LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Тоже мне свобода. О цензуре на Западе.

 , , ,


5

3

Subj

Из недавнего репортажа «France 24» нам стало известно, что в США некоторые издательства нанимают так называемых «sensitivity readers», то есть сотрудников, которым поручено очистить книги от всего, что могло бы задеть чувства некоторых читателей или общественных групп. Еще один пример растущего общественного влияния нового нравственного порядка.

В первую очередь, речь идет о логичной мере предосторожности со стороны издателей в американском обществе, где сейчас бросаются обвинениями по любому поводу. Произошедшее с несчастной Джоан Роулинг, автором успешных книг о Гарри Поттере, стало настоящей травмой для литературной среды: в 2016 году она воспользовалась индейской легендой, после чего ее обвинили в «культурной экспроприации» и «маргинализации» коренных американцев. Издательства приходят в ужас при мысли о том, что тоже могут стать жертвами подобных нападок и попасть под суд. Поэтому теперь тексты книг предварительно просматриваются их адвокатами. Быть может, в будущем появятся новые издания старых книг, из которых вычеркнут способные шокировать современного читателя стереотипы? «В поисках утраченного времени» не останется Шарлю, госпожи Вердюрен, Франсуазы, Блока и многих других персонажей?

Книги, фильмы и искусство в целом не вызывали бы такого отношения к себе, если бы не стали формами развлечения, то есть коммерческими продуктами. Раз книга считается продуктом, ее главная цель — разойтись как можно большим тиражом. И она должна соответствовать наименьшему общему знаменателю чувств. Лишившись терпкости и шероховатостей, она становится гладким леденцом, который мы проглатываем не без удовольствия.

Распространение подобной практики создает точно такую же угрозу, с которой столкнулись социальные сети, где цензура играет первоочередную роль в стремлении избежать возможных санкций: выражение мнения становится стерильным и сводится лишь к бесконечному пережевыванию общепринятой риторики. Сказанное оценивается не с точки зрения истины, а с точки зрения его соответствия нужным, то есть допустимым взглядам. Слова рассматриваются не сами по себе, а в увязке с тем, кто их произнес: их превозносят или дискредитируют в зависимости от того, к какой категории относится говорящий, к жертвам или предполагаемым мучителям.

Отметим, что одним из последствий этого может стать появление черного рынка литературы, которая будет считаться подрывной, но может стать единственной по-настоящему ценной. Все формы официального и продиктованного властями искусства всегда уступали работам свободных творцов.

Еще Ницше писал о такой предположительно высокой, но на самом деле нигилистской нравственности, о ее деградировавшей форме, которая скрывает собственные противоречия и слабость за маской непреклонности. Приняв форму такой повышенной чувствительности к потенциальному оскорблению чьих-то чувств, она делает невозможным противостояние идей и обрекает демократическую систему на вырождение. Современный гражданин стал маленьким и хилым созданием, которого может травмировать даже простое упоминание выбивающейся из конформизма идеи. В эфире «France culture» Брис Куртье сказал следующее об американских студентах: «Они больше не могут отличить утверждение от демонстрации, мнение от факта. Они говорят «как X или Y», но раз их восприятие X или Y не может быть понято теми, кто не разделяют их идентичность, диалог становится невозможным». Университет должен быть местом, где бросают вызов неизвестности, но в США он превратился в пространство одержимого насаждений прогрессистских догм. Демократия превращается в потасовки групп, которым больше нечего сказать друг другу, и которые больше не могут говорить друг с другом. В книге «Белый» Брет Истон Эллис описывает свою растерянность при виде современного мира, в котором жертвенническая идеология симметрично производит уверенных в своих грехах белых: «Эта повальная эпидемия жертвенничества заставляет людей думать, что жизнь должна быть прекрасной утопией, которая создана в угоду их хрупким и требовательным чувствам, подталкивает их к тому, чтобы навсегда остаться детьми в благонамеренных сказках».

В 1827 году Шатобриан произнес такие слова в обращении к депутатам с критикой нового закона о цензуре: «Господа, вы не целители уязвленного самолюбия и пострадавшей гордости (…), а законодатели». Так, не будем возвращаться во времена библиотек, в которых прятали «непристойные» книги, и пусть литература для ранимых душ останется уделом детской библиотеки.

★★★★★

Последнее исправление: tiinn (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от ptarh

Были в свое время забастовки по поводу Studiengebühren где просто блокировали здания.

Можно подробнее? Я как-то упустил эту тему.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Это там был срач годах в 2004? (Давно уже было.) Когда хотели ввести плату за обучения и поднялась буча с блокадами и демонстрациями. Там были и срывы лекций (на информатике, ага - казалось бы, при чем тут этот вопрос) и блокады зданий зелотами.

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ptarh

Когда хотели ввести плату за обучения и поднялась буча с блокадами и демонстрациями.

Заметь, никакой идеологии и политики в этом нет.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Можно подробнее? Я как-то упустил эту тему.

Это в разных землях и разных университетах происходит время от времени.

Я была в Йенском, например, в Тюрингии, в 2010-11, там хотели плату за обучение вести. Студенты шумели и бастовали, город и универ обсуждали. В итоге решили не вводить, потому что городу нужно больше студентов, чтобы не потерять статус города, который приносит в бюджет больше чем возможная прибыль от платного обучения в университете.

alpha ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Ну срывы учебного процесса то организовывались вполне себе идеологизированными кругами. Это впрочем возможно сложно донести до людей не варившихся в немецких универах.

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ptarh

Это впрочем возможно сложно донести до людей не варившихся в немецких универах.

А ты попробуй. Я же не идиот! (C)

Deleted
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Для этого пришлось бы начать с 68, и моей alma mater с Руди Дучке. Но ты и сам можешь в википедии почитать.

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ptarh

Для этого пришлось бы начать с 68, и моей alma mater с Руди Дучке. Но ты и сам можешь в википедии почитать.

То есть собственного понимания вопроса и уверенности в своей правоте у тебя нет?

Deleted
()
Ответ на: комментарий от ptarh

Ну срывы учебного процесса то организовывались вполне себе идеологизированными кругами.

Было бы странно если бы политические сообщества игнорировали какие-то острые социальные вопросы.

Вообще вот это «лишь бы было тихо и мне не мешало» в Германии не приветствуется. И это хорошо что студенты не сидят по уши в своем матане. И, например, забастовки люфтганзы или железной дороге - это хорошо. Это значит что людям не всё равно, и что люди верят что их могут услышать, и как ни странно их в итоге слышат.

Разительное отличие с российским отношением к этим вещам.

Но это вообще ни разу не о правых и левых, это об общей гражданской отвественности. И у нас на уроках обществознания в школе тоже предполагалось этому учить. Как часть общего образования, на уровне базовой грамотности, обязанности и возможности гражданина государства участвовать в политике государства.

alpha ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Нет, просто я не собираюсь тратить на это время. Тебе дали удочку и направление к морю. Усваивать знания самостоятельно в твоем универе же тоже учили?

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ptarh

Тебе дали удочку и направление к морю.

Хорошо, спрошу иначе: какая связь между событиями 1968 года и нынешним положением вещей?

Deleted
()
Ответ на: комментарий от alpha

Когда нет разницы между выразить свое мнение демонстрацией и сорвать учебный процесс для всех (в том числе и тех, кто с твоим мнением не согласен), тогда не следует удивляться тому, что тебя записывают в экстремисты.

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Определенного политического направления круги, которые засели в университетах. Преимущественно на гуманитарных кафедрах, конечно, но отголоски время от времени касаются и остальных.

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ptarh

Определенного политического направления круги, которые засели в университетах. Преимущественно на гуманитарных кафедрах

А как так получилось?

Deleted
()
Ответ на: комментарий от ptarh

Из-за победы 68х над их оппонентами в свое время.

Ветер дует, потому что деревья качаются.

Прошло 50 лет же.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от ptarh

Когда нет разницы между выразить свое мнение демонстрацией и сорвать учебный процесс для всех

Разница разумеется есть. Поэтому демонстрации и пикеты происходят чуть не каждый день, а срыв лекций - по более животрепещущим всеобщим вопросам. И спорить о том что общее повышение платы за обучение - вопрос касающийся всех и каждого студента как-то странно.

в том числе и тех, кто с твоим мнением не согласен

Если ты не потрудился сделать так чтобы твое мнение услышали, поддержать другую партию например, придти на дебаты, то да, ты будешь плестись в хвосте пока решают без тебя. Но опять же ты должен бы это приветствовать, просто сам факт, что люди которые это решают есть, а не только лишь назначаются сверху кем-то главным. Это значит что если у тебя появится более животрепещущий вопрос за который ты действительно захочешь вписаться, у тебя тоже есть надежда быть услышанным.

alpha ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от alpha

Ну, в подмосковье машинисты электричек бастовали. Вообще, забастовки в России - не такая уж и редкая вещь.

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от alpha

Я со своим мнением сам справлюсь и другим мандат не отдавал на его выражение. Особенно этим персонажам.

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от alpha

поддержать другую партию например

А как быть американским гомофобам? Кого им поддерживать? Разве только Путина… Но Путин их не спасёт.

tiinn ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: tiinn (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от alpha

Вообще жалобы русских немцев - это почти всегда очень странно. Они всё время жалуются на вещи за которые должны благодарить, просто потому что не знают как плохо это может быть по-другому.

Насколько ощущение собственного полного и абсолютного бессилия может быть убийственным. Особенно когда ты в универе, полон планов, надежд и амбиций. И тут тебе мешком по голове: иди гуляй, ты даже чайник себе легально отвоевать не можешь, не говоря уж о том чтобы поменять систему распределения комнат.

Да если бы мне каждый день все пять лет надо было пешком ходить 15 этажей на лекцию потому что протестующие лифт заблокировали, я бы рада была если бы это могло помочь и мне донести хоть одну свою маленькую идейку.

alpha ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от alpha

Я в твоих сообщения читаю очень много «Я» и очень мало причин, из-за которых это должно интересовать окружающих. Уж прости.

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ptarh

Да уж я как-нибудь переживу, спасибо.

alpha ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.