LINUX.ORG.RU

О накопителях, свободном месте и сжатии

 , , ,


0

2

Имеются: SSD накопитель ёмокстью 120 ГБ и HDD накопитель ёмокстью 2 ТБ.

Проблема: если на SSD поставить и систему, и игру Guild Wars 2 (заниамает 88 ГБ и с обновлениями размер будет расти), то свободного места останется прямо совсем впритык. Неоднократно встречала упоминания, что так лучше не делать, что на разделах неплохо бы оставлять свободное пространство в 10% — 20%.

Мысли с вопросы:

  1. Поможет ли в данной ситуации использование btrfs с прозрачным сжатием данных? Как много места получится выиграть? Как сжатие данных влияет на производительность системы и игр?

  2. Часто встречала упоминания, что btrfs — не та фс, о которой можно просто забыть после форматирования. Что, мол, нуждается в регулярном внимании со стороны пользователя. Так это или нет? В чём это выражается? Есть ли другие ФС с возможнсотью сжатия, более подходящие для домашнего использования неискушённым пользователем?

  3. Если отказаться от установки Guild Wars 2 на SSD, то можно ли повлиять на быстродействие HDD с помощью правильной разметки? Если, например, отрезать в начале диска раздел на пару сотен ГБ, то будет ли игра грузится быстрее? Ну, знаете, все данные в одном месте, поближе к центру диска, головка HDD меньше бегает по диску и вот это вот всё. Плюс, опять-таки, использовать для этого раздела какую-нибудь быструю фс со сжатием. Есть такие для HDD?

  4. Может вопрос вообще не стоит того, чтобы им заморачиваться? Может мне просто следует установить систему на SSD, а свои файлы, мультимедиа и игрушки размещать на HDD и жить-поживать, горя не знать?

Вот, наверное, всё. TL;DR: хочу впихнуть невпихуемое. Если впихнуть, то как. Если не впихнуть, то тоже как.


Ответ на: комментарий от Kapusha

Обычно у страдальцев с btrfs проблемы возникают при каком-то сочетании факторов: мало свободного места, сжатие, снапшоты, опционально отключение электричества.

Она, если что, не быстрая.

MoldAndLimeHoney
()

Мне кажется сжатие данных игры плюс-минус ничего не даст, не?

Если отказаться от установки Guild Wars 2 на SSD, то можно ли повлиять на быстродействие HDD с помощью правильной разметки? Если, например, отрезать в начале диска раздел на пару сотен ГБ, то будет ли игра грузится быстрее?

В теории да, на практике я не тестировал. Но наверняка кто-то в интернете этим озаботился, можно поискать.

Может вопрос вообще не стоит того, чтобы им заморачиваться? Может мне просто следует установить систему на SSD, а свои файлы, мультимедиа и игрушки размещать на HDD и жить-поживать, горя не знать?

Скорее всего.

sovety_ot_sonika
()

Ну, знаете, все данные в одном месте, поближе к центру диска

Почти правильно, только «нумерация секторов начинается от внешнего края диска»…

greenman ★★★★★
()

на разделах неплохо бы оставлять свободное пространство в 10% — 20%.

Если ext4, то "резерв рута 5% + свап - можно считать, что свободное пространство есть. Не копить мусор и будет вполне достаточно. Из хомяка вынести медийные каталоги на другой диск, обычно в них много «якобы нужного».

andytux ★★★★★
()

Может вопрос вообще не стоит того, чтобы им заморачиваться? Может мне просто следует установить систему на SSD, а свои файлы, мультимедиа и игрушки размещать на HDD и жить-поживать, горя не знать?

Да

И в догонку: ты совсем не бородатый айтишник, если не терял данные с btrfs

Clockwork ★★★★★
()

Как много места получится выиграть?

Сильно по разному. Обычно я наблюдаю от нуля до 20% сжатие для игр с zstd-3.

Как сжатие данных влияет на производительность системы и игр?

По разному. Зависит от метода сжатия, скорости диска и процессора. Если медленный хдд, то чаще всего положительно. Если скоростной ссд, то заметного эффекта нет.

Так это или нет? В чём это выражается?

У меня где-то дисков десять с ней, часть в рейд-0. Ничего такого не наблюдал. В идеале, стоит отключить cow для всяких дисков виртуальных машин.

Может вопрос вообще не стоит того, чтобы им заморачиваться?

В среднем по больнице с играми еще как стоит. В гв2 тоже стоит, особенно при частых прыжках по вейпоинтам на некоторых метаивентах.

altwazar ★★★★★
()

Может мне просто следует установить систему на SSD, а свои файлы, мультимедиа и игрушки размещать на HDD и жить-поживать, горя не знать?

Систему надо установить на hdd, часто критичные к скорости чтения/записи программы (и игрушки на) ssd.

anonymous
()

Я использую сжатие zstd, уровень 7. Вот на примере игры метро:

➜  ~ sudo compsize "Metro Exodus/"
Processed 123 files, 52200 regular extents (52205 refs), 8 inline.
Type       Perc     Disk Usage   Uncompressed Referenced  
TOTAL       95%       75G          79G          78G       
none       100%       74G          74G          74G       
zstd        19%      901M         4.4G         4.4G

79G -> 75G. Выигрыш от сжатия 4G.

ox55ff ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ox55ff

Ресурсы (которых 90%+) в играх уже сжаты, они не сжимаются (вопрос: насколько хорошо, так как «алгоритмы» сжатия под патентами или всякими неудобными (копилефт) лицензиями?).

anonymous
()
Ответ на: комментарий от ox55ff

Вот на примере игры метро…

К сожалению тут не угадаешь. Некоторые дают 1% (cp 2077), некоторые 60% (zomboid).

Чаще всего закономерность прослеживается такая, что чем больше игра весит, тем меньше % выигрыша от сжатия, если это не объем от модов. В среднем на папке стима в ~1 tb у меня 8% сжатия выходит (zstd-3).

В случае с гв2 я бы поставил на что-то в районе 1% сжатия.

altwazar ★★★★★
()
Последнее исправление: altwazar (всего исправлений: 1)

Как много места получится выиграть?

У тебя есть HDD, попробуй упаковать игру в архив со сжатием zstd или gzip. Некоторые игры жмутся хорошо, другие практически никак.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

The purpose of the SSD in a hybrid drive is to act as a cache for the data stored on the HDD

Там нет скорости ссд. Это примерно тоже самое, что и «процкеш позволяет получить скорость процкеша и ёмкость рамы».

anonymous
()

Слушай, ну SSD на полтерабайта сейчас можно купить от 50 баксов, или даже меньше. Все ж лучше, чем безнадежно пытаться ужать несжимаемые игровые ресурсы и как-то упихаться в 120 при помощи жирной ынтерпрайзной ФС.

thesis ★★★★★
()
Последнее исправление: thesis (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Kapusha

Я бы всё равно перешел на btrfs со сжатием:

compsize /var
Processed 352924 files, 132559 regular extents (143448 refs), 252439 inline.
Type       Perc     Disk Usage   Uncompressed Referenced  
TOTAL       73%       14G          20G          20G       
none       100%       12G          12G          11G       
zstd        31%      2.4G         7.8G         8.6G
compsize /usr
Processed 599181 files, 509527 regular extents (525496 refs), 208772 inline.
Type       Perc     Disk Usage   Uncompressed Referenced  
TOTAL       37%       12G          33G          34G       
none       100%      4.3G         4.3G         4.5G       
zstd        28%      8.2G          28G          29G 
compsize /home/
Processed 1162832 files, 1571677 regular extents (1924633 refs), 439900 inline.
Type       Perc     Disk Usage   Uncompressed Referenced  
TOTAL       89%      635G         713G         804G       
none       100%      593G         593G         658G       
zstd        34%       41G         120G         146G       
prealloc   100%       16M          16M          58M       

Не от игры выиграешь, так в другом месте. На обычном десктопе практически нет смысла не использовать сжатие.

altwazar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от No

Только для тех кусков которые были выбраны и уместились в кэш. Если там истина равномерный доступ то кэш не поможет. Кэш выравнивает (иногда) бурст на запись и даёт прирост на чтении если оно регулярное и локализованное. Иначе извиняйте но кэш тыква

no-dashi-v2 ★★★
()

Может мне просто следует установить систему на SSD, а свои файлы, мультимедиа и игрушки размещать на HDD и жить-поживать, горя не знать?

Я, например, живу именно так, и горя не знаю. Page cache в оперативке делает повторное обращение к любому файлу с HDD мгновенным.

annulen ★★★★★
()

Под игори нужно больший ssd. Потому как они и есть основная причина нужности ssd - прогрузки зон значительно ускоряются, что снижает игровые лаги при перемещении между локациями. Очевидно что 120 гигов современному игруну мало. И да, туда надо самую быструю ФС без пожатия. Чтоб игори не лагали.

peregrine ★★★★★
()
Последнее исправление: peregrine (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от peregrine

И да, туда надо самую быструю ФС без пожатия.

Никакого негативного эффекта в играх от сжатия не будет, даже когда они на этой ФС сжаты. Что случается не часто, так как всякие текстуры и так уже сжаты и нормальная ФС из запишет без сжатия.

Тестировал ради интереса, у меня дома два идентичных ПК и с женой играем вместе в игры в коопе. Система и игры на шустрых pci4 ssd, чтение с которых без сжатия в 2-3 раза быстрее возможностей процессора распаковывать сжатые данные с них же. Но даже так при параллельных загрузках не было никакого эффекта от btrfs с медленным zstd-3 против ext4 или ntrfs без сжатия под виндой.

altwazar ★★★★★
()

Все что ты читал про btrfs бред от людей, которые ей не пользуются. Сжатие полезно для текстовых данных , например, логи сжимаются до 30 раз, а вот аудио, видео и картинки (текстуры) не сжимаются, так как уже сжаты (широкоиспользуемый png - это формат архива). Не поможет она в твоем случае никак, потому как большинство данных приходится на несжимаемые данные. Фишка btrfs не сжатие, а снапшоты. Сжатие идет как приятный часто бесполезный бонус.

rtxtxtrx ★★
()
Ответ на: комментарий от rtxtxtrx

Не поможет она в твоем случае никак, потому как большинство данных приходится на несжимаемые данные. Фишка btrfs не сжатие, а снапшоты. Сжатие идет как приятный часто бесполезный бонус.

Как геймер могу сказать, что сжатие - не хилый приятный бонус по месту даёт в среднем. Около 10% только от игр, при современных объемах даже с 1тб диском места постоянно не хватает.

Снапшоты это круто, но для игр от них пользы мало (для них рефлинков достаточно), а в условиях дефицита свободного места пользу от них получить тяжело.

altwazar ★★★★★
()

Сжатие - офигенная тема. В некоторых случаях случаях дает огромную экономию места на диске. Ну а когда не дает, все равно особо ничего и не теряешь, добавляются небольшие накладные расходы на чтение и запись, но не сказал бы чтобы это было как-то сильно заметно.

Вот, например, у меня на рабочем накопителе:

$ sudo compsize -x /
Processed 610860 files, 451180 regular extents (457663 refs), 340232 inline.
Type       Perc     Disk Usage   Uncompressed Referenced  
TOTAL       43%       13G          31G          31G       
none       100%      3.6G         3.6G         3.7G       
zstd        35%      9.8G          27G          28G       
prealloc   100%      176K         176K          14M       
$ sudo compsize -x /home
Processed 2631918 files, 3787458 regular extents (3824343 refs), 1170627 inline.
Type       Perc     Disk Usage   Uncompressed Referenced  
TOTAL       81%      683G         838G         836G       
none       100%      600G         600G         596G       
zstd        35%       83G         238G         239G       
prealloc   100%      6.3M         6.3M          18M
Kron4ek ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Kron4ek

Ну а когда не дает, все равно особо ничего и не теряешь, добавляются небольшие накладные расходы на чтение и запись, но не сказал бы чтобы это было как-то сильно заметно.

Если файл не сжимается, то Btrfs, внезапно, его не сжимает 🤷‍♂️ Не во всех случаях это хорошо, но лучше, чем тратить ресурсы на сжатие несжимаемого.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Сжать она его все равно пытается, просто по факту сохраняет файл в несжатом виде, если разницы по размеру нет. По крайней мере, это с compress-force.

Kron4ek ★★★★★
()
Последнее исправление: Kron4ek (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Kron4ek

compress-force

Никогда не использовал опции монтирования для компрессии, так что всё время забываю, что там есть и такое. Хотя, возможно, filesystem defragment со сжатием так и работает, но не вникал никогда особо.

anonymous
()

П.3 - прирост если и будет, то заметить его сложно.

В принципе, если не критична быстрая прогрузка в игре, то и на HDD можно, тот же WoW у меня жил на HDD добрых 10 лет и никто не умер.

С другой стороны WD SN580 (буквально неделю назад выбирал накопитель под игры и виртуалки, это оказался самый дешёвый из категории тех, в которых производители втихаря не меняют начинку на более худшую) на полтерабайта стоит всего 4 тысячи рублей.

MozillaFirefox ★★★★★
()
Последнее исправление: MozillaFirefox (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от t3n3t

Понимаю, что это не сильно в тему, но SSD на 240 гигов начинаются от полутора тысяч рублей. Это один день работы человека с зарплатой в районе 30-35к. Оно того стоит, так заморачиваться?

Да может у него SSD распаянный в ноуте, что вы докопались все?

Loki13 ★★★★★
()

Всем большое спасибо за мнения, цифры и опыт! Вы классные! <3

Всё необходимое для принятия решения у меня теперь есть!

Kapusha
() автор топика