21 ноября исполнилось 25 лет с момента первого анонса свободного графического редактора GIMP. Проект вырос из курсовой работы двух студентов Беркли — Спенсера Кимбалла и Питера Мэттиса. Оба автора интересовались компьютерной графикой и были недовольны уровнем приложений для работы с изображениями в UNIX.
Изначально для интерфейса программы использовалась библиотека Motif. Но в ходе работы над версией 0.60 Питер устал от этого тулкита настолько, что написал свой собственный и назвал его GTK (GIMP ToolKit). Позднее на основе GTK были написаны пользовательские среды GNOME и Xfce, несколько форков GNOME и сотни, если не тысячи отдельных приложений.
В конце 90-х группа разработчиков из голливудской студии Rhythm&Hues заинтересовалось проектом и подготовила версию GIMP с поддержкой повышенной разрядности на цветовой канал и базовыми инструментами работы с анимацией. Поскольку архитектура получившегося проекта их не удовлетворяла, они решили написать новый движок обработки графики на ациклических графах и в итоге создали базу библиотеки GEGL. Созданный до этого форк GIMP зажил своей непродолжительной жизнью под названием FilmGIMP, впоследствии был переименован в Cinepaint и был использован при производстве более двух десятков высокобюджетных кинофильмов. Среди них: «Последний самурай», «Лига выдающихся джентльменов», серия «Гарри Поттер», «Планета обезьян», «Человек-паук».
В 2005 году новый разработчик Эвинд Колас подхватил разработку GEGL, и год спустя команда начала понемногу переписывать GIMP для использования GEGL. Этот процесс затянулся почти на 12 лет, но в итоге к 2018 году программа полностью перешла на новый движок и получила поддержку работы с точностью вплоть до 32 бит с плавающей точкой на канал. Это одно из главных условий возможности использования программы в профессиональной среде.
Между 2005 и 2012 годами команда сотрудничала с Петером Сиккингом — руководителем берлинской компании Man+Machine Works, специализирующейся на UX/UI. Команда Петера помогла разработчикам GIMP сформулировать новое позиционирование проекта, провела два раунда интервью с целевой аудиторией, написала ряд функциональных спецификаций и спроектировала несколько улучшений в интерфейсе. Самыми популярными из них оказались однооконный интерфейс и новый инструмент кадрирования, концепция активных зон которого далее перекочевала в другие приложения, такие как darktable и LuminanceHDR. Самым непопулярным – разделение на сохранение проектных данных (XCF) и экспорт всех остальных (JPEG, PNG, TIFF и т.д.).
В 2016 году у проекта появился собственный долгоиграющий анимационный проект ZeMarmot, при работе над которым обкатываются некоторые идеи по улучшению GIMP для целевой аудитории. Последнее такое улучшение – поддержка множественного выделения слоёв в нестабильной ветке разработки.
В настоящее время готовится версия GIMP 3.0 на базе GTK3. На версию 3.2 запланирована реализация недеструктивной обработки изображений.
Оба исходных разработчика GIMP продолжают работать вместе (один из них и вовсе женился на сестре другого) и сейчас руководят проектом CockroachDB.
Питер Мэттис присоединился к поздравлениям и поблагодарил волонтеров, которые продолжают начатый им проект.
Спенсер Кимбалл несколько дней назад дал видеоинтервью о CockroachDB. В начале интервью он кратко рассказал об истории создания GIMP (05:22), а затем в конце на вопрос ведущего, каким своим достижением гордится больше всего, ответил (57:03): «CockroachDB приближается к этому статусу, но GIMP – по-прежнему мой любимый проект. Каждый раз, когда я ставлю GIMP, я вижу, что он снова стал лучше. Если бы GIMP был единственным проектом, который я создал, я бы считал, что прожил жизнь не зря».
>>> Подробности