LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Тоже мне свобода. О цензуре на Западе.

 , , ,


5

3

Subj

Из недавнего репортажа «France 24» нам стало известно, что в США некоторые издательства нанимают так называемых «sensitivity readers», то есть сотрудников, которым поручено очистить книги от всего, что могло бы задеть чувства некоторых читателей или общественных групп. Еще один пример растущего общественного влияния нового нравственного порядка.

В первую очередь, речь идет о логичной мере предосторожности со стороны издателей в американском обществе, где сейчас бросаются обвинениями по любому поводу. Произошедшее с несчастной Джоан Роулинг, автором успешных книг о Гарри Поттере, стало настоящей травмой для литературной среды: в 2016 году она воспользовалась индейской легендой, после чего ее обвинили в «культурной экспроприации» и «маргинализации» коренных американцев. Издательства приходят в ужас при мысли о том, что тоже могут стать жертвами подобных нападок и попасть под суд. Поэтому теперь тексты книг предварительно просматриваются их адвокатами. Быть может, в будущем появятся новые издания старых книг, из которых вычеркнут способные шокировать современного читателя стереотипы? «В поисках утраченного времени» не останется Шарлю, госпожи Вердюрен, Франсуазы, Блока и многих других персонажей?

Книги, фильмы и искусство в целом не вызывали бы такого отношения к себе, если бы не стали формами развлечения, то есть коммерческими продуктами. Раз книга считается продуктом, ее главная цель — разойтись как можно большим тиражом. И она должна соответствовать наименьшему общему знаменателю чувств. Лишившись терпкости и шероховатостей, она становится гладким леденцом, который мы проглатываем не без удовольствия.

Распространение подобной практики создает точно такую же угрозу, с которой столкнулись социальные сети, где цензура играет первоочередную роль в стремлении избежать возможных санкций: выражение мнения становится стерильным и сводится лишь к бесконечному пережевыванию общепринятой риторики. Сказанное оценивается не с точки зрения истины, а с точки зрения его соответствия нужным, то есть допустимым взглядам. Слова рассматриваются не сами по себе, а в увязке с тем, кто их произнес: их превозносят или дискредитируют в зависимости от того, к какой категории относится говорящий, к жертвам или предполагаемым мучителям.

Отметим, что одним из последствий этого может стать появление черного рынка литературы, которая будет считаться подрывной, но может стать единственной по-настоящему ценной. Все формы официального и продиктованного властями искусства всегда уступали работам свободных творцов.

Еще Ницше писал о такой предположительно высокой, но на самом деле нигилистской нравственности, о ее деградировавшей форме, которая скрывает собственные противоречия и слабость за маской непреклонности. Приняв форму такой повышенной чувствительности к потенциальному оскорблению чьих-то чувств, она делает невозможным противостояние идей и обрекает демократическую систему на вырождение. Современный гражданин стал маленьким и хилым созданием, которого может травмировать даже простое упоминание выбивающейся из конформизма идеи. В эфире «France culture» Брис Куртье сказал следующее об американских студентах: «Они больше не могут отличить утверждение от демонстрации, мнение от факта. Они говорят «как X или Y», но раз их восприятие X или Y не может быть понято теми, кто не разделяют их идентичность, диалог становится невозможным». Университет должен быть местом, где бросают вызов неизвестности, но в США он превратился в пространство одержимого насаждений прогрессистских догм. Демократия превращается в потасовки групп, которым больше нечего сказать друг другу, и которые больше не могут говорить друг с другом. В книге «Белый» Брет Истон Эллис описывает свою растерянность при виде современного мира, в котором жертвенническая идеология симметрично производит уверенных в своих грехах белых: «Эта повальная эпидемия жертвенничества заставляет людей думать, что жизнь должна быть прекрасной утопией, которая создана в угоду их хрупким и требовательным чувствам, подталкивает их к тому, чтобы навсегда остаться детьми в благонамеренных сказках».

В 1827 году Шатобриан произнес такие слова в обращении к депутатам с критикой нового закона о цензуре: «Господа, вы не целители уязвленного самолюбия и пострадавшей гордости (…), а законодатели». Так, не будем возвращаться во времена библиотек, в которых прятали «непристойные» книги, и пусть литература для ранимых душ останется уделом детской библиотеки.

★★★★★

Последнее исправление: tiinn (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от buddhist

Сильный математик - обычно значит хороший. а эволюционировать вполне можно и в сторону деградации.

Эволюция вообще не ищет лучших решений, а берет первое годное, которое с точки зрения человека может оказаться полным дерьмом.

sergej ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от thunar

Частные или государственные?

Без разницы. Аттестацию-то всё равно государство выдаёт.

Это всё равно что жаловаться что в физтех не пускают гомеопатов и торсионщиков — как страшно жить-то.

Сравнение некорректное. Это всё равно, что не пускать в физтех казаков, коммунистов, милитаристов и сексистов. А с какого фига-то?

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от sergej

Государство отличается от компании монополией на легитимное насилие. Так что нет - госцензура всегда будет хуже.

Все от конкретных случаев может зависеть.

praseodim ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sergej

в сторону деградации

И относительно какого критерия вы будете оценивать, произошла деградация или прогресс?

Допустим, выкидывание строк кода из файла с программой – это деградация или нет?

buddhist ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от buddhist

Смотря что выкидывать. Пару nopов можно и выкинуть

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от praseodim

если они еще и выигрывают эти идиотские иски?

Значит надо подавать аппеляцию. Если последняя инстанция, значит смириться или попробовать изменить общественное мнение.

sergej ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от buddhist

Проблема в том, что в отличие от сильнейший математик, в выживает сильнейший нет конкретизации, в чем сильнейший. Поэтому подразумевается дефолт.

Ivan_qrt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от buddhist

относительно какого критерия вы будете оценивать, произошла деградация или прогресс

Обычно относительно своего представления о прекрасном. Так все делают.) Я ж говорю с точки зрения человека. А с точки зрения эволюции плоские черви могут быть самыми приспособленными в определенных условиях.

sergej ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sergej

самыми приспособленными в определенных условиях.

Но и это не значит, что они выживут, поскольку эволюция – случайный процесс, здесь нужно говорить в терминах вероятностей. Например, «вероятность выживания монотонно (?) растет с ростом приспособленности (а это вообще что такое и в чем меряется?)».

buddhist ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от buddhist

это не значит, что они выживут

Значит. Пока эволюция успевает за скоростью изменения условий никаких массовых вымираний не происходит.

sergej ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от buddhist

Расскажете об этом, например, додо.

Что рассказать? Очевидно за человеком успеть эволюционировать очень сложно.

Да и даже не только за человеком: внезапное появление новых хищников часто к приводит к уничтожению вида.

sergej ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sergej

Гарантии нынче разве что в морге деают. И то не факт. Бывали случаи - ему справку что он всё, а он через полдня такой «опа где это я»?

LittleKawaiiNeko ★★
()
Ответ на: комментарий от sergej

Ты же вроде отрицал тот факт, что эволюция – это случайный процесс, в котором возможны сколь угодно большие флуктуации. Причем даже последнее условие необязательно для того, чтобы вероятность вымирания любого вида, даже самого приспособленного к текущим условиям, отличалась от нуля.

buddhist ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от buddhist

Эволюция это не случайный процесс, а вполне направленный, на повышение количества выжившего потомства, достигшего половой зрелости

Satou ★★★★
()
Ответ на: комментарий от der_looser

Нет, он был не прав и светлое будущее вряд ли бы наступило его стараниями, но то, что на него навешали кучу выдуманных преступлений – факт.

Im_not_a_robot ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

Они были одним из активных меньшинств. Которое занялось истреблением конкурентов, а когда их не осталось, то и друг друга. На выходе получили общество, где «ты чо самый умный?» и «тебе чо больше всех надо» - оскорбления и предъявы.

LittleKawaiiNeko ★★
()
Ответ на: комментарий от Shulman

Оргии в усадьбах, услады в имениях, в городах шалости

Климат подправил, зимой тепло, народ как один на улыбах

В тайге играет джазец, палачи пытают друг друга на дыбах

karton1 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от buddhist

Конечно, либо повышение количества выжившего потомства, достигшего половой зрелости, либо вымирание

Satou ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Satou

Я имею в виду, количественно, а не качественно. Я уже привел пример с додо, в котором предсказание о повышении количества выжившего потомства было неверным.

buddhist ★★★★★
()

Быть может, в будущем появятся новые издания старых книг, из которых вычеркнут способные шокировать современного читателя стереотипы?

В случае с книжками толкиена, это состоявшийся факт.

Manhunt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от karton1

Последнего живого палача я благородно отпускаю на***

И потненько так просыпаюсь в а***

Нога затекла, ссать охота, зато настроение стало ощутимо позвонче

Я люблю Россию, Россия любит меня, мы поможем друг другу кончить

Shulman
()
Ответ на: комментарий от buddhist

Иш чего захотел, детерминированности в хаотических системах, прими дозу квантмеха, может полегчает

Satou ★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

Это всё равно, что не пускать в физтех казаков, коммунистов, милитаристов и сексистов. А с какого фига-то?

Ну допустим с того что в универе учатся люди из 100500 стран и сама возможность этого обучения является фундаментальной основой университетсткой культуры, которую активный «милитарист» открыто отрицает.

Вопрос не в том почему милитариста не надо пускать в университет, вопрос в том зачем он лезет в этот университет, если хочет оставаться милитаристом?

alpha ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от buddhist

Если это не случайный процесс, значит, вы, конечно, сможете предсказать его дальнейшее развитие?

Нет. Например теория хаоса описывает системы, которые неслучайны и при этом непредсказуемы.

sergej ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sergej

Это означает, что они случайны. Вопрос о существовании «истинной случайности» мы обсуждать не будем :)

buddhist ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от alpha

Вопрос не в том почему милитариста не надо пускать в университет, вопрос в том зачем он лезет в этот университет, если хочет оставаться милитаристом?

Хочет там изучить может физику, чтобы баллистикой заниматься. Или медицину для развития более эффективного оружия. Знания определенного уровня сложности получить вне университета сложно.В то же время университет, это таки место для мультипликации и углубления знаний, а не левацкий санаторий.

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ptarh

Для этого есть академия ФСБ и прочие замечательные загончикизаведения подобного типа.

Они котируются не так как нормальные университеты (как ты думаешь, почему?), но если твоя цель - только матан, то вперед и с песней.

alpha ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Satou

Поправка: повышение количества размножающихся индивидуальных репликаторов :)

В целом на потомство и их количество репликаторам плевать — главное, чтобы конкретно их было больше, причём необязательно в абсолютных величинах. Такое поведение в результате может привести к катастрофе при резком изменении окружения (завезение кошек на остров заселённый нелетающими птицами, которые забили на летание так как это крайне неблагодарное занятие в месте, где жратвы и так навалом).

Evgueni ★★★★★
()
Последнее исправление: Evgueni (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от alpha

Я не вижу причин почему эти вещи нельзя получить и в универе. Gesinnungscheck вроде при поступлении не проводится, нигде не записано что нужно верить в Маркса для поступления. Если человек идет учить физику то его убеждения вообще не собачье дело окружающих - матан он везде одинаков. Более того, у милитариста, учащегося на естественнонаучных предметах куда меньшие проблемы с реальностью, чем у участников таких замечательных кафедр как Теология или Gender Studies. В этих высоконаучных дисциплинах его личные убеждения были бы, наверное, релевантны.

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ptarh

Если человек идет учить физику то его убеждения вообще не собачье дело окружающих

Если он просто идёт учить физику - то его никто и не выгонит.

Если он делает это активно задвигая про то что он милитарист, казак и т.п. и плевал на всех особенно на тех кто сидит рядом за соседней партой, но вы все равно должны его учить, то ему покажут на дверь. И не важно какие у него оценки по физике.

alpha ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ptarh

Фишка в том что релевантность определяет университет а не ты. И именно применение этих определений в прошлом принесло университету тот уровень и славу которую он сейчас имеет.

Потому что люди которые его основывали, строили и развивали думали не только о том как бы тут решить пять задач по матану.

И ты сейчас такой прибегаешь со словами «мне это все неинтересно, но дайте мне именно ваш диплом, потому что я хочу пользоваться вашими достижениями и именем для продвижения себя любимого».

И в общем в этом месте университет имеет полное право сказать тебе - нет.

alpha ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от alpha

Ну если он будет на на кампусе на них плевать во время предмета и матами обызвать ака мешать учиться другим, то отстранят. Если он никого не трогает и просто себе не любит то это его личное дело. Here’s the thing: За годы обучения и работы в универе я не могу припомнить ни одного случая, чтобы правые сорвали мероприятие и помешали процессу обучения. В отличии от левых, с забастовками, блокадами лекций неугодных, блокадой зданий и т.д. Вот их бы я разгонять и начал.

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от alpha

Фишка в том что релевантность определяет университет а не ты.

Ну есть же объективная реальность. А то можно снова в научный коммунизм скатиться.

P.S. вот чем были хороши 90-е - никого не волновали идеологические воззрения.

Deleted
()
Последнее исправление: Deleted (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от alpha

Ты там какие-то дикие фантазии пишешь. При поступлении в универ ты нигде не подписываешься, что обязуешься верить в маркса и творить только дела достойные коммуниста. Это общественное государственное заведение, а не личная левацкая песочница. На основе этого никакая дискриминация по убеждения недопустима если она не мешает образовательному и научному процессу.

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Мы говорим не о фактах, а о выборе, которые делает некоторое сообщество с целью чего-то достичь.

При этом объективная реальность пока говорит нам что все успешные университеты почему-то являются «левацкими санаториями», а не казаческими общинами или церковно-приходскими школами.

Приходить в эти сообщества и говорить о том что они должны перестать быть такими-то и такими-то потому что тебе кажется что не релевантно, несколько самонадеянно.

alpha ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ptarh

Это общественное государственное заведение

Ты как-нибудь почитай устав этого заведения.

alpha ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от alpha

объективная реальность пока говорит нам что все успешные университеты почему-то являются «левацкими санаториями»

Что такое «левацкий санаторий» и какое это имеет отношение к изучению физики или основ телекоммуникаций? Почему 20 лет назад как-то обходилось без вопросов о политической ориентации (и здесь, и «там»)?

Deleted
()
Ответ на: комментарий от alpha

Ты за все общество то не говори. Не взваливай на свои плечи так много, ножки могут не выдержать.

При этом объективная реальность пока говорит нам что все успешные университеты почему-то являются «левацкими санаториями», а не казаческими общинами или церковно-приходскими школами.

Это больше связано 68-ми и их останками, но я бы не расслаблялся. Как в свое время вычистили из универов правых, так когда-нибудь могут взяться и за левых. В конечном счете, одни экстремисты ничем не лучше других с точки зрения постороннего и непричастного наблюдателя.

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Что такое «левацкий санаторий»

Это вопрос к ptarh. Как я поняла ему почему-то кажется что международная ориентированность и открытость - это леваческий экстремизм.

alpha ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ptarh

За годы обучения и работы в универе я не могу припомнить ни одного случая, чтобы правые сорвали мероприятие и помешали процессу обучения. В отличии от левых, с забастовками, блокадами лекций неугодных, блокадой зданий и т.д. Вот их бы я разгонять и начал.

А у них на лбу написано, кто правый, а кто левый? Ежели мы с однокурсниками написали заяву, что препод - дурак, и обосновали железно, то мы точно сразу левые?

В чем вообще сегодня выражается это «левое» и «правое»?

Deleted
()
Ответ на: комментарий от alpha

Левацкий экстремизм, это левацкий экстремизм. Найти где живого троцкиста вне универа, например, от затруднительно до невозможно. В универе «их есть».

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

Ты сначала «левость» определи.

По тому как сейчас «левость» противопоставляется скрепности и прочему, «засилье левых в университетах» это вообще тавтология.

alpha ★★★★★
()
Последнее исправление: alpha (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от ptarh

Эти актеры и их убеждения известны, особенно если ты сам студент.

Вы мне можете доходчиво, на простых примерах объяснить, что такое «левое» и «правое», применительно к студентам и преподам?

Deleted
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.