Для Ъ: жрите телевизор, никаких вам сериальчиков с нетфликса и ютуба.
Комитет Государственной Думы Российской Федерации одобрил законопроект о регулировании аудиовизуальных сервисов и рекомендовал его принятие в первом чтении, сообщает РБК. Документ был разработан Медиа-коммуникационным союзом (МКС) и направлен на регулирование аудиовизуальных сервисов, в первую очередь онлайн-кинотеатров.
Закон подразумевает снижение доли иностранного капитала в сервисе, предоставляющего аудиовизуальные услуги, до 20%. Если на момент принятия закона какой-либо сервис, действующий на территории РФ, будет иметь большую долю иностранного капитала, владельцы будут обязаны продать «лишнюю» часть своего российского бизнеса местным компаниям.
В МКС входят крупнейшие российские операторы связи и игроки медиа-рынка. Членами организации числятся «СТС Медиа», «Газпром Медиа», операторы «МТС», «Мегафон», «Вымпелком» и так далее.
Представители организации говорят о защите отечественного производителя и российского медиа-рынка, но требование документа по снижению доли иностранного капитала в аудиовизуальных сервисах до отметки 20% вызвало вопросы не только у рядовых пользователей и экспертов, но и в правовом управлении Госдумы. Там, по информации «Коммерсанта», подобное требование назвали «спорным», а со стороны правительства последовало требование объяснить эту цифру.
Все это, однако, не помешало комитету Госдумы одобрить закон к рассмотрению законотворцами. Если драконовский документ все же будет принят вопреки расхожим мнениям в самом правительстве относительно его эффективности и обоснованности, то под его действие попадут все аудиовизуальные сервисы с посещаемостью от 100 тыс. пользователей, либо 20 тыс. пользователей из одного субъекта РФ.
Всю инициативу МКС можно разложить на две очевидные составляющие: выдавливание более успешных иностранных игроков и рейдерский захват 80% бизнеса тех, кто решит остаться на рынке РФ.
Фактически, закон, который проталкивают операторы связи и медиа-компании, приведет к монополизации рынка со стороны последних и созданию законодательного рычага давления на неугодные иностранные сервисы из числа оставшихся на рынке.
Стоит отметить, что хоть и закон о регулировании аудиовизуальных сервисов направлен, в первую очередь, на ресурсы распространяющие коммерческий контент, под его действие теоретически можно подвести Youtube. Очевидно, что Google не станет вычленять долю своего российского сегмента видеохостинга для последующей перепродажи местным компаниям, а просто уйдет из России. В этой ситуации необходимо понимать, что Youtube в одиночку генерирует 30% потребляемого в стране интернет-трафика, нагрузка по оплате которого ложится и на операторов связи, которые также входят в состав МКС.
Пока представители МКС и прочих заинтересованных ведомств публично заверяют, что Youtube не подпадает под рассматриваемый закон. Но формулировки документа и ширина трактовок определения «аудиовизуальный сервис» позволит в будущем поставить его в один ряд с онлайн-кинотеатрами, например, ivi.ru и Megogo, на которые придется первый удар: оба ресурса зарегистрированы на Кипре.
Сейчас на членов МКС приходится всего 17% рынка аудиовизуальных сервисов (онлайн-кинотеатров). По оценкам РБК этот рынок сейчас является быстрорастущим и сулит немалые прибыли, так как культура покупки контента онлайн и оформления подписок на платные аудиовизуальные сервисы в РФ все еще находится в стадии формирования и осознания населением.