LINUX.ORG.RU

Ракетные двигатели

 ,


1

5

KSP идет лесом.

Преамбула для танкистов: основы реактивного движения, грубо говоря, закон сохранения импульса и третий закон ньютона. Соответственно можно увеличивать либо массорасход, либо скорость истечения.

Увеличивать массорасход тупо, т.к. увеличивается либо площадь поперечного сечения (увеличение сопротивления в атмосфере), либо длина (потеря структурной устойчивости). Да и топливо надо тащить с собой, что для хоть какой-то эффективности требует увеличения количества ступеней (задача Циолковского), что чревато отказами на этапе отделения.

Куда полезнее увеличивать выходную скорость, точнее - удельный импульс (в теории величины равны). Но здесь мешает физика продуктов горения топлива. Газ имеет т.н. предельную скорость истечения. Для самого эффективного (и запрещенного, если что) топлива жидкостных ракет, фтороводорода, она составляет около 5.3 км/с. Стандартное кислород-водородное топливо имеет скорость истечения около 4.5 км/с. Для РДТТ скорость истечения еще ниже.

Соответственно, для стандартных ЖРД и РДТТ мы по сути уперлись в потолок развития, поскольку даже графеновая конструкция хоть и даст приличное преимущество по массе, но все равно не позволит с ветерком долететь дальше марса (да и туда добираться весьма долго).

Альтернативы стандартным РД, имеющие более высокий удельный импульс - ядерные, ионно-плазменные и фотонные движки. Первые слегка срут, что не позволяет использовать их на первой (да и на второй) ступени. Да и лично я бы подосрал лететь на ядрене мине замедленного взрыва. Мы уже пытались, теперь узкоглазеры пыжат что-то, но вероятнее всего их тоже ждет отказ. Фотонные движки имеют только один реальный вариант - солнечный парус. Штука неплоха, и лет через 20 набирает некислую скорость. А еще через 100 выходит за пределы СС и всякое ускорение теряет. Чтоб лететь куда-либо - не айс. В теории возможен движок на аннигиляции, но где и как держать антиматерию, да и как ее вообще получить в таких объемах - вопрос сложный и философский.

-----------------------------

Часть для танкистов кончается здесь.

Короче, остановлюсь на ионных двигателях. Они обладают неплохим удельным импульсом (10-16 км/с) и очень галимой тягой ввиду очень низкого массорасхода. С одной стороны низкий массорасход збс, т.к. можно дольше держать двигло. С другой стороны тяга в 0.08 Н для корабля в пару тонн - не самое быстрое приключение. Так что этот двигатель применим только за пределами орбиты.

Ионных РД существует 2 основных типа: прямоток (штаты) и двигатель на эффекте холла (союз). Проблемы первого - очень высокое энергопотребление, резкое падение эффективности при отклонении размеров от оптимальных и некислые размеры. Проблемы второго - более низкая тяга по сравнению с первым и падение эффективности при отклонении размеров от оптимума (большой движок забацать не выйдет).

Мне после долгой и интересной ночи с консолью когда мозг уже поплыл пришли в голову следующие варианты решения проблем.

Общий - возможно ли использовать для ускорения небольшой циклотрон? Циклотроны, выдающие 100 км/с, имеют не слишком большие размеры, и их вполне можно затолкать как довесок к движку. Проблема, которую вижу - что они работают с импульсами, т.е. движок должен быть импульсным. Хотя вроде в штатах такую шляпу сделали и она дает аж 5 Н (правда в лаборатории).

Для двигателей на эффекте холла - цилиндрический вариант в целом неплохо масштабируется вниз. Вместе с низкой температурой в сопле можно попытаться вырастить движки на кристалле кремния, эта технология развита весьма неплохо. Даст ли какой-нибудь бонус замена одного движка на массив из пары сотен - надо считать.

В общем случае если дойти хотя бы до 10-20 Н тяги - то будет вполне неплохо, т.к. например для корабля массой в 10 тонн (союз) тяга в 20 Н даст ускорение в 3 мм/с2, что означает прирост к скорости 10 м/с в час или 240 м/с в день.

Если кто может сказать в чем косяки моих больных фантазий - буду рад прочесть. Только пожалуйста, без KSP.

★★★★★

У тебя какое то обывательски паническое предубеждение перед ядерными двигателями. Поясню, ядерная бомба имеет специальный механизм имплозии на синхронизированном подрыве химической взрывчатки. Ядерный взрыв реактора и ядерный взрыв двигателя не возможны. Ядерный реактивный двигатель в случае нарушения подачи рабочего тела (оно же охладитель) начнёт просто расплавляться, а радио-активные пары будут улетучиваться в космос. Никакой опасности для экипажа в случае адекватного реагирования просто нет. Надо всего лишь отстрелить вышедший из строя ядерный двигатель и заменить его резервным.

rezedent12 ☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от rezedent12

ок, можешь скинуть пару ссылок или статей на шару почитать?

в целом тема больше про ионные движки, но к ядренофобам я не отношусь, с радостью ознакомлюсь. Кстати, а фона от топлива разве нету? свинцом аппарат обделать не слишком кошерно для веса

upcFrost ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: upcFrost (всего исправлений: 1)

Еще EmDrive. Если конечно докажут его эффективность. Я думаю, что жидкостные ракеты вплотную подобрались к своему пределу еще в 60-ые годы, когда амеры выкатили Saturn-V. Дальше можно только незначительно повышать эффективность и многоразовость.

Кстати, умиляюсь с мамкиных футурологов, которые мечтают полетать на солнечном парусе. Допустим они и разовьют нехилую скорость и долетят до другой системы. А тормозить как?

spoilt ★★★
()
Ответ на: комментарий от spoilt

ну а чего, тормознут либо парусом, либо об звезду носом, либо чьей-то орбитой. Интереснее вопрос как маневрировать.

upcFrost ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: upcFrost (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от upcFrost

ок, можешь скинуть пару ссылок или статей на шару почитать?

Википедию почитай, статью «Ядерная бомба», обрати внимание на имплозивную и пушечные схемы.

Кстати, а фона от топлива разве нету? свинцом аппарат обделать не слишком кошерно для веса

Решается это очень просто, расстоянием. Ничто не мешает разместить двигатель на металлической ферме длинной 100 метров. Так же между двигателем и экипажем будет запас рабочего тела, аммиака или водорода, а они очень хорошо поглощают радиацию. Кроме того между двигателем и экипажем может находиться много другого оборудования и запасов. Так же ничто не мешает поставить «водяную рубашку» между жилым отсеком и двигателем, в качестве неё можно использовать аварийный запас воды.

rezedent12 ☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от spoilt

А тормозить как?

При наличии керамического теплового щита можно затормозить об атмосферу какого нибудь спутника. Главное предварительно запустить туда зонд что бы знать условия заранее.

rezedent12 ☆☆☆
()

Ко мне подошел какой-то парень в форме и сказал, что военные очень довольны, что физики их консультируют, потому что у них множество проблем. Одна из них заключалась в том, что танки слишком быстро расходуют топливо, а потому не могут уйти далеко. Вопрос же ставился следующий: как заправлять танки на ходу. У этого парня была идея: если мы, физики, способны получить энергию из урана, быть может, я могу придумать способ использования диоксида кремния - песка, грязи - в качестве топлива? Если бы это было возможно, то его танк достаточно было бы оборудовать небольшим совком, прикрепленным снизу, чтобы по мере движения он зачерпывал грязь и использовал ее в качестве топлива! Он считал, что это просто великолепная идея, а мне остается лишь разработать детали.

«Ричард Ф.Фейнман. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»

four_str_sam
()
Ответ на: комментарий от four_str_sam

ну с ионными движками благо и идея есть, и реализация. Вопрос скорее в повышении удельного импульса этой реализации (как в целом и для всех остальных вариантов РД)

upcFrost ★★★★★
() автор топика
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.