Культура — всегда система иерархий. Свобода — когда иерархий много, и человек может выбирать ту, в которой ему интересно и удобно, которая дает перспективу занять статусную позицию. Тоталитаризм — когда иерархия только одна. Анархия, хаос — когда вообще никаких иерархий нет. Соцсети своим устройством — именно устройством, а не только содержанием — отменяют иерархии и формируют хаос.
Следующий этап его эволюции — тоталитаризм, потому что ситуации множества иерархий всегда предшествуют ситуации одной. Так что соцсети формируют предпосылки тоталитарного мышления, а не либерального. Парадокс! Но посмотрите, сколько нетерпимости в онлайн-общении — это предвестие тоталитаризма.
Почему в соцсетях нет иерархии? Дело в том, что иерархия строится на институте авторитета. Авторитет — когда человек отвечает за свои слова. А в соцсетях за свои слова априори никто не отвечает. Пользователь не несет ответственности за оскорбление, за ложь, за глупость, за некомпетентность. Но в то же время имеет возможность вещать на весь белый свет. В традиционном обществе, обществе авторитетов, право голоса дается по заслугам, в соцсетях — сразу и любому. Таким образом, институт авторитета отменяется. На какой основе тогда строить иерархии, без которых культура невозможна?
Это лишь одна из угроз соцсетей. Разумеется, сейчас она выглядит умозрительно, тем не менее, уже немало событий в нашей культуре происходит при негативном воздействии соцсетей. Так что восстание машин уже началось, ведь соцсеть — это машина.
Вот, вроде, модератор - он и авторитет. С другой стороны, он «первый среди равных». Т.е. хаос? С другой стороны, здесь такая нетерпимость к альтернативным мнениям, что, да, наверное, тоталитаризм.
Ну и тезисы про комьюнити
в XV, что ли, веке появился книгопечатный станок Иоганна Гутенберга. К чему это привело? Появление печатного станка привело к появлению прессы, а пресса в итоге превратила разрозненные средневековые цеха и гильдии в буржуазные классы. То есть новое средство коммуникации по-новому организовало общество и направило исторический прогресс в другую сторону. Точно так же соцсети — новая коммуникация — преобразуют наше общество. Если раньше общество группировалось в классы, определяемые по отношению к средствам производства, то с новой коммуникацией общество группируется в комьюнити, определяемые по способу самовыражения.
Комьюнити — объединение людей, у которых одинаковые стратегии самоактуализации. Возьмем, скажем, самый тупой пример: в гигантское комьюнити компьютерной игры могут входить и миллионеры, и нищие, и профессора, и школьники-двоечники. И это консолидированное сообщество может быть мобилизовано на некое социальное действие.
раньше действовал один критерий жизни — «человек есть мера всех вещей», а с соцсетями заработал другой критерий: «Я есть мера всех вещей». Это не просто эгоизм или эгоцентризм, это революция в ментальности масс. И порождена она соцсетями.