Это копия вот этого комментария. Для тех кто не осилил прочитать 14 (so far) страниц.
Короче, сто лет назад Стив Кови в книге «7 навыков» сформулировал (на основе работы психолога/философа Виктора Франкла) деление людей на «реактивных» и «проактивных».
Проактивность, если вкратце, это понимание своих ценностей, и действие исходя из них. Реактивность - это действия исходя из реакции на внешнюю среду.
Животные реагируют на Стимул - Реакцией (см. работы Павлова). Франкл писал, что основная свобода человека состоит в том, что между Стимулом и Реакцией у человека еще имеется его личность - его огромное воображение, его ценности, идеи.
Проактивность есть максимизация «основной свободы человека», а реактивность - минимизация.
Основная часть нашего (российского) общества - это глубоко реактивные создания. Возможно, отношение к «ватникам» как раз от того и пошло. Проактивных людей мало. Всегда «проще» сидеть и ждать у моря погоды. Неэффективно, но проще.
Так вот, .NET - это пример сообщества совершенно реактивных тюфяков. Они вечно ждут, когда на голову упадет мана небесная, и в их язычок наконец добавят $ФИЧАNAME. Видимый джавистам эффект от этого - они как жвачные животные толпами слоняются по бесплатным конференциям и жрут хавку. «Не на убой ли вас откармливают?» На конферециях они реактивно слушают, что Microsoft для них приготовил. Девелоперы .NETа никогда не вмешиваются в работу Microsoft - сама площадка так устроена, что это очень сложно.
Дотнетчики очень любимы проходным бизнесом, т.к. это реактивного склада девелоперы. Дотнетчики очень послушные и делают то, что сказало начальство. Дотнетчики очень предсказуемы. Для дотнетчиков престижно получить пачку сертификаций от Microsoft, доказывающих что они могут выполнять стандартные действия.
Дотнетчики есть дешевая рабочая сила.
Теперь про «борщ». Большинство людей, занимающихся «борщом» - проактивны. Иногда даже весьма агрессивно проактивны. Основной вопрос тут становится «что я хочу делать?», «что я буду делать?», «я хочу это сделать таким образом, какие средства нужны?» итп.
Если проактивному человеку попадает в руки язык, то возникает вопрос: «я хочу иметь в нем такие фичи. Как мне это сделать?». Когда этого сделать нельзя по объективным причинам, это вызывает НЕНАВИСТЬ.
Нужно иметь языки, которые ты сам можешь под себя адаптировать. Например, удобно изменять синтаксис или «синтаксис», удобным тебе способом выражать мысли, итп. «Например» - потому что это центральная идея, управляющая вообще всем. Например, в CLOS можно взять и навелосипедить своё прототипное ООП, если это зачем-то нужно (соответствующая статья лавсанчика).
А шарпы - это классическое жри что дают.
On a side note, в отличие от Microsoft, инфраструктура Java позволяет вмешиваться в нее, и делать как тебе удобней. Ты можешь хоть сейчас подписать Oracle Contributor Agreement и начать отсылать патчи. А через год отсылания патчей тебя сделают полноправным коммитером. Это всё хорошо описано. Если тебя не устраивает поддержка в IntelliJ IDEA или в Eclipse, ты подписываешь агрименты и шлешь патчи туда. Это тебе не анально-оккупированная Visual Studio.
Проактивных борщевиков мало. Чисто психологически. Вряд ли можно встретить конференцию из жвачно бродящих эрлангистов или хайлоад-хаскелистов, им это не нужно.
Именно поэтому продакшен на Erlang есть, но ты о нем не знаешь, потому что его МАЛО.
С другой стороны, проактивный борщевик всегда найдет себе работу. Потому что это суть данного психотипа. Просто потому что их количество всегда меньше чем точка насыщенности рынка.
Именно поэтому продакшен на Erlang ЕСТЬ, даже если ты о нём не знаешь.
Забавный факт. Регулярно проводятся интересные и полезные видеоконференции по Эрлангу. Единственное место, где о них есть оповещения - это Google Plus. Ну вы знаете, такая социальная сеть, которую никто не читает. На предложение разрекламировать ее в других соцсетаях, ведущий сказал, что это ненужно. Уже собралась тусовка из 20 человек в теме, и это ОК. Люди которые специально нашли это место, специально записались, специально приходят, которым хватает желания даже на борьбу с отвратительным механизмом конференций на Google Plus и Youtube.
Когда у борщевика нет работы, он сам ее себе находит. Например, пилит стартап. И преуспевает в нём. Или приходит к руководству и говорит «вот я запилил проект, давайте теперь наша компания будет его продавать»? Этот тот склад характера, который очень пропагандировался в Apple во времена Джобса. Как говорил какой-то из эвангелистов Apple, кажется, Гай Кавасаки, «все конкуренты Apple уже работают в Apple, или скоро будут».
И финальный вопрос который тут возникает, кем ты хочешь быть? Человеком, за 20 тысяч рублей в месяц жвачно ждущим очередной синтаксический сахарок, или одним из немногих крутых высокооплачиваемых специалистов, занимающихся интересными вещами?