LINUX.ORG.RU

Rust 1.17

 ,


3

9

Команда Rust рада представить выпуск Rust 1.17.0. Rust — это системный язык программирования, нацеленный на безопасность, скорость и параллельное выполнение кода.

Если у вас установлена предыдущая версия Rust, то для обновления достаточно выполнить:

$ rustup update stable

Если у вас ещё не установлен Rust, то вы можете установить rustup c соответствующей страницы нашего веб-сайта и ознакомиться с подробным примечанием к выпуску 1.17.0 на GitHub.

Что вошло в стабильную версию 1.17.0

Выпуск Rust 1.17.0 в основном вносит небольшие улучшения, преимущественно касающиеся удобства использования. Например, время жизни 'static теперь автоматически подразумевается для констант или статических переменных. При создании константы или статической переменной:

const NAME: &'static str = "Ferris";
static NAME: &'static str = "Ferris";

Rust 1.17 позволит вам больше не писать 'static, так как это единственное время жизни, которое имеет смысл:

const NAME: &str = "Ferris";
static NAME: &str = "Ferris";

В некоторых ситуациях это позволит избавиться от лишних повторений:

// было
const NAMES: &'static [&'static str; 2] = &["Ferris", "Bors"];

// стало
const NAMES: &[&str; 2] = &["Ferris", "Bors"];

Другим подобным косметическим улучшением является «короткая инициализация полей». Подобно ECMAScript 6, который называет это «Сокращение Значения Свойства Объектного Литерала» («Object Literal Property Value Shorthand»), дублирование может быть удалено при объявлении структур, к примеру:

// определение
struct Point {
    x: i32,
    y: i32,
}

let x = 5;
let y = 6;

// было
let p = Point {
    x: x,
    y: y,
};

// стало
let p = Point {
    x,
    y,
};

То есть форма записи x, y будет предполагать, что значения x и y соответствуют переменным с аналогичными именами, находящимися в данной области видимости.

Другое маленькое, но полезное улучшение касается в основном новичков в Rust, которые пытаются использовать +, чтобы соединить две &str вместе. Но это не работает, соединить вы можете лишь String + &str. Поэтому, было добавлено новое сообщение об ошибке, чтобы помочь пользователям, которые совершают подобную ошибку:

// код
"foo" + "bar"

// было
error[E0369]: binary operation `+` cannot be applied to type `&'static str`
 --> <anon>:2:5
  |
2 |     "foo" + "bar"
  |     ^^^^^
  |
note: an implementation of `std::ops::Add` might be missing for `&'static str`
 --> <anon>:2:5
  |
2 |     "foo" + "bar"
  |     ^^^^^

// стало
error[E0369]: binary operation `+` cannot be applied to type `&'static str`
 --> <anon>:2:5
  |
2 |     "foo" + "bar"
  |     ^^^^^
  |
  = note: `+` can't be used to concatenate two `&str` strings
help: to_owned() can be used to create an owned `String` from a string
reference. String concatenation appends the string on the right to the string on
the left and may require reallocation. This requires ownership of the string on
the left.
  |     "foo".to_owned() + "bar"

При использовании сценариев сборки Cargo вы должны указать расположение скрипта в вашем Cargo.toml. Однако, подавляющее большинство людей писали build = «build.rs», тем самым используя файл build.rs, расположенный в корне проекта. Теперь это соглашение поддерживается самим Cargo, и будет использовано по умолчанию, если существует файл build.rs. Мы предупреждали об этом изменении в течение нескольких последних выпусков. Вы также можете использовать build = false для отказа от этого соглашения.

В этом выпуске удалена старая система сборки на основе Makefile. Новая система, анонсированная в Rust 1.15, написана на Rust и в основном использует Cargo для управления сборкой. На данный момент она уже достаточно зрелая, чтобы быть единственной системой сборки.

В рамках этого изменения, пакеты из crates.io теперь можно использовать в системе сборки Rust. Первым был добавлен mdBook, и он теперь используется при сборки нашей разнообразной книжной документации:

Обратите внимание на ссылки на соответствующие репозитории; документы были перемещены из основного дерева. Кроме того, мы добавили четвертую книгу, которая все еще расположена в основном дереве: Книга «Нестабильные возможности Rust». Она описывает нестабильные возможности, содержит ссылки на задачи, связанные с их стабилизацией, и может содержать исходную документацию. Если есть возможность, которую вы хотите увидеть стабилизированной, то пожалуйста, примите участие в ее обсуждении!

Несколько выпусков назад rustup перестал по умолчанию устанавливать документацию. Мы внесли это изменение, чтобы немного разгрузить канал, а также потому, что не все пользователи в действительности хотят хранить локальную копию документации. Однако это создало ловушку: некоторые пользователи не были в курсе, что произошло изменение, и заметили бы это, только если бы у них пропало подключение к Интернету. Кроме того, некоторые пользователи хотели иметь локальную копию документации, независимо от их подключения. Таким образом, мы откатили данное изменение, и документация снова устанавливается по умолчанию.

Подробнее смотрите примечания к выпуску.

Стабилизация библиотек

Был стабилизирован 21 новый интерфейс:

  • Arc::into_raw и Rc::into_raw позволят вам забрать Arc или Rc и получить сырой указатель.
  • Arc::from_raw и Rc::from_raw позволят вам забрать сырой указатель и получить Arc или Rc.
  • Arc::ptr_eq и Rc::ptr_eq возвращает true если оба Arc или оба Rc указывают на одно и то же значение (не обязательно значения, которые сравниваются, равны).
  • Ordering::then позволит вам сцепить два Ordering вместе, и Ordering::then_with позволит сделать это с помощью функции.
  • BTreeMap::range позволит вам итерировать лишь по части BTreeMap, и BTreeMap::range_mut позволит вам сделать это с возможностью изменения. collections::Bound может дать вам еще больше контроля.
  • process::abort будет полностью завершать процесс анормальным образом.
  • ptr::read_unaligned и ptr::write_unaligned аналогичны ptr::read и ptr::write, но без требований к выравниванию.
  • Result::expect_err зеркально подобен Result::expect, то есть работает с вариантом Err, а не с вариантом Ok.
  • Cell::swap аналогичен std::mem::swap, но позволяет вам делать это с &Cell вместо &mut T.
  • Cell::replace аналогичен std::mem::replace, но позволяет вам делать это с &Cell вместо &mut T.
  • Cell::into_inner позволит вам взять Cell, и извлечь его значение.
  • Cell::take позволит вам забрать значение Cell наружу, заменив его на Default::default.

Что касается других изменений, для многих методов Cell<T> требовалось ограничение T: Copy, но теперь это требование значительно ослаблено.

Box<T> теперь реализует более дюжины новых преобразований с помощью From.

SocketAddr и IpAddr также теперь имеют несколько новых преобразований. Раньше вы должны были писать код вроде этого:

"127.0.0.1:3000".parse().unwrap()

Сейчас же вы можете писать
SocketAddr::from(([127, 0, 0, 1], 3000))
// или
([127, 0, 0, 1], 3000).into())

Что позволит удалить ненужный парсинг во время выполнения. Оба варианта примерно одинаково удобно читаются, все зависит от ваших предпочтений.

Обратная трассировка теперь имеет более приятное форматирование, опуская некоторые незначительные детали по умолчанию.

Возможности Cargo

Помимо ранее упомянутых изменений, касающихся build.rs, у Cargo есть еще несколько новых улучшений. cargo check --all и cargo run --package — два отсутствовавших до этого момента флага, которые теперь поддерживаются.

Теперь вы можете игнорировать проверки отзыва SSL. Конечно, по умолчанию проверка все еще производится.

Новое поле в Cargo.toml, required-features, позволяет указать конкретные возможности, которые должны быть установлены для цели, которую нужно собрать. Вот пример: предположим, что мы пишем контейнер, который взаимодействует с базами данных, и хотим, чтобы он поддерживал несколько баз данных. Мы могли бы это сделать в нашем Cargo.toml:

[features]
# ...
postgres = []
sqlite = []
tools = []

Возможность tools позволяет нам включить дополнительные инструменты, а возможности postgres и sqlite указывают, какие базы данных мы хотим поддерживать.

Раньше cargo build пыталась собрать все цели, которые вам нужны. Но что, если у нас есть файл src/bin/postgres-tool.rs, который является нужным только при условии, что возможности postgres и tools были включены? Раньше нам приходилось писать что-то вроде этого:

#[cfg(not(all(feature = "postgres", feature = "tools")))]
fn main() {
    println!("This tool requires the `postgres` and `tools` features to be enabled.");
}

#[cfg(all(feature = "postgres", feature = "tools"))]
fn main() {
    // код
}

Слишком много шаблонного кода для работы с cargo build. Еще печальнее дело обстояло с examples/, которые должны демонстрировать, как использовать вашу библиотеку. Но такие махинации возможны только при работе внутри самого пакета, поэтому вы потерпите неудачу, если попытаетесь использовать пример вне этого пакета.

С помощью нового ключа required-features мы можем добавить следующее:

[[bin]]
# ...
required-features = ["postgres", "tools"]

Теперь cargo build будет собирать наш postgres-tool, только если у нас включены две эти возможности, и поэтому мы можем написать нормальный fn main без всяких нагромождений вроде cfg.

Разработчики версии 1.17.0

Много людей внесли свой вклад в создание Rust 1.17. Мы не смогли бы сделать это без всех вас. Спасибо!

Авторы перевода и публикации @kgv, @vitvakatu, @ozkriff.

>>> Подробнее смотрите примечания к выпуску

★★★★★

Проверено: Shaman007 ()
Последнее исправление: sudopacman (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от anonymous

Haskell намного однородней и понятней этого творения.

... и тормознее.

Сравнивай с теми языками, программы на которых имеют примерно такую же скорость выполнения.

monk ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Если речь про скорость исполнения, то еще, как минимум, Eiffel и Ada. Но это не хипсторские поделия, да.

eao197 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Ну, если Rust всерьез претендует на роль безопасного языка системного программирования, то с сравнения с Ada должны быть вполне уместны. Т.к. это одна из ниш, в которых Ada на Западе востребована до сих пор.

eao197 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Вы, конечно, в следствии альтернативной одаренности, можете воображать себе любую вселенную с любыми правилами и историей. Однако, есть подозрения, что в объективной реальности количество mission-critical проектов на Ada в сфере embedded в разы (если не на порядки) превышает количество аналогичных проектов на Rust-е. То же самое можно сказать и о деньгах, которые вкладываются в эти разработки.

Но да, когда мозги пролюблены Qt, можно от этого отмахнуться и наклеить ярлыки «legacy». Особенно на то, чего не знаешь.

eao197 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Ой, ну надо же, интелигэнтик в очечках и со скрипочкой... Образованный вы наш, вы про SPARK (раз, два) слышали когда-нибудь что-нибудь? Или это для вас из категории legacy?

eao197 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Где бы я слышал о языке, с такой чёткой специализацией? Авиация не моя область.

SPARK над Ada — это не только авиация, но еще и транспорт, и медицина, как минимум. Но дело не в этом. А в том, что когда вам говорят про активное использование Ada в нишах, в которых востребованы безопасные языки системного программирования, вы сперва обзываете это легаси, а потом говорите про аргументы «уровня дворовой шпаны». Молодца, чё сказать...

eao197 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eao197

Ну ок, полу-легаси. Но это же производство: не сломалось - не меняем. Чем не легаси?

RazrFalcon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eao197

активное использование Ada в нишах, в которых востребованы безопасные языки системного программирования

Аду здорово подкосило долгое отсутствие достойного бесплатного компилятора. Если программистов мало, то с крупными проектами особо не разгуляешься. Стандарт (который часто нарушался) на использование ады в военных разработках, конечно, что-то значит. Но я бы не был так уверен в широком использовании в других областях.

red75prim ★★★
()
Ответ на: комментарий от red75prim

Вообще-то речь шла о том, что сравнивать скорость кода на Rust-е можно не только со скоростью C/C++ и D. Но еще и со скоростью Ada. Поскольку a) Ada вполне себе жив, развивается и используется (хотя в наших Палестинах об этом не знают) и b) Ada используется как раз в тех нишах, куда хочет метить и Rust — системное программирование.

ИМХО, ограниченность применения Ada такими узкими областями, как авиация/космос, военные разработки на Западе, транспорт и медицина подобному сравнению с Rust-ом никак не мешает.

eao197 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eao197

Rust не претендует на замену Ada. И даже не пытается. Применение в подобных областях остановится на выбрасывании std, ибо динамическая память + panic. Да и llvm этот ваш как-то подозрительный. В итоге проще использовать всякие MISRA C.

RazrFalcon ★★★★★
()
Последнее исправление: RazrFalcon (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от RazrFalcon

Rust не претендует на замену Ada. И даже не пытается.

Вы уже определяете вектор развития языка Rust и выбираете прикладные ниши для него?

eao197 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от eao197

ну он как бы старший помощник младшего стажера в бригаде второй группы мидлов по разработке.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от eao197

Я особо и не возражал. Но пока Rust выйдет из категории «слишком новый», чтобы его начали серьёзно рассматривать для использования в упомянутых нишах, пройдёт много времени. Так что сравнивать, конечно, можно, но пока только для удовлетворения любопытства.

red75prim ★★★
()
Ответ на: комментарий от monk

Есть ATS, например, где секс с внутренностями язычка и памятью сугубо опционален.

buddhist ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.