помощью своей противоречивости.
Здесь сначала нужно ответить на вопрос: что мы ожидаем от произведения искусства?
(1) Произведение должно вызывать некие чувства.
Обычно, предполагается, что это будут высокие, а точнее не связанные с тем, что в обществе считается низменным, чувства.
Это могут быть как простые эстетические переживания («красиво»), так и интеллектуальные переживания, связанные с какой-нибудь идеей (смысл жизни, тяжесть войны, социальные проблемы и т.п.). Чем бOльшие переживания вызывает произведение искусства, тем оно лучше.
(2) Создание произведения требовало мастерства.
«Мастерство» - это труднооцениваемое условие. Во-первых оно не сводится к технике исполнения (в картине, например, может быть более важна композиция и цветовое решение). Во-вторых оно не сводится к реалистичности изображения (используя искажение, недосказанность, грубую технику и т.п. можно вызывать бОльшие чувства, чем рисуя в реалистичной манере).
В результате можно прийти к тому, что в сущности «мастерство» - это возможность добиться (1).

Если говорить о китче, то некие чувства он, без сомнений, вызывает: у некоторых - злость с желанием взять кувалду и разбить это «произведение» на мелкие кусочки, у других - грусть за деградирующее общество, порождающее такое дегенеративное искусство, у третьих - сочувствие и сопереживание художнику, который так мастерски критикует общество потребления, насмехаясь над ним. Таким образом, многое здесь зависит от субъективного восприятия. Если оценивать китч как критику современного общества, то он, в принципе, удовлетворяет условию (1), и может быть оценен как произведение искусства (на грани фола, но всё же). В других случаях - его статус очень спорен. Но кувалду, в любом случае, взять стоит (http://www.etoday.ru/2009/11/jeff-koons-taschen.php).

Ещё в последнее время можно услышать мысль, что любой предмет, помещённый в пространство художественной выставки, становится произведением искусства. Некоторые идут дальше и говорят, что любой предмет становится произведением искусства сразу после того, как этот предмет _назвали_ произведением искусства.
Это связано с тем, что человек всегда ищет смысл. И если человеку говорят, что предмет - произведение искусства, человек, в соответствии со своими ожиданиями, начинает искать в этом предмете подобающий смысл. Что придёт человеку на ум при этом, какие чувства он испытает, зависит от ассоциаций, которые вызывает у человека предмет. Эти ассоциации, если они вызваны общими культурными традициями, могут быть одинаковыми у разных людей. Но степень этой одинаковости будет снижаться по мере повышения абстрактности произведения.
В результате для абстрактного произведения происходит перенос смыслового акцента на субъективное (в отличие от неабстракций - взять, например, Рембрандта).
То есть абстрактное произведение искусства рождается в субъективном в момент взаимодействия зрителя с реальным предметом, который, в свою очередь, произведением искусства не является, а является средством, помогающим родиться произведению искусства в голове зрителя :).
В силу обитания произведения искусства в голове человека, его объективная оценка не возможна.
Но как тогда оценивать такое искусство?
Можно заменить формулу «предмет - признанное произведение искусства, так как у многих вызывает вот такие вот чувства и мысли» на формулу «предмет - признанное произведение искусства, так как у многих вызывает какие-то [неопределённость] чувства и мысли».

Не могу ещё не вспомнить забавную гипотезу об абстрактном искусстве из книги нейрофизиолога Рамачандрана «Рождение разума». Он описал эксперимент с кормлением птенцов серебристой чайки. Эта чайка имеет жёлтый клюв с красной точкой, в которую стучат птенцы, когда просят еды (что, понятно, определяется инстинктами). Экспериментатор, когда кормил птенцов, в качестве замены клюва воспользовался жёлтой «прямоугольной» палкой с красными полосками. В результате оказалось, что на такую совершенно не похожую на клюв палку, птенцы реагируют значительно сильнее, чем на реальный клюв.
Далее Рамачандран шутит: представьте, что птенцы выросли и пошли в птичью картинную галерею, где увидели бы произведение птичьего абстракциониста - жёлтый прямоугольник с красными полосками. Эта примитивная мазня не напоминала бы им ни один реальный предмет, но они испытывали бы при взгляде на неё сильное и необъяснимое чувство. В результате эта абстракция была бы для них произведением искусства.
Может быть что-то похожее есть и у людей? :)

Byron
()
Ответ на: комментарий от abraziv_whiskey

> Упрощенно говоря: примат телесного над духовным. Пониженные требования к качеству продукта при наличии повышенного количества.

Ну я там понимаю, когда фарфоровые ангелочки тиражируются.

Или, например, какое-то слащавенькое пасторальное говнецо (пастушок-розовощекий мечтательный пупсик с дудочкой, вокруг него сферические козочки, потому что продукт козий) изображено на этикетке банки с кусками сыра в рассоле.

А потом приходит идейный последователь Энди Уорхола, рисует три таких банки вместе с этикетками, и это уже не китч. Вот этого я понять не могу.

shimon ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Byron

Много букв, но я не увидел ответа на свой вопрос. Что именно заставляет художника взять кувалду? Ведь в принципе, китч — это не только тиражируемое искусство. Это может быть и что-то достаточно уникальное и в принципе, неплохо сработанное. Но приходит художник и моментально говорит, что это безвкусно, китч и попсятина. Я хочу знать, почему он так говорит.

shimon ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от shimon

Когда это делал Уорхол, может оно и не было китчем. А когда это делает его последователь, может оно и является. Кто-ж его разберёт.

А разница в ангелочках здесь в том, что кичёвый ангелочек суть сам по себе произведение. А у Уорхола, насколько я понимаю, он был средством, языком. Типа си или пролога, какого нибудь.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от shimon

Пустышка. Как там..: укусил её за левую грудь, а она свистнула и улетела в форточку...

sin_a ★★★★★
()

Психиаторы решат, что это.

devl547 ★★★★★
()

Все дело в том, что у искусствоведов тоже разные представления о том, что такое китч. У одних — это когда есть полнейшее отрицание говна в бренном мире, когда специально берется то, что пресловутые 95% сочтут красотой — пейзажики, закатики, зверюшки пушистые и милые на фоне пейзажиков, у нас на Украине — избитая «шароварская» тематика, обязательная хата с соломенной стрихою, опционально возле нее дедуля в национальном костюме с огромными седыми усами в соломенном брыле, и обязательные аисты. Это я назвал 95% того, чем торгуют у нас на вернисаже.

А другие говорят, что когда говно ради говна без какого-либо другого смысла (ну типа в поп-арте кто-то изобразил свалку из настоящего мусора, вот вам и шедевр) — это и есть китч, самый что ни на есть настоящий.

Но мне кажется, что эти определения немного противоречивы.

shimon ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от shimon

> Много букв, но я не увидел ответа на свой вопрос. Что именно заставляет художника взять кувалду? Ведь в принципе, китч — это не только тиражируемое искусство. Это может быть и что-то достаточно уникальное и в принципе, неплохо сработанное. Но приходит художник и моментально говорит, что это безвкусно, китч и попсятина. Я хочу знать, почему он так говорит.

Значит, я не правильно понял вопрос. Когда я писал о китче, я имел ввиду направление в искусстве - случай, когда художник осознанно работает в этом направлении. В этом смысле китч легко опознаваем, так как художник намеренно пытается внести в своё произведение элементы безвкусицы.

Если же вопрос был о том, что считать безвкусным, а что нет, то сначала нужно заметить , что понятие «безвкусный» довольно размытое и зависит от текущего состояния культуры и от субъективных факторов. Поэтому четкого ответа здесь нет.
Почему предмет может быть объявлен безвкусным?
Так как от искусства ждут уникальности и стремления к высокому, предмет может быть объявлен безвкусным, если он создан в целях потакания потребительскому спросу и из-за этого упрощён/наполнен пафосом/обеднён смыслом/потакает низменному («главное - побольше голых нимф, а об остальном можно не думать»).
Предмет может быть безвкусным, если он плохо выполнен (например, у картины разваливается композиция). В этом смысле художник имеет некоторое преимущество над нехудожником, так как в силу своего опыта, он видит эти ошибки.
Предмет может быть объявлен безвкусным, если он выбивается за рамки традиций или текущий тенденций. (Здесь можно провести аналогию с модой: старая одежда, бывшая в моде несколько лет назад, сейчас может быть объявлена безвкусицей, так как не соответствует текущей моде. А если король Франции с его нарумяненными щёками, колготками, жабо и париком с длинными вьющимися волосами попадёт в наше время, то его не только назовут безвкусным, но и побьют. Также и Матисса, попади он в 18 век, посчитали бы, мягко говоря, безвкусным.)
Предмет может быть объявлен безвкусным просто по субъективным, иррациональным соображением - когда он вызывает не эстические чувства, а отторжение. Если предположить, что существует некоторое базовое чувство гармонии, присущее всем людям и не зависящее от влияния культуры, эти ощущения могут иметь и некоторые объективные основания.

Byron
()

искусство - это когда не можешь что-то не сделать, даже если нет особого желания; а все остальное - это когда думаешь, чтобы такого сделать. как отличить это со стороны сказать сложно, лучше всего доверять собственной интуиции.

bender ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Byron

Не могу ещё не вспомнить забавную гипотезу об абстрактном искусстве из книги нейрофизиолога Рамачандрана «Рождение разума». Он описал эксперимент с кормлением птенцов серебристой чайки. Эта чайка имеет жёлтый клюв с красной точкой, в которую стучат птенцы, когда просят еды (что, понятно, определяется инстинктами). Экспериментатор, когда кормил птенцов, в качестве замены клюва воспользовался жёлтой «прямоугольной» палкой с красными полосками. В результате оказалось, что на такую совершенно не похожую на клюв палку, птенцы реагируют значительно сильнее, чем на реальный клюв. Далее Рамачандран шутит: представьте, что птенцы выросли и пошли в птичью картинную галерею, где увидели бы произведение птичьего абстракциониста - жёлтый прямоугольник с красными полосками. Эта примитивная мазня не напоминала бы им ни один реальный предмет, но они испытывали бы при взгляде на неё сильное и необъяснимое чувство. В результате эта абстракция была бы для них произведением искусства. Может быть что-то похожее есть и у людей? :)

Есть) В психоаналитической психологии под этим выступает - архетип. В этологии - оттиск :)

эстетические переживания («красиво»), так и интеллектуальные переживания

Кстати очень важно понять, что «красиво», «идея», «идеал» - продукт разума. Это ценности и категории именно сознательного человека. Интеллекту мы благодарны эстетикой. Но это так, между прочим.

По сабжу:

Или достаточно наслаждаться тем, что понравилось, и не париться?

Да лучше так :) С другой стороны, если копаться в истории искусства, музыки, архитектуры - будешь знать ценности каждой вещи и будешь оценивать более объективно менее субъективно. Это уже будет твоим личным мнением, а не фасадом, и тогда твоё «нравится» будет совпадать с действительной ценностью, и заодно не будешь париться. Ну, это в идеале.))

chinarulezzz ★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Совершенно верно. Борис Вальехо. несомненно, обладает вполне определённым и немалым вкусом, в то же время он «король китча».

Oleaster ★★★
()

Кстате, простое определение слова кич: предметы - то, чем кичаться, процесс - кич (кичиться).

И хотя происхождение слова иностранное и совсем другое, но очень хорошо ложится на отечественную семантику.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от bender

bender

искусство - это когда не можешь что-то не сделать

Как там: «если можешь - не пиши». +1 вобщем.

Но вот другая загвоздка. Когда ты оцениваешь работу, не зная автора, предыстории и прочего. Перед тобой есть только результат деятельности. И вот тут возникает самый главный вопрос: можно ли отличить ловкую подделку от душевного и откровенного высказывания. И, как ни печально, я считаю - что не всегда увидишь. Но в большинстве случаев всё же можно проинтуичить.

stolz
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.