LINUX.ORG.RU

как правильно продавать опенсурц?

 , ,


2

3

день добрый.

очень хочется продавать опенсурц, но чет пока непонятно как.

что сделали: придумали ворох либ, на них построили прикладные прилажухи, успещно продали и все вроде работает.

теперь решили как минимум приложухи продавать в сырцах, чтобы там, со стороны клиентов, клиент своими силами мог их менять.

возникло сразу несколько вопросов:

  1. как теперь разграничить ответственность «наше» от «их», когда оно все вдруг падает? каждый раз вызывать разгребательную команду… накладно прямо скажем, потому что «они» строго всегда начинают с того, что «ваше не работает», потом разбор полетов, потом оказывается что где-то пропатчили на стороне клиента и собсно поэтому и случился крах.

  2. а как это обновлять? вот мы придумали МР, вот мы его толкнули и….? кто должен разрешить 100500 конфликтов с доработками у клиента? мы как поставщики обновления? пупок развяжется к каждому клиенту ходить. клиента сам? так он нарукожопит еще больше и станет хуже.

такое наверно где-то уже есть? как это принято делать во взрослом мире?

если чем-то поможет, то можно добавить что вся возня идет вокруг явы.

1. как теперь разграничить ответственность «наше» от «их», когда оно все вдруг падает?

Для этого придумали брендинг. Если клиент модифицирует сырцы - должен удолить все логотипы. Или как-то так. Я вообще далек от этой темы.

2. а как это обновлять?

Обновлять в обычном режиме.

Если клиенту прям не терпится, пусть засылает к вам свои коммиты. Можно будет еще на поддержке компилятелей подзаработать

utanho ★★★★★
()
Последнее исправление: utanho (всего исправлений: 2)

очень хочется продавать опенсурц, но чет пока непонятно как.

Продавать абонемент на техподдержку, который действует при условии, что покупатель не вносил изменений и на период использования конкретной версии продукта. Порядок оказания услуги должен содержать исключения, при которых она не может быть произведена.

dmitry237 ★★★★
()

что сделали: придумали ворох либ, на них построили прикладные прилажухи, успещно продали и все вроде работает.

Так это вы написали KDE 5??

alex1101
()

Отдавать бесплатно, свободно, всем желающим: сорцы.

Раздавать клиентам: благословенный бинарь и/или воспроизводимый ебилд, собирающийся в благословенный бинарь

Продавать: поддержку при условии использования благословенного бинаря в поддерживаемом окружении как подобает

Все остальные варианты более-менее невозможны.

t184256 ★★★★★
()
Последнее исправление: t184256 (всего исправлений: 1)

Версия с дивана:

  1. в багрепорт автоматически включать sha256 сумму приложения или информацию о времени и хосте сборки (если система сборки это позволяет)

скрипт для первого уровня техподдержки: наша или ваша сборка?

price: отладка вашей сборки за вас - 5 офигеардов денег / час

  1. принимать merge request’ы обратно, если фича будет полезна кому-то ещё. ну или может если идея лучше реализации, то отклонять и добавлять в todo

  2. обычно у клиента нет задачи модифицировать код just for fun, а он решает какую-то прикладную задачу

Если получится отделить область интересов клиента и добавить соответствующий API, проблема с падением приложения превратится в проблему с падением клиентского модуля без падения приложения в целом. Окно или строка в логе с человеческим текстом, и запросов на поддержку будет меньше

router ★★★★★
()

Возможно достаточно предоставить питон для расширения возможностей программы, а само приложение пусть остается без модификаций.

MOPKOBKA ★★★★
()

«ваше» это только когда в работе бинарники собранные вами сконфигурированные по инструкции(а желательно работающие в опечатанном железе или вашем же облаке, вобщем как у серьезных парней типа Dell или IBM). Если где-то не работает это надо вопроизвести вашими силами. Если не воспроизводится значит не работает не ваше. Если все-таки требуют разобраться, выезд специалиста на дом или его работа телематически тарифицируется почасово в независимости от других подписанных бумажуль.

Syncro ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Syncro

открыть массажный салон например..

Я бы предпочел ничего не открывать. Столько всякой херни вокруг интересной происходит, на которую можно посмотреть или даже поучаствовать.

pekmop1024 ★★★★★
()

а как это обновлять? вот мы придумали МР, вот мы его толкнули и….? кто должен разрешить 100500 конфликтов с доработками у клиента? мы как поставщики обновления? пупок развяжется к каждому клиенту ходить. клиента сам? так он нарукожопит еще больше и станет хуже.

В идеале, продукт нужно делать расширяемым через плагины. Тогда вокруг него сформируется экосистема дополнений и компаний-дополняторов.

Если кто-либо дорабатывает само ядро — это уже форк. Вы за его поддержку уже отвечать не должны.

Продавать можно:

  1. платную поддержку

  2. доработку ядра под нужды конкретного заказчика

  3. написание расширений

  4. курсы и сертификации для разработчиков

  5. партнёрские программы

static_lab ★★★★★
()

Зависит же от изменений. Если они в рамках общей архитектуры, протоколов и проч., проводите у себя тестирование, протоколируйте. Вышел релиз, ваши тесты прошли, клиент протестировал (согласно ТЗ, конечно), работает, принято. Конечно, если правки меняют архитектуру, протоколы, и вообще что-то, что не вписывается в ТЗ/спеку при приёмке, это работать не будет. Тогда вы фактически на пару разрабатываете софт, и какие к вам претензии? Максимум что можно сделать - всё те же стандартные практики инженерии: автоматизированное тестирование, интеграция.

seiken ★★★★★
()

очень хочется продавать опенсурц, но чет пока непонятно как.

Продаются услуги связанные с открытым софтом: доработка, внедрение, сопровождение. Сам код очевидно что не продается.

что сделали: придумали ворох либ, на них построили прикладные прилажухи, успещно продали и все вроде работает.

Т.е. продали готовое решение под конкретного заказчика, наверняка еще и по договору заказной разработки. Вы вообще уверены что теперь ваш «ворох либ» вам вообще принадлежит? Если этот момент специально не обозначен в договоре то все: у вас два набора кода. Один ваш, второй - заказчика.

Это вообщем-то тоже вариант нормы, но тогда дальнейшее сопровождение будет осуществляться в версии заказчика, там же будут решаться все проблемы.

теперь решили как минимум приложухи продавать в сырцах, чтобы там, со стороны клиентов, клиент своими силами мог их менять.

Если присутствует пункт о передаче исходного кода, то обычно передаются еще и исключительные права. Предполагается что заказчик волен делать с этим исходным кодом все что угодно. Очевидно что поддерживать такое если и возможно то за большие деньги, особенно если со стороны заказчика есть свои программисты, которые вносят доработки.

В таких случаях я делаю доработки строго в переданном исходном коде (либо в текущей версии заказчика), без гарантий и на почасовке.

как теперь разграничить ответственность «наше» от «их», когда оно все вдруг падает?

Любая ответственность наступает если подписан договор на обслуживание, в этом договоре должны быть четко прописаны гарантийные обязательства: использовать строго согласованное оборудование, выполнять регламент на обслуживание и разумеется не вносить изменений в код.

Если на стороне заказчика занимаются доработкой вашего софта - с вашей стороны гарантийные обязательства заканчиваются и начинается банальная почасовка.

alex0x08 ★★★
()
  1. Отдавать в собранном виде с поддержкой за денюжку, а сорцы отдельной ссылкой, не?

  2. Обновлять опять же в бинарном виде

  3. дать возможность засылать свои патчи, описать внятно куда и как вы движитесь и почему, если их патчи не вписываются в вашу идеологию - пусть делают свой форк.

вроде же все давно уже придумано, не? или я не совсем задумку понял?

olesz
()

Открой сырцы, сделай использование бесплатным для некоммерческого использования и для небольших контор. С контор с жирным доходом бери бабло.

hateyoufeel ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от utanho

Если клиент модифицирует сырцы - должен удолить все логотипы.

Многие лицензии опенсорца явно и категорически запрещают такое делать.

AntonI ★★★★★
()
Последнее исправление: AntonI (всего исправлений: 1)

такое наверно где-то уже есть? как это принято делать во взрослом мире?

Unreal Engine поставляется в исходниках уже давно. Обновления могут быть максимально болезненными для клиентов (при мажорных апдейтах).

Мой опыт использования - чуть больше 5 лет. Какие моменты могу отметить:

  1. Есть календарных график мажорных релизов - раз в квартал выходит новая мажорная ветка 4.x раньше и 5.x сейчас.
  2. В рамках одной версии движка (4.x или 5.x) фичи не удаляют
  3. В рамках мажорного обновления фичи могут зарефакторить и клиентский код нужно править. Правки клиентского кода - на клиентах.
  4. Доступ к исходникам получаешь приняв правила использования в которых прописаны права и обязанности клиента.
  5. Бекпортирование фиксов в предыдущие мажорные версии идет в течении 1-2 следующих релизов (обычно, раз в 6 месяцев выходит поддерживаемая версия)

Итог: Есть две стратегии - обновлять версию движка почаще (3-6 месяцев) или фризить ее и бекпортировать фичи самостоятельно. Фризят, обычно, перед релизом. Обновляются - в течении основного этапа разработки (за счет прогнозируемости мажорных релизов на это можно закладывать ресурсы заранее).

Norgat ★★★★★
()
Последнее исправление: Norgat (всего исправлений: 1)

как теперь разграничить ответственность «наше» от «их», когда оно все вдруг падает?

Если MD5 от ВСЕХ бинарей и библиотек совпал с вашей сборкой - это ваша проблема, иначе это проблема клиента.

кто должен разрешить 100500 конфликтов с доработками у клиента?

Клиент. Он платит вам за то чтобы вы ему собрали и предоставили. Если он собирает сам - это его проблемы.

no-dashi-v2 ★★★
()

теперь решили как минимум приложухи продавать в сырцах

А причём тут open source?

Взрослые компании вроде Vector или Elektrobit тоже поставляют исходные коды к своим дистрибутивам AUTOSAR, но open source там и не пахнет.

EDIT:

как теперь разграничить ответственность «наше» от «их», когда оно все вдруг падает?

Зависит от лицензии по которой Вы будете поставлять исходные коды к своим программам. Ещё раз, это может быть полностью закрытые исходники, которыми разрешено пользоваться точно заданной компании в рамках точно заданного проекта.

Ваша компания предоставляет гарантию на поставляемые двоичные файлы и исходные коды. Любая модификация или неправомерное использование анулируют гарантию (крайне неприятная ситуация для клиента так, как вместе с гарантией зачастую анулируется и тех. поддержка - печальная история в мире сложного ПО).

потому что «они» строго всегда начинают с того, что «ваше не работает»

Мы обычно решаем через тех.поддержку того же Vector’а в случае, если после отладки на нашей стороне мы выясняем, что проблема в их дистрибутиве/драйверах: (а) тикет в тех.поддержку, (б) обсуждение с отладкой/доказательством и (в) внедрение пропатченой версии от Vector.

dsl
()
Последнее исправление: dsl (всего исправлений: 3)

продажа ТП (чем быстрее реакция, тем дороже) и курсов по использованию.

1 собирать проект у себя в виде двоичной «библиотеки» (чтобы не патчили ваш код) и передавать кастомеру для внедрения собственных доработок. Коммерческая работоспособность гарантируется только с официальными сборками.

2 как обычно: минорные и мажорные версии api, гайд по переходу между мажорными версиями для кастомера.

zudwa
()

Такое есть у 1С.

Конфигурации продаются с полными исходниками.

  1. Когда вдруг падает, 1С отвечает только за оригинальную конфигурацию без доработок. То есть меняешь исходники на оригинальные и пробуешь воспроизвести падение.

  2. Есть штатный механизм, позволяющий пользователю для метаданных выбрать «версия поставщика», «версия наша», «попробовать объединить». Для исходников объединение использует kdiff3.

Выглядит примерно так: https://pmkt.ru/image/catalog/pages/%2018.png

Да, у 1С, как правило, непосредственной поддержкой клиента занимается партнёр-франчайзи. И он же занимается доработкой под индивидуальные потребности. Поэтому решение всех конфликтов доработки ложится на него.

monk ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Forum0888

Ты будешь смеяться, но в начале 2000-х 1С выбила всех конкурентов именно открытыми исходниками и щедростью по отношению к партнёрам.

У конкурентов были более функциональные решения, но поддержка только централизованная. 1С выдавала конструктор а-ля Linux с открытыми исходниками, отдавала 40% от розничной стоимости партнёру и почти все деньги за сопровождение партнёру. В результате, через пять лет конкурентов практически не осталось.

monk ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от monk

У конкурентов были более функциональные решения, но поддержка только централизованная.

Это бескрайняя тема для обсуждения ...

Шутка

Это прекрасный пример умелой раздачи «бесплатного сыра».

Forum0888
()
Последнее исправление: Forum0888 (всего исправлений: 1)