LINUX.ORG.RU

Boom Supersonic XB-1 показал бесшумный полёт на сверхзвуке

 , ,


0

1

https://3dnews.ru/1118099/prototip-sverhzvukovogo-avialaynera-boom-supersonic-xb1-besshumno-poletal-na-sverhzvuke

10 февраля компания Boom Supersonic провела очередные испытания прототипа сверхзвукового самолёта XB-1. Он трижды преодолел звуковой барьер без привычного всем звукового удара. Это явление обычно наблюдается на скорости 1,1–1,3 Маха и когда-то стало причиной запрета полётов гражданских сверхзвуковых самолётов над территорией США.

Разработчикам XB-1 удалось устранить этот эффект, что открывает перспективы для возрождения гражданских сверхзвуковых перелётов.

«Мы преодолели звуковой барьер не один раз, не два, а целых три раза — и каждый раз без слышимого звукового удара, — сообщил генеральный директор Boom Блейк Шолл (Blake Scholl). — Речь идёт о том, как именно вы управляете самолётом».

Этот момент требует пояснения. Самолёт действительно произвёл акустический удар, но его не было слышно на земле благодаря особым атмосферным условиям. Ещё в 2012 году американские военные во время испытаний F-18 выяснили, что при определённых перепадах температуры и давления в атмосфере формируются восходящие потоки воздуха, создающие барьер отсечки. Этот воздушный слой отражает звук акустического удара вверх, предотвращая его распространение к поверхности земли.

Задача разработчиков XB-1 и будущего пассажирского сверхзвукового лайнера состоит в том, чтобы бортовое оборудование самолёта могло обнаруживать такие явления и разрешать преодоление звукового барьера только на оптимальной высоте. В Boom Supersonic называют этот режим «безударного круиза» (boomless cruise).

Ожидается, что гражданский лайнер Overture (рассчитанный на 64 пассажира) будет использовать boomless cruise при достижении высоты 10 000 м, преодолевая звуковой барьер без слышимого шума на земле.

Перемещено CrX из talks

★☆☆☆

Последнее исправление: grim (всего исправлений: 1)

Tl;Dr

Самолет преодолел звуковой борьер 3 раза без слышимого на земле удара.

В чем сомневались крититики Babyboom ;)

grim ★☆☆☆
() автор топика

И не стыдно перепощивать такую абсолютно безграмотную лажу?

Ты вообще в курсе, что «звуковой удар» происходит вовсе не в момент «преодоления звукового барьера», а является фронтом скачка давления из-за факта движения объекта со скоростью больше скорости звука и присутствует постоянно перемещаясь с объектом, пока, напрмиер, самолёт летит со скоростью больше скорости звука? Амплитуда скачка зависит от того, насколько превышена скорость звука. Звук грохота который можно услышать - это прохождение этого скачка давления мимо наших ушей, а вовсе не «звук от преодоления звукового барьера» который долетел до уха.

Да, и с высоты 10км этот скачок давления практически не заметен и так. Вот если что-то на сверхзвуке низко пролетает, да ещё и прилично быстрее звука - могут и стёкла повылетать. А с 10км - это как очень далёкий гром в самом худшем случае. Тем более на таких скоростях.

Stanson ★★★★★
()

при достижении высоты 10 000 м, преодолевая звуковой барьер без слышимого шума на земле.

Одобряю вышевысказавшегося оратора и добавлю:
«Хитрость в том, что температура и ветер также влияют на скорость звука, поэтому идеальная высота и скорость для сверхзвукового самолета будут зависеть от атмосферных условий, объясняет Бернд Либхардт из Немецкого центра авиации и космонавтики.
«Настоящая задача — получить очень точные прогнозы атмосферных условий по температуре и ветру.» ©

Чтобы долететь чуть быстрее придётся часами или днями сидеть в аэропорту и ждать подходящей погоды с крутым градиентом плотности :)

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от quickquest

короче говоря похоже американцы в своё время не имея сверхзвукового пассажирского самолёта просто запретили конкурентам летать (видимо боясь что потеряют рынок перевозок у себя в стране.. зря кстати боялись, дорого оказалось по итогу).

Теперь какие то другие американцы героически преодолевают это сложнейшее препятствие. понятное дело комиссия одобрит.

Вы наблюдали сеанс свободного рынка длинною три десятка лет слишком, да.

AndreyKl ★★★★★
()
Последнее исправление: AndreyKl (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от AndreyKl

Вы наблюдали сеанс свободного рынка длинною три десятка лет слишком, да.

«Свободного рынка»? ) Одно из самых сочных воспоминаний детства - постоянный рев самолетов в любом большом городе. Не надо было даже жить рядом с аэропортом, не надо было даже жить под линией взлета-посадки - по десять-двадцать раз на дню, а порой и ночью - надсадный гул моторов, и винтовых, и реактивных. Чтобы вы представляли о чем речь - это было раз в пятьдесят погромче нынешних.

А в промежутках - бабахи от военных самолетов, тоже по много раз в день. Причем они уже летели где-то там, в верхних эшелонах, только напрягая зрение можно было различить самолет где-то там, далеко впереди звука. Привыкаешь конечно к чему угодно, но лучше не надо. Так что спасибо несвободному рынку )

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от AndreyKl

понятное дело комиссия одобрит.

Маск не допустит конкурентов своим планам суборбитального полёта на Starship ©.

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от grim

без слышимого звукового удара

без слышимого на земле удара.

ya-betmen ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от quickquest

после избрания Дональда Трампа

в течение нескольких лет

Теперь это возможно

Он в курсе, что через «несколько лет» это самое «теперь» закончится?

buddhist ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от buddhist

Он в курсе, что через «несколько лет» это самое «теперь» закончится?

Для Маска процесс важнее цели, а сегодняшний капитал полезнее «светлого будущего».

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от pekmop1024

Идея-то в чем?

Идея «спионерена» с локализации шума подводных лодок в слое воды с градиентом температуры и плотности: подводный звуковой канал ©.

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от quickquest

придётся часами или днями сидеть в аэропорту и ждать подходящей погоды

«Лучше день потерять, потом за пять минут долететь» ©

Нет, ну будут летать на дозвуке, иногда/местами переходя на сверхзвук. «Время прибытия - 15.00 или как пойдет».

thesis ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от thesis

Нет, ну будут летать на дозвуке, иногда/местами переходя на сверхзвук.

У до- и сверх- звуковых самолётов существенно разная аэродинамика, которая отражается на стоимости сожжённого керосина, это невыгодно.

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от quickquest

У до- и сверх- звуковых самолётов существенно разная аэродинамика, которая отражается на стоимости сожжённого керосина, это невыгодно.

Пассажиры голосуют и скидываются во время полета («Э, в салоне! Кто еще не передал за переход на сверхзвук?»)

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от thesis

пусть со своим керосином приходят. насколько керосину принес - настолько и долетел.

принес мало - дверь вон она, никто просто так возить не будет.

alysnix ★★★
()
Ответ на: комментарий от quickquest

Насколько я понял, на борту самолета есть приборы, позволяющие найти высоту на которой можно преодолеть звуковаой баръер с уменшенным ударом.

Дальнейшее путешествие со сверхзвуковой скоростью будет происходить тише, благодаря форме крыла и полете в зоне из которй звук хуже проникает вниз, к поверхности земли.

Т.е. ждать не придется.

grim ★☆☆☆
() автор топика
Последнее исправление: grim (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от grim

позволяющие найти высоту на которой можно преодолеть звуковаой баръер с уменшенным ударом.

Да жёваный же крот. Нет вообще никакого «удара» при преодолении звукового барьера. Этот «удар» есть всегда, постоянно, пока самолёт летит на сверхзвуке. Он следует за самолётом в виде конуса скачка давления непрерывно. когда он проходит мимо твоих ушей ты слышишь бубух. И все, кто будут на пути самолёта будут его слышать. Конус этот с расстоянием размывается и слабеет. Величина скачка давления зависит от скорости. Если самолёт будет лететь со скоростью 1.001М, например, то бубух этот ты не услышишь даже если самолёт на расстоянии 500 метров пролетит, звук двигателей будет намного громче.

От того, что самолёт преодолеет звуковой барьер в каком-то месте с особыми погодными условиями и отражающим слоем который не позволяет скачку достигать земли в этом сесте, скачок давления никуда не денется, и как только самолёт пролетит эту область, на земле все по ходу движения самолёта снова будут слышать характерный бубух.

Stanson ★★★★★
()
Последнее исправление: Stanson (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от vaddd

Что ж это за «любой большой город был»? :)

Или это такие же «воспоминания детства» как у Сергея Брина который в детстве ссался в песочницу когда машины КГБ и МВД заезжали во двор и он точно помнит как все люди прятались и дрожали?

Stanson ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от grim

Насколько я понял, на борту самолета есть приборы, позволяющие найти высоту на которой можно преодолеть звуковаой баръер с уменшенным ударом.

От военным бы этот прибор установить, а то как тренировки, так кровать под тобой шатается.

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Stanson

на земле все по ходу движения самолёта снова будут слышать характерный бубух.

Как утвердают авторы, характерный бубух отсутствовал в трех тестах когда самолет преодолевал звуковой баръер и летел со скоростью выше скорости звука.

grim ★☆☆☆
() автор топика
Последнее исправление: grim (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от quickquest

Настоящая задача — получить очень точные прогнозы атмосферных условий по температуре и ветру

Наши рубашки непромокаемые - если их не мочить.

bdrbt
()
Ответ на: комментарий от Stanson

Что ж это за «любой большой город был»? :)

Да почти любой областной центр - я и жил в нескольких. В совке активных аэропортов было раз в сто больше чем сейчас, рейсов - тоже. Сейчас вам наверное тяжело представить рейс типа Одесса-Саратов-Кустанай-Новосибирск или Минск-Харьков-РнД. Какой-нибудь Ан-10 пилил с несколькими посадками по диковинному для нынешней жизни маршруту, но все места обычно были заполнены. Внутри любой области люди решали - ехать на автобусе или лететь на самолете. Потому что помимо незамысловатого бетонного аэропорта в ОЦ было как минимумум три-четыре грунтовых в райцентрах. Народ грузился в Ан-2 и через сорок минут выгружался в сотне километров - чисто поле, рядом пасутся коровы, одноэтажная халупа на пару помещений - здание аэропорта, в паре сотен метров уже начинается или райцентр иои курорт. И стоил такой полет копейки.

И вот это все тарахтело и гудело над любым советским городом населением больше 200-300 тысяч. Причем во многих городах аэропорты были очень близко к окраине, к жилмассивам, тем людям вообще было сложно.

Или это такие же «воспоминания детства» как у Сергея Брина который в детстве ссался в песочницу когда машины КГБ и МВД заезжали во двор и он точно помнит как все люди прятались и дрожали?

Видите - вы этого не знали, а в ваши представления это не укладывается. Да и разве я преподношу это как ужасы? Человек легко привыкает к подобным вещам - посели вас в тихий провинциальный дом в 50 метрах от жд - через пару недель вы даже ночью просыпаться не будете.

PS. Поскольку я знаю, что на ЛОРе никто ничего не читает - вот вам в качестве иллюстрации сайт со старыми расписаниями самолетов:

https://aviaposter.ru/raspisaniya/

Открываем аэропорт какого-нибудь Иваново и удивляемся рейсам типа Ленинград-Иваново-Саранск-Саратов. Или рейсу Белгород-Курск. Или Вологда-Ленинград-Рига. Или Псков-Архангельск.

Или тому, что в глухой Молдавии было восемнадцать(18!) активных аэропортов?

Или тому, что через Куйбышев проходили одновременно рейсы Волгоград-Куйбышев-Пермь, Волгоград-Куйбышев-Киров, Волгоград-Куйбышев-Ижевск, Волгоград-Куйбышев-Котлас, Волгоград-Куйбышев-Казань, Волгоград-Куйбышев-Свердловск.

Впечатляет?

vaddd ★☆
()
Последнее исправление: vaddd (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Stanson

Так ты этого слона не продашь. Тихналогии же, понимать надо. А ты не понимаешь.

aiqu6Ait ★★★★
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Я вообще-то в детстве в Архангельск на вертолёте вместо автобуса летал, причём без всяких там ссаных досмотров и прочей капиатлистической порнографии как сейчас. Билеты в кассе купили, сели в стоящий рядом вертолёт, полетели, так что не надо распинаться на предмет авиасообщения в СССР, я на нём в детстве облетался.

И вояки на сверххвуке тоже летали, этот двойной бубух очень хорошо знаком. Да, когда прям низко над городом изредка пролетали - стёкла бывало дребезжали. А обычно - ничем не отличается от грозы где-то далеко.

И космодром ещё этот.

Так вот, никакого шума особого не было от авиации ни в крупных, ни в мелких городах. По крайней мере такого, о котором бы вообще стоило думать и что-то на его предмет предпринимать.

И напомни, вот эти, которые типа шумом от сверхзвука озабочены были - они грозы тоже запретили, да?

Вся эта порнография с шумом началась когда после равала СССР очень захотели русских со швабодного рыночка прогнать. А то всякие сверхнадёжные ИЛ-86 и дешёвые тушки им вот вообще не нужны были на их швабодном рыночке. И лимит ИКАО сделало аккурат такой, что Боинги с Аирбасами проходили, а наши самолёты - нет. Причём там буквально о единицах дБ речь - чуть ниже и Боинг всё. Чуть выше - ИЛ-86 вписывается.

Stanson ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Stanson

Так вот, никакого шума особого не было от авиации ни в крупных, ни в мелких городах. По крайней мере такого, о котором бы вообще стоило думать и что-то на его предмет предпринимать.

Да. Когда вам годика четыре и над вами слышен шум самолета - вы вместе с другими детишками бросаете игрушки и радостно прыгая хором кричите «Самолет, самолет, увези меня в полет» ) Ничего предпринимать не надо, это даже весело.

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от grim

И почему мы должны верить этим авторам, а не законам физики?

Если бубух никто не слышал когда самолёт вылетел из пределов этой локальной погодной аномалии отражающей или поглощающей скачок давления - то и сверхзвука никакого не было. Это свойство среды, а не движущегося объекта.

Stanson ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Stanson

Вы ведь можете легко проверить мои рассказы - было бы желание )

В инете можете найти и воспоминания людей, заставших то время, и посмотреть количество рейсов и аэропортов, и ознакомиться с тем, какие самолеты тогда летали, и с тем, как жители требовали (когда стало можно требовать) либо перенести аэропорт, либо изменить трассы взлетов-посадок

Но ведь вы читать не привыкли, а сохранить свои убеждения нетронутыми - это так важно )

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Открываем аэропорт какого-нибудь Иваново

За что Вы так наш городок? :) П.С. в детстве с родителями летал из Иванова в Ростов-на-Дону на Ан-24

Jurik_Phys ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Jurik_Phys

Я Иваново вполне уважаю, я в нем даже был два раза ) Правда каких-то особых причин для названия «город невест» так и не заметил )

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от vaddd

В инете можете найти и воспоминания людей, заставших то время

Я сам в то время жил и склероза у меня нет. И полетать довелось почти на всём что производила наша промышленность в то время. Даже на всяких грузовых Ан-12 и военке. Даже МИГ-21 довелось запускать самолично (кафедра военная была по авиации). Никакого особого дискомфорта от шума не было ни у меня, ни у окружающих.

А вот последствия ширяния барановирусным шмурдяком у кого-то похоже в наличии. И бумажки бюрократические у кого-то - локомотив промышленности, и самолёты кому-то в СССР ужасно мешали шумом и вообще… Хорошо хоть шмурдяк не такой ядрёный как на Западе был. После западного вон, вообще «звук преодолдения звукового барьера» кто-то слышать начинает.

Stanson ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Правда каких-то особых причин для названия «город невест» так и не заметил

Всё верно, демография давно выровнялась. «Город невест» был во времена открытия новых текстильных производств с работницами со всех концов страны.

По теме самолётов. Живу недалеко от аэропорта, рейсов мало, рейсы не слышно, но когда прилетал президентский Ту-214 я очень удивился, ибо, даже за закрытыми окнами в квартире всё гудело и дрожало

Jurik_Phys ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Stanson

Я сам в то время жил и склероза у меня нет

Неа, не жили.

Даже МИГ-21 довелось запускать самолично (кафедра военная была по авиации). Никакого особого дискомфорта от шума не было ни у меня, ни у окружающих.

Сказочник ) Даже когда в километре ВПП военного аэродрома - там жить гражданским почти невозможно ) Служивые привыкали только через физический труд и службу )

кому-то в СССР

Само собой, это все происки бюрократов и буржуинов. Не могли же в самом деле наши люди быть недовольны, что у них по десять раз на дню дребезжат стекла и шкафы.

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от vaddd

Да-да, в кабине МИГ-21 прям офигенная шумоизоляция, ага.

Блин, ведь были люди как люди, а после клоуновируса и его шмурдяка как прорвало. Да даже на ЛОРе количество тупняка выросло в разы после 2020.

Stanson ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Jurik_Phys

Всё верно, демография давно выровнялась.

Да я про поездки почти 40-летней лавности, тогда еще вряд ли выровнялась )

По теме самолётов. Живу недалеко от аэропорта, рейсов мало, рейсы не слышно, но когда прилетал президентский Ту-214 я очень удивился, ибо, даже за закрытыми окнами в квартире всё гудело и дрожало

Видать нормативы только к регулярным рейсам относятся. Сейчас конечно небо и земля по уровням громкости. Если самолет летит даже прямо над домом метров в 500 - он по уровню не сильно громче HDD. В здании аэропорта вообще не слышно ни взлетов ни посадок, только по объявлениям узнаешь. Хотя в тех же зданиях, на тех же ВПП в 80-х любой взлет-посадка заглушал объявления по громкой связи.

То есть разница в громкости каких-нибудь Ан-10 и а-320 - децибел 40 минимум.

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от Stanson

Да-да, в кабине МИГ-21 прям офигенная шумоизоляция, ага. Блин, ведь были люди как люди, а после клоуновируса и его шмурдяка как прорвало. Да даже на ЛОРе количество тупняка выросло в разы после 2020.

И не говорите - это точно происки бюрократов. Без них даже в кабине миг-21 тихо было.

vaddd ★☆
()
Ответ на: комментарий от grim

Как утвердают авторы, характерный бубух отсутствовал в трех тестах когда самолет преодолевал звуковой баръер и летел со скоростью выше скорости звука.

Авторы находились в зоне молчания (рис. 3, 4) ©.

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от quickquest

Причем эти погодные условия должны быть вдоль всего маршрута следования.

AntonI ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от quickquest

ТС весьма специфический человек - ему ничего доказать и объяснить невозможно в принципе. Он обожает постить какой нить лютый тупняк а потом стоять и обтекать как дэАртаньян в белом пальте с обиженным выражением лица.

В прошлый раз был коммерческий термояд, теперь вот аэроакустика пострадала…

AntonI ★★★★★
()

Фокусники запустили очень дорогой самолётик, который преодолевая звуковой барьёр всё же шумит, но из-за «облаков» его не слышно. Хм. А конкорды и туполевы не знали... Офигеть... Ведь когда конкорды запрещали, они пытались прикрываться погодными условиями, но это не стало поводом для разрешения продолжения полётом. А теперь можно? В месте установленного прибора не хлопнуло, так и нигде не хлопнет?

А нос им тоже придётся масштабировать под серьёзные самолёты и, как я читал, будет он длинной метров пятнадцать, чтоли. Очень интересно :)

В целом - решили летать на ещё большей высоте, немного поработали с аэродинамикой и усовершенствовали приборы обнаружения. Ну и ладно. Я был готов терпеть хлопки, если дадут полетать на сверхзвуковом самолёте :)

R_He_Po6oT ★★★★★
()

Он трижды преодолел звуковой барьер без привычного всем звукового удара. Это явление обычно наблюдается на скорости 1,1–1,3 Маха

Я правильно понял, что если разогнаться до 1.05 маха, то бабаха не будет, но звуковой барьер будет превышен? Может, они так и сделали?

Beewek ★★★
()
Ответ на: комментарий от Beewek

легкие бабахи начинаются уже от 0.8 маха где-то(зависит от формы). потому что там локально скорость обтекания самолета воздухом будет превышать скорость звука.

alysnix ★★★
()
Ответ на: комментарий от alysnix

Да, это понятно. Но тут изобретателям надо войти в некоторые рамки по громкости, но при этом превысить скорость звука. Вот я и подумал, что они вполне могли превысить чуть-чуть, чисто формально.

Beewek ★★★
()
Последнее исправление: Beewek (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от vaddd

Привыкаешь конечно к чему угодно, но лучше не надо. Так что спасибо несвободному рынку

Топливо подорожало,летать стали меньше. Бабах от военного самолёта теперь вообще редко тут у меня услышать можно.

А с пассажирским сверхзуком главный вопрос - где они найдут достаточное количество пассажиров,готовых переплачивать за вобщем-то небольшую экономию времени? Чтобы она стала заметна - надо летать не меньше чем через Атлантику. И то - Конкорды летали но прибыли приносили меньше чем обычные самолёты на тех же маршрутах.

watchcat382
()
Ответ на: комментарий от watchcat382

Это все для богатых буратин. Но для них же КМК обычный широкофюзеляжник с выделенной каютой и кроватью будет стоить примерно тех же денег, и такое в азии уже сплошь и рядом летает.

В целом для ускорения перелетов надо набирать высоту. Технически все это возможно, но экономически нецелесообразно.

AntonI ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от R_He_Po6oT

А конкорды и туполевы не знали…

Именно так.

Но еще и форма крыла играет роль, направляя значительную часть шума вверх.

grim ★☆☆☆
() автор топика
Последнее исправление: grim (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от grim

Но еще и форма крыла играет роль, направляя значительную часть шума вверх.

Вы бредите. Лучше не пишите ничего про физику, каждый раз это просто какой то позор…

AntonI ★★★★★
()
Последнее исправление: AntonI (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от AntonI

Вы бы хоть почитали что-то прежде чем выставлять себя оздобленным плевуном, который как обычно пишет глупости о том, чего не понимает.

Могу поискать ссылки для вас, если хотите.

grim ★☆☆☆
() автор топика
Последнее исправление: grim (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от AntonI

Вы бредите.

Если и бредит то не наш коллега,а те кто писали пресс-релизы на тему пассажирского сверхзвука. Я тоже видел там упоминание про какую-то особую форму крыла.

watchcat382
()
Закрыто добавление комментариев для недавно зарегистрированных пользователей (со score < 50)