На сайте phoronix.com опубликовано интервью с Фрэнком Эрлом (Frank Earl) о состоянии игровой индустрии под GNU/Linux. Фрэнк Эрл переносит игры с Windows под GNU/Linux для компании Linux Game Publishing и самостоятельно. Краткий пересказ интервью:
Phoronix: Почему и как вы начали заниматься переносом игр?
Фрэнк Эрл: Когда ещё была жива Loki Games, я занимался тестированием 3D-драйверов с целью поспособствовать развитию ОС. После коллапса Loki LGP попытались спасти несколько проектов. Тогда мне и предложили непосредственно заняться портированием. Моя основная работа — встраиваемый линукс и драйверы устройств для Tektronix Communications Group, но надеюсь, со временем смогу сделать перенос игр своей основной работой.
P: Какие игры вы переносили?
Ф.Э.: Например, Ballistics, Bandits: Phoenix Rising для LGP и Caster как фрилансер для Elecorn. Также кросс-архитектурные решения для Soul Ride и Majesty. Сейчас выясняю целесообразность переноса старой части каталога на не-х86 архитектуры, включая Open Pandora и Beagleboard. Также подписал NDA с Paradox Entertainment о переносе движка Europa Universalis 2 (и всех игр на нём), но мы ещё не получили исходные тексты.
P: Убеждая игровые студии и издателей позволить перенести их игры под GNU/Linux что тяжелее всего?
ФЭ: Убедить их, что существует такая доля рынка. И что нетрудно поддерживать много дистрибутивов «из коробки». Мешают вечные проблемы: низкие величины продаж (по меркам игр), IDC постоянно сообщает о «преодолении 1% рубежа». Или незнание среднего игродела как делать бинарники не требующие перекомпиляции при обновлении дистрибутива. Обычно приходится выслушивать: «в линуксе нет денег» и «слишком тяжело поддерживать — много версий». Положение меняется, но медленно. Часто они требуют помимо доли от продаж фиксированную предоплату — от 20000 долларов, иначе не хотят разговаривать. Даже когда они не несут никаких расходов и ничем не рискуют. Веселее то, что если они использовали средства быстрой разработки, им придётся дополнительно платить от 5000 за линукс-версию каждой библиотеки, и эти деньги тоже должна окупить игра.
ФЭ: Надеюсь, что поможет история Caster-а, хоть это и независимая студия. Каждая победа вроде World of Goo или Caster-а помогает завлекать другие студии и крупных издателей. Рынок ненасыщен и рад платить за их продукт.
P: Каковы типичные технические сложности?
ФЭ: Промежуточное программное обеспечение. Инструменты разработчиков. Middleware. 3D и устройства ввода почти не создают проблем. OpenGL и SDL позволяют достаточно быстро их воспроизвести. Не всё гладко, но MojoShader и HLSL2GLSL помогают с большей частью 3D-украшательств.
ФЭ: Проблемы бывают со звуком. Miles и FMOD стоят денег, которые студия часто не хочет платить. IrrKlang хорош, условия разумные, но он есть только для линукса на x86. Учитывая перспективы, для Caster приходится пользоваться SDL и OpenAL, а это намного больше работы.
ФЭ: Для видеороликов хорош Bink, но он стоит как Miles. Приходится сооружать что-то из OpenGL, OpenAL/SDL_Mixer и ffmpeg и самостоятельно интегрировать в игру.
ФЭ: Больше всего трудностей бывает с многопользовательскими сетевыми играми. Если использовался OpenPlay — никаких проблем, но он редок за пределами MacOS. RakNet — тоже ничего, есть версия под линукс, а лицензии продаются на игру, а не на каждую платформу. Но есть DirectPlay, от которого уже отказалась MS. Он «бесплатен», им «легко» пользоваться, и многие независимые студии прибегали к нему. Для него не существует полного линуксового аналога, а протокол закрыт, и его пока не реверсили. Grapple от LGP — кроссплатформанная библиотека под LGPL, которая могла бы стать универсальным решением, но пока я её не видел в коммерческих проектах.
P: Можете рассказать об историях успеха? Когда компания боялась переносить свои игры, но потом оценила выгоду?
ФЭ: Пока нет. Elecorn активно искал разработчика для переноса игры под линукс и не-x86 платформы. Рынок оказался гораздо больше ожидаемого. Подождите немного. Кто-то из компаний может передумать, увидев Caster на OMAP3.
P: Какова сложнейшая задача в сфере линуксовых игр?
ФЭ: Убедить людей держаться линукса, принимая решения. Часть проблемы не в их вере в 1%, и не в том, что нас слишком мало, чтобы оправдать усилия. Они не верят, что мы будем покупать игры под линукс или игровую периферию, поддерживающую линукс. Когда вы покупаете версию под Windows, вы голосуете за Windows. Издатель и студия получили деньги, и им всё равно Windows или WINE. Первый же патч может всё разрушить. EVE Online — исключение. Или вспомните как «весело» было с World of Warcraft: пока на Blizzard не надавили, им тоже было безразлично. Зачем вам нужно, чтобы вас считали пользователем Windows?
ФЭ: Я не противник WINE, это прекрасная программа, я ей пользуюсь. Но WINE не поможет изменить положение с играми. Пока бухгалтеры и руководство таких издателей, как Eidos, 2K Games и EA не увидят, что мы купим линукс-версию, мы не увидим линукс-версий их игр.
P: Какова сложнейшая задача для линукса в целом?
ФЭ: Признание реального количества пользователей. Сообщество и пользовательская база существенно больше процентов, которые нам пытаются приписать. Без надёжной статистики, даже если компания знает, что мы есть и ждём, она не сможет оценить стоит ли вкладываться. Проблема сохранится ещё долго, если не потеплеет на рынке мобильных устройств.
P: Что вы надеетесь увидеть через 2-3 года?
ФЭ: Хотел бы увидеть одновременный выход версий под Windows и GNU/Linux. Рынок мобильных устройств станет интереснее. Многих привлекает мощь OMAP3 и SnapDragon, но не настолько привлекают Symbian и Windows Mobile. На телефоны могут прийти Android, LiMo или AccessLinux. А значит придут другие игры. Было бы хорошо увидеть Caster на телефоне Android или планшете Nokia. Это хороший потенциальный рынок для игр под линукс, который поможет играм появиться на десктопе. Если вы разрабатываете игру под линуксовый наладонник, OpenGL ES и API недалеко ушли от десктопных; если код достаточно чист, сложно не сделать и десктопную версию.
P: Последнее время вы спрашивали на форумах Phoronix, какие игры стоит перенести на линукс. Насколько успешно?
ФЭ: Гораздо успешнее, чем представлял. Все вместе мы прошлись по интернету частым бреднем в поисках жемчужин. Одиночкам такое не под силу. Обычно их не слышат или не имеют возможности сделать версию под линукс (World of Goo — редкое исключение). Первые результаты — NDA для EU2 и вышедший Caster, успешный даже до порта на OpenPandora, Beagleboard и Nokia N9XXX.
P: В 2-3 предложения попробуйте убедить издателя перенести игру под линукс.
ФЭ: Рынок игр под линукс больше, чем можно заключить из данных IDC. Этот сегмент рынка очень слабо насыщен и люди будут покупать достойные игры. Так называемые «мириады версий линукса» поддерживать несложно, и я могу показать несколько способов.