Это как бы не правда. Не мейнстрим, но и не сказать что мертво.
На специализированном железе и на специальных задачах очень даже рулит.
- X11 есть и работает. Жрёт мало памяти само по себе,
достаточно тонкий слой. При этом уровень абстракции достаточный чтобы работать на чём угодно (на любом растре).
- коммерческие расширения заключаются в основном в оптимизациях сети на уровне core протокола, оптимизация bitmap'ов, storage'й,
веб-расширения, клоны DPS'а на cairo и подобных и прочее. Также работа на большом количестве мониторов и сетевая прозрачность OpenGL.
- иногда удается с этого покушать.
Я понимаю, что идея минимализма а-ля SDL уже лет 10 не даёт покоя эмбеддерам, которые являются сейчас основными потребителями wayland/weston'а, но не у всех такие цели.
Мож конъюнктура сменится и всё пойдёт назад. Вон, все Unix/X11 уже практически похоронили к моменту популяризации Linux/FreeBSD, оно второе дыхание получило.
X11 это ж не только растеризатор линий, который может быть не нужен на системах, делающих всё через OpenGL (который по словам многих тоже не нужен, и надо юзать железо напрямую через вулкан API), это как бы нечто объединяющее и стандартизирующее многие вещи.
С wayland/weston'ом все фигачат кто во что горазд, на каждой платформе свои адовые костыли,
то есть он не является по сути заменой X11, а просто либой для написания примитивных display-serverов на основе DRM. Я совсем не верю что что-то мешало сделать нужные оптимизации в X server'е (коммерцы же фигачат серверы с идеальной отрисовкой того, что им нужно), думаю что тут примешалась политика, как и в случае с systemd (полный технологический стек как стратегия) так как решения аналогичные в разные годы уже были разработаны для эмбеддеров и можно было взять допиливать уже написанное. А я не особый сторонник вмешательства политики в технологическую сферу.
Когда начиналась возня вокруг wayland'а, у команды разработчиков X11 не было особо сильных агументов против X11 кроме «не осилили». Они появились значительно позже, явно после появления достаточного финансирования. Это всё вносит разброд и шатание в некогда стандартный мир X11-десктоп'а. Скоро ведь прокраммы KDE/wayland не будут (полноценно) запускаться на GNOME/wayland, так как у каждого свой display server.
Новые технологии это круто, но обычно естественный процесс это когда старое развивается вместе с новым и в итоге отмирает как проигравшее в конкурентной борьбе, а не когда прибивают старое насильно, чтобы форснуть новое - это не слишком конструктивный подход. Обычно таким славились монополии типа Microsoft, которые могут себе позволить послать клиентов в пешее, RedHat многое переняло у них, но вот чтоб настолько...
Рассматривается вариант работы композитинга в иксах.
Ок.
Единственное DE, где отставание курсора из-за композитинга почти незаметно - это Plasma 5.
А что оно вообще было ? O_o
В остальных что на Nvidia, что на интеле с AMD - одинаково.
Intel, Nvidia, ATI(ещё когда оно было отдельно от AMD), одинаково хорошо работает.
Как бы я вам доказывать ничего не буду. Можете считать, что я сказки рассказываю, мне пофиг.
Тем не менее единственный возможный и весьма призрачный профит от запуска чего-либо на wayland - это разный DPI на нескольких дисплееях.
Но минусов значительно больше и они очень неприятны.
Профита нет.
Покажите мне хоть один живой и коммерческий Xserver. Который был бы менйстримом среди разработчиков графики. Wayland даже на BSD доступен. А BSD и Linux - это единственные живые Unix-подобные ОС в мейнстриме. При чём графический стек первого заимствуется из второго. Единственный Unix, где нет X11 - это Mac OS X.
Ну я бы не сказал, что на маке так уж и нет X11.
И да, коммерческого продукта под Linux нет, они в основном под винду. Это в основном сервис под заказчика под задачу.
Но если смотреть на старые продукты, то удивляешься, почему же Xorg так плохо работает на гораздо более крутом железе? Даже растеризация примитивов выгладит хуже. Жаль что нет где-нибудь помоек с старыми X серверами для изучения. Например X-терминалы от HP были офигенны. У Irix тоже картинка была волшебная. Да что там, у меня на Ultrix офигенная графика. Просто там всё что можно реализовано аппаратно, растеризаторы линий, окошки и прочее. Сейчас на компе софтовый растр плюс OpenGL, реализации которого в отличие от старых больших систем не способны хорошо работать в окне. Да и 2D растеризуется хреновато, поэтому то, что отлично выглядит и летает на старом железе, смотрится пахабно и тормозит на новом. То есть под новое железо надо делать всё на GL/GLES, загонять всё в текстуру, делать всё мыльно, минимализировать пиксельные операции, так как современные видяхи на них не способны и пожтому всё ложится на CPU. Что делать с системами без GL или с тормозным GL - непонятно, особенно непонятно что делать с системи где есть эффективное 2D и GL - это всё плохо ложится в универсальную парадигму. Эти задачи с грехом-пополам научились решать на андроиде, но в системах с wayland/weston это всё выглядит как набор страшных костылей. Часто заставитьь вменяемо работать композитинг = задействовать кучу устройств, включая аппаратный
композитинг, секйлеры, как-то дружить это с GL чтобы не гонять тонны данных через дохлую шину, в итоге получается монстр, в котором очень трудно разбираться. Я не думаю, что это чем-то лучше X11 - на том же железе разницы не видно.
С другой стороны, если современный GUI дропнет все старые парадигмы (окна там, заголовки и прочее) и будет реально заточен на отображение через 3D API (всё будут делать шейдеры, текстуры будут редко меняться и тп.), то тогда есть большой смысл продвигать такой концепт, а не городить недо-SDL/surfaceflinger.
Вообще, нонешние разброд и шатания бьют в первую очередь по имиджу. Лишний FUD про X11 и отсутствие работающих альтернатив
не прибавляет привлекательности линуксовому десктопу. Это вот сильно расстраивает. Выгодно это красношляпам и их партнёрам, а все остальных должны страдать. Как-то это больше похоже на корпоративные разборки а не OpenSource. Не взлетит. И очень сложно комментировать принятые в проекте решения, нужно закладывать очень много рисков. Короче, я бы сейчас в это не вкладывался, если нет реальной возможности влиять на происходящее.
Если есть контроль над системой и делаешь свою embedded систему,
это всё, конечно, не особо важно, так как там можно хоть что вкрутить и захачить, работать будет идеально, ведь это свои приложения на своей системе.
А что делать, если пишешь софтину, которая зависит от графической среды, уже значительно сложнее. Понятно что за ближайший год ничего не изменится, и можно спокойно пилить под X11, если RH с Canonical займут конструктивную позицию, а если форсанут не готовый к промышленному использованию продукт, как
это уже бывало, придётся или валить из мейнстрима на свои дистрибутивы, или как-то выделываться.
На 4K разрешениях с иксами вообще ужас, и это не решается без переделки архитектуры.
Кстати какого именно характера проблемы? А то собрался 4K монитор брать, но теперь не уверен. Читал что в том же Гноме и Кедах нужно scale-фактор увеличивать в 2 раза, но не понял чем оно плохо
В тильдовой генте plasma-wayland теперь работает из под sddm без костылей. Достаточно сделать USE=«egl wayland elogind» глобально. Пробовал на Intel HD.