Недавно понял, что не могу к ночи оставаться один дома - когда поднимаюсь по лестнице, страшит чувство, что на следующей площадке подъезда будет стоять девочка из «Звонка» или ещё какая жуитень, то же самое, например, в отношении тёмной комнаты в квартире, пару раз случалось, что в ванной я не мог заставить себя выпрямиться и посмотреть в зеркало - мне казалось, что отражение просто поведёт себя немного не так, как я. Очень трудно, знаете ли, заставить себя что-то сделать, когда отчётливо видишь картинку будущих секунд, полную леденящих ужасов.
По сути моё воображение немного выходит из-под моего контроля, и по сути, это один из первых приветов от потенциальной шизофрении. И в меня сейчас стали закрадываться нехорошие подозрения: что, если фантазия давно уже спуталась с реальностью в моей голове?
Последние месяцы (чуть меньше года, на самом деле) у меня всё отлично. Настолько отлично, что некоторый момент я бы назвал фазовым переходом моей жизни. А чем характерна реальная жизнь без искусственных прикрас? Наверное, своей безжалостной, неумолимой хаотичностью, способностью одним небрежным мановением случая разломать и опрокинуть всё, что человек тщательно выстраивал вокруг себя годами. Мы вброшены в чуждую нам, живущую по своим далеко не человеческим законам стихию, и изо всех сил стараемся барахтаться в ней так, чтобы стихия эта была похожа на что-то логичное и справедливое. Но она на самом деле не такая. Люди по-разному справляются с осознанием беспорядочности жизни. Особо буйные фантазёры с раздутым эгоцентризмом не могут смириться с тем, что, образно говоря, человек внезапно смертен, и сворачиваются в свой воображаемый мир, надёжно защищённый от ударов судьбы. Крайнее проявление такой самозащиты можно видеть в домах скорби - люди закрываются в своей голове, вперив пустой взгляд в давно некрашеную стену.
И если в жизни твоей всё прекрасно, всё идет по плану - как тут не начнёшь задумываться о реальности происходящего?
Собственно, особых проблем в установлении объективности каких-либо явлений действительности нет. Объективное потому и зовётся объективным, что оно справедливо для всех (или это объективное - всего лишь пересечение мироощущений большинства, не суть), поэтому достаточно взять нескольких людей среди знакомых и незнакомых, и спросить у них, видят ли они ту же самую юную особу (назовём её А.), что и я. Но возникает несколько охлаждающих пыл соображений.
1) Невозможность провести эксперимент без определённой самодискредитации.
2) Опыт Джона Нэша и тысяч других поехавших вынуждает допускать сомнение в действительности самих детекторов объективности. В доску изученный Серёга может оказаться такой же химерой, как и некто А. Не хотелось бы докатываться до солипсизма, но что поделать?
3) Неоднозначность интерпретаций поведения «контрольных» людей. Даже если реальный Серёга обратит внимание на появившуюся рядом А., где гарантии, что через пять минут мне не будет казаться, что Серёгина реакция была не совсем однозначной? Ну, посмотрел он на неё, сказал ей что-то, но, может, смотрел он просто на ковыляющего по песочку голубя, и вовсе ничего не говорил - мне просто послышалось?
4) Банально не хочу пугать А. своими загонами. Вдруг ещё сбежит из моей головы. Интересно, если А. действительно моя галлюцинация, то как галлюцинация будет реагировать на сомнения хозяина в её реальности? Бурное отрицание («Что за бред, ты в своём уме?!!») или удивительная готовность пойти на любые дурацкие опыты ради убеждения хозяина в своей реальности? Или в силу того, что галлюцинация знает своего хозяина, она выберет нечто среднее и не вызывающее подозрений: хорошо разыгранное удивление, переходящее в сопереживание и подыгрывание?
Казалось бы - ну счастлив ты, ну какого тебе ещё надо? Даже если это не реально - мало ли воздушых замков в жизни любого человека? В конце концов, мир дан нам в одних лишь ощущениях, и нервные импульсы, порождаемые призраками, наверное, ничем не отличаются от сигналов, вызываемых реальными объектами. А если так, то чем жизнь бредящего в мягкой комнате императора Марса отличается от жизни Путина или Обамы? Но мне всё-таки кажется, что в уходе в фэнтезийный мир есть что-то малодушное, это как будто лайт-версия самоубийства. В конце концов, человек отличается от остальных животных своей способностью влиять на окружающий мир и изменять его в той или иной мере, и прожить свою жизнь в пустом цикле мысленного самоудовлетворения - невыносимо мерзко.
Вопрос «А»: что вы предпочли бы - красивую, счастливую иллюзию или неприглядную реальность, в которой от тебя мало что зависит?
Вопрос «В»: как бы мне тонко даже не удостовериться на 100%, а хотя бы повысить вероятность объективного существования моей А.?