LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Нейронаука. Медитация. Боль

 


0

1

Источник: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6623400/

Неужели медитация способна уменьшить боль, используя особый нейромеханизм?

Исследование нейронаукой медитативных практик уже давно привлекает внимание ученых. В частности, интерес представляет необычное сочетание научных методов Запада и мистической традиции Востока. Однако возникает вопрос, касающийся полезности такого исследования для клинической и терапевтической практики. Исследования механизмов боли – идеальная площадка, чтобы это проверить. Многие виды хронической боли упорно сопротивляются лечению, направленному на устранение сенсорной составляющей, что заставляет фокусировать внимание на возможности облегчения страданий путем изменения эмоциональных и оценочных компонентов боли. Медитативные практики, направленные на концентрацию внимания на текущих переживаниях и на понижение оценочных и эмоциональных реакций, как будто специально созданы для этой задачи.

Несколько исследований уже продемонстрировали положительный эффект медитации для хронической и острой боли. Большинство из них подтверждают влияние медитации на эмоциональные и оценочные аспекты (McCracken и др., 2007; Morone и др., 2008; Perlman и др., 2010), а некоторые также показывают влияние на порог чувствительности (Grant и др., 2010 и 2011) и интенсивность восприятия боли (Grant и Rainville, 2009). Исследование биологических механизмов таких методов улучшает наше понимание эндогенной регуляции боли и может увеличить наши возможности в лечении болевых расстройств.

Недавнее исследование опытных практиков медитации показывает, что интенсивная тренировка определенных когнитивных способностей может приводить к утолщению кортикальных областей, связанных с обработкой болевых ощущений, включая межполушарный центральный кортекс (MCC, midcingulate cortex) и вторичный соматосенсорные кортексы (Grant и др., 2010). Изучение потенциалов, связанных с реакцией на события во время ожидания боли, показало, что долгосрочная практика медитации изменяет предварительную оценку и нейрональную обработку боли в MCC и других областях, отвечающих за болевые ощущения (Brown и Jones, 2010). Функциональная нейровизуализация показала, что во время болевых ощущений практикующие имели сниженную активацию амигдалы, гиппокампа, эмоциональных и оценочных областей передней коры головного мозга, а также увеличенную активацию в MCC, таламусе и инсуле (Grant и др., 2011). Кроме того, измененная чувствительность к боли была связана со снижением функциональной связи между MCC и dlPFC (дорсолатеральная префронтальная кора). Grant и др. (2011) истолковали эти результаты как согласующиеся с целями медитации, которые заключаются в увеличении внимания к текущему сенсорному опыту (в данном случае, боли), при одновременном снижении эмоциональных и оценочных реакций.

Данные, полученные из исследования опытных практиков, представляют огромный теоретический интерес, так как они демонстрируют, что интенсивная тренировка определенных когнитивных способностей может приводить к нейропластичности, которая будет полезной для медицины. Однако, уровень натренированности исследуемых практиков находится за пределами того, что способны достичь люди, страдающие от хронической боли, что поднимает вопрос о том, могут ли кратковременные медитативные практики изменить способ обработки и восприятия боли.

В связи с этим, Zeidan и др. (2011) сделали важный шаг вперед, опубликовав свое недавнее исследование в The Journal of Neuroscience. Zeidan и др. (2011) сканировали 15 здоровых добровольцев с использованием метода пульсирования артериальной маркировки спинов (ASL, arterial spin labeling. Последовательность импульсов МРТ, которая предоставляет количественную оценку кровотока в мозге [CBF, cerebral blood flow] с использованием воды в качестве индикатора потока). Сессии сканирования проходили до и после краткосрочного обучения медитации, состоящего из четырех сеансов по 20 минут в последовательные дни. При первом сканировании (до обучения медитации) испытуемым подавали неприятные (49°C) и нейтральные (35°C) тепловые раздражители в контрольных условиях: нейтральное состояние внимания (rest) и с концентрацией внимания на дыхании (ATB, attention-to-breath). После каждой серии подачи неприятных тепловых раздражителей оценивали интенсивность боли и неприятные ощущения. Вторая (после обучения медитации) сессия сканирования была идентична первой, однако следует отметить, что благодаря обучению медитации способность испытуемых сосредотачиваться на ощущениях своего дыхания, одновременно уменьшая влияние отвлекающих факторов, суждений и эмоциональных реакций, по-видимому, была улучшена. Итак, с точки зрения инструкций условия совпадали до начала обучения и после, но отличались с точки зрения способности индивида занимать нейтральную позицию к болевому раздражителю.

Zeidan и др. (2011) сообщают о значительных изменениях у всех испытуемых в средних оценках интенсивности и ощущении неприятности боли между ATB (до обучения) и медитацией (после обучения), как это можно видеть на Рис. 2. Вторая сессия МРТ во время медитации показала значительное снижение вызванного болью кровотока (CBF) в контралатеральной первичной соматосенсорной коре по сравнению с нейтральным состоянием (rest). Вызванное тренировкой уменьшение интенсивности боли коррелировало с активностью в правой передней извилине и MCC, которая характерна для медитации независимо от наличия болевой стимуляции. Также вызванное тренировкой уменьшение ощущения неприятности во время медитации коррелировало с активацией орбитофронтальной коры (OFC, orbitofrontal cortex) и деактивацией таламуса.

Использование ASL было значимым элементом в исследовании Zeidan и др. (2011). Несмотря на то, что ASL имеет ограниченное пространственное и временное разрешение по сравнению с BOLD fMRI (blood-oxygen-level-dependent imaging), этот метод хорошо подходит для изучения нейромеханизмов, посредством которых медитация может влиять на клинические состояния боли. Одна из причин заключается в том, что сигнал ASL чувствителен к перфузии, а не к оксигенации крови, и поэтому не подвержен медленным дрейфовым артефактам, которые возникают в экспериментах с BOLD fMRI, когда интервалы времени стимулов и задач превышают 1 минуту. Это делает ASL идеальным инструментом для изучения как хронической боли, так и медитации, которые демонстрируют продолжительную нейрональную активность. Недавнее применение ASL для мониторинга динамических изменений CBF в течение нескольких минут в модели мышечной боли (Owen и др., 2010) подтверждает пригодность ASL для изучения естественно возникающих состояний боли. Исследование Zeidan и его коллег (2011) демонстрирует преимущество применения ASL для изучения медитации, поскольку авторы смогли использовать более длительные функциональные интервалы времени (например, блоки термической стимуляции продолжительностью 5 минут и 55 секунд) для изучения устойчивого медитативного состояния. В совокупности эти исследования предполагают, что изучение влияния устойчивого медитативного состояния на естественно возникающую боль может быть перспективным и клинически значимым применением ASL в будущем.

Исследование Zeidan и др. (2011) расширяет наше понимание нейромеханизмов, посредством которых краткосрочная медитативная тренировка может влиять на восприятие боли. Авторы предполагают, что медитация изменяет восприятие боли через несколько механизмов, некоторые из которых могут быть общими для других форм когнитивного воздействия на боль (например, переоценка, ощущение контроля, ожидание облегчения и т.д.). Дать точную характеристику когнитивным и биологическим механизмам, благодаря которым медитация особым образом влияет на боль, является хорошим стимулом для будущих исследований.

Когнитивный механизм, считающийся уникальным для практики медитации, заключается в сочетании повышенного внимания и снижения негативной оценки. Поскольку передняя инсула и MCC, как известно, играют роль в обнаружении значимости и подготовке двигательных реакций (Menon и Uddin, 2010), увеличенная активация в этих областях может представлять собой нейронную структуру для усиления концентрации внимания к восприятию значимых аспектов боли. Учитывая, что концентрация внимания и сопутствующая активация в этих двух областях обычно связаны с усилением ощущения боли, вывод о том, что активация в этих областях как-то связана с уменьшением интенсивности боли кажется контринтуитивным, однако он согласуется с результатами исследования, которые получил Grant с коллегами (2011), работая с опытными практиками медитации.

Так как концентрация внимания, а также активация в MCC и инсуле, как ожидается, должны усиливать ощущение боли, то ключом к уже известному анальгетическому эффекту, который появляется благодаря обучению практике медитации, может быть снижение эмоциональных и оценочных реакций, возникающих одновременно с концентрацией внимания и активностью в MCC и инсуле. В связи с этим, следует отметить, что как Zeidan и др. (2011), так и Grant и др. (2011) обнаружили активационные паттерны в областях, связанных с подавлением негативных эмоциональных реакций (Ochsner и Gross, 2005). Grant и др. (2011) обнаружили функциональное разобщение в передней дорсолатеральной коре (dlPFC) и цингулате, которое они связывают с расхождением между вниманием к боли и оценкой боли. Zeidan с коллегами (2011) обратили внимание на обратную корреляцию между активацией OFC (орбитофронтальной коры) и оценкой ощущения неприятности, которая была связана с изменением в обработке переживаний удовольствия и вознаграждения. Степень согласованности между этими исследованиями указывает на то, что медитативные практики действительно могут снижать боль через особый нейромеханизм, который соответствует концентрации внимания и ослаблению оценочных и эмоциональных реакций.

Хотя эти паттерны активации согласуются с предполагаемыми когнитивными механизмами, которые характерны для практики медитации, подтвердить эти механизмы эмпирически предстоит будущим исследованиям. Было показано, что медитация приносит когнитивные преимущества (Lutz и др., 2008), но не следует предполагать, что эти эффекты возникают у всех людей или что они являются механизмом, посредством которого медитативная тренировка влияет на восприятие боли. Например, важно отметить, что Zeidan и его коллеги (2011) обнаружили, что после медитативной тренировки неприятные ощущения уменьшились примерно на 57%, но самооценка погружения в медитацию повысилась только на 14%. Хотя психометрические факторы могут объяснить это несоответствие, нельзя просто так считать, что изменения в восприятии боли могут быть полностью отнесены к медитации. Необходимо сочетать восприятие боли с хорошо зарекомендовавшими себя когнитивными задачами, которые манипулируют вниманием и измеряют его концентрацию, а также аффективные реакции на боль, чтобы установить связь изменений в самоотчете и нейрональной активностью с предполагаемыми когнитивными механизмами, которые возникают при обучении медитации.

Недостатком исследования Zeidan и др. (2011) с точки зрения проверки специфической для медитации механики является отсутствие контрольной группы с активным лечением. Существует много споров о том являются ли преимущества конкретных психотерапевтических вмешательств результатом когнитивных факторов, специфичных для этих видов терапии, или факторов, таких как ожидание эффективности, которые характерны для всех эффективных методов лечения (Wampold и др., 1997). Как показано в исследованиях эффекта плацебо относительно анальгезии, сильная вера в заявленные преимущества лечения, такого как медитация, может оказывать прямое влияние на восприятие и обработку сигналов боли (Wiech и др., 2008). Кроме того, такие убеждения могут привести к неосознанным предубеждениям в отношении самоотчета, которые будут соответствовать заявленным преимуществам (например, снижению оценок неприятных ощущений). Сравнение медитации с психотерапевтическими вмешательствами, которые не содержат специфичных для медитации компонентов, но в остальном совпадают по общим факторам, таким как степень вовлеченности пациента в процесс и убежденности в эффективности метода, позволит получить более точное понимание степени, в которой механизмы медитации отличаются от других форм когнитивной модуляции боли.

В заключение, Zeidan и др. (2011) предоставили важные сведения о нейронных механизмах, с помощью которых медитация изменяет восприятие боли. Исследование особенно многообещающее с точки зрения клинической нейронауки, поскольку наблюдаемые эффекты вызваны клинически обоснованным краткосрочным обучением медитации. Так как медитация и хроническая боль представляют собой трудности для традиционной функциональной нейровизуализации, использование ASL в настоящем исследовании также весьма многообещающе. Однако по мере того, как научные исследования медитативной практики продолжают расширяться, ключевой задачей будет определение степени, в которой изменения как в переживании боли, так и в связанной с ней мозговой активностью обусловлены когнитивными и биологическими механизмами, характерными для медитации.

★★★★★

Последнее исправление: papin-aziat (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от kto_tama

Это наверное какие-то высшие степени, предельное мастерство. А «обычные» подходы направлены не на изменение природы по умолчанию, а скорее на возвращение к ней.

Мы, люди, с какой-то трагической лёгкостью умеем становиться большими специалистами по разного рода страданиям, даже самоистязаниям.

И вот нейрофизиологи уже и доказательства притащили, что страдальцы отращивают себе в голове мощные структуры, которые «помогают» им страдать с гораздо большей интенсивностью, чем даёт «сырой» опыт некой неприятности.

Так что практики осознанности (медитации) в данном контексте прежде всего направлены на растворение (рассасывание) структур, которые усиливают страдание.

Например, Экхарт Толле (он мистик) называет это новообразование (не свойственное человеку от природы) «болевым телом» и предлагает практики по его растворению. Это великолепный пример того, как удачно попадает мистик в цель даже в плане теории проблемы, ведь за ним никогда не было замечено увлечения наукой.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от sr11

Я здесь несколько английских терминов редуцировал до одного – медитация. У меня есть аргументы за.

Это я к тому, что Курпатов легко мог бы продвигать что-то, что в нашем контексте тоже называлось бы медитация.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от papin-aziat

… Мы, люди, с какой-то трагической лёгкостью умеем становиться большими специалистами по разного рода страданиям, даже самоистязаниям … страдальцы отращивают себе в голове мощные структуры, которые «помогают» им страдать с гораздо большей интенсивностью, чем даёт «сырой» опыт некой неприятности. Так что практики осознанности (медитации) в данном контексте прежде всего направлены на растворение (рассасывание) структур, которые усиливают страдание.

Ну, насчет «лёгкости по части пострадать» - я бы не стал так утверждать. Потеря нормального качества жизни - вплоть до полной утраты смысла дальнейшего существования - это не что-то эфимерное. Приспособиться к «поломке» в организме, которая непрерывно напоминает о себе не позволяя концентрировать внимание на жизненно важных вещах, не всегда возможно. У людей едет крыша, кто-то уходит из жизни. Но вот то, что есть «сырой» опыт неприятности и есть чисто «страдательная» накрутка сверху - это верно. Я это прочувствовал на собственно шкуре, когда заполучил такую «неприятность» как высокочастотный тиннитус. Это когда у тебя в слуховом аппарате что-то заглючило и генерится непрерывный, жутко достающий писк. Лечению практически не поддается - современная медицина бессильна.

Я смог вернуть себе нормальное качество жизни только за счет подбора звукового «маскера», который абсолютно не мешал работать и спать - удалось подобрать чисто случайно. Чуть позже выяснил, что достаточно только спать в наушниках, тогда днем тиннитус особо не беспокоил или вообще отсутствовал. И вот когда «неприятность» перестала быть суровой проблемой, только тогда - через пару-тройку лет - я заметил, что и чисто эмоционально-переживательное отношение к «сырому» опыту неприятности исчезло - даже в «критические» дни, когда днем начинало заметно пищать. А поначалу было ну очень тяжко… Если пошарить по форумам, где тусуются «коллеги» по этой неприятности, то там половина натурально пребывает в состоянии психоза.

vinvlad ★★
()
Ответ на: комментарий от vinvlad

Я это прочувствовал на собственно шкуре, когда заполучил такую «неприятность» как высокочастотный тиннитус. Это когда у тебя в слуховом аппарате что-то заглючило и генерится непрерывный, жутко достающий писк.

Давно? У меня с этого началось, а через пару лет ещё глаза стали сыпаться (ПХРД). И всё это в 25 лет. Ну к шуму привыкнуть не так сложно, а вот зрительные спецэффекты реально пугали. Потом всё как-то стабилизировалось, живу полжизни с этим. Не представляю как можно без свиста в ушах, иногда он утихает и прям тревожно становится, с чего бы это.

bread
()
Ответ на: комментарий от bread

Давно? … Ну к шуму привыкнуть не так сложно …

Да лет 8 уже. Насчет привыкания - тут все сильно зависит от характера и частоты шума. Я помню, когда первый раз шум на пару дней исчез по каким-то причинам, это был просто дикий кайф! Я всё это время слушал музыку - наслаждался чистым звуком!

vinvlad ★★
()
Ответ на: комментарий от vinvlad

насчет «лёгкости по части пострадать» - я бы не стал так утверждать. Потеря нормального качества жизни - вплоть до полной утраты смысла дальнейшего существования - это не что-то эфимерное.

Я не уловил аргумента против.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от vinvlad

Лечению практически не поддается - современная медицина бессильна.

А это нарушение в голове или ушах?

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от s-warus

Сразу две вещи болеть не могут

Ещё как могут. Насчет «не могут» это не более чем байка, другой вопрос в разнице силы самой боли, укололи иголкой палец... больно... а теперь со всей дури фигачим молотком по ноге...

человек может сосредоточится только на чем то одном.

У этого заболевания есть название.

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от bread

а вот зрительные спецэффекты реально пугали

У меня тоже подобная хня была, сначала начало двоиться, а потом троиться в глазах, какая-то вирусня типа гриппа такой эффект дала. Попа та ещё была, ни телек посмотреть ни книжку почитать... спасался аудиокнигами, а точнее МДС.

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Говорят нарушение кровообращения, типа в шейном отделе сместился позвонок и зажимает сосуды. На самом деле хз отчего шум в ушах. Причин много, есть книга на эту тему «Музыкофилия» Сакса. Просто шум это еще по-божески. Чо только люди не слышат, офигеть можно. И зрительные галлюцинации самого разного происхождения могут быть. Не обязательно это шиза.

bread
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Я не уловил аргумента против.

То, что только мы (люди) «с какой-то трагической лёгкостью умеем становиться большими специалистами по разного рода страданиям…» - это только слова. Может, какая-нибудь скотинка в аналогичных обстоятельствах просто берет да и помирает. Да и что она начинает чувствовать и как существовать дальше, мы же не можем точно сказать.

А это нарушение в голове или ушах?

А нет точных однозначных ответов - и диагностики нет. Причины могут быть разные. Бывает при акустической травме - это у тех, кто стрельбой увлекается. Бывает просто начинает шуметь хрен знает по какой причине - типа, нерв может глючить или слуховые волоски, отвечающие за конкретные частоты. Чисто эмпирически вычислили, что в некоторых случаях можно забороть в первые 2-3 дня приняв сильную дозу преднизолона. Дальше уже всё…

vinvlad ★★
()
Ответ на: комментарий от bread

Меня глаза заинтересовали в твоём случае.

Сакса

Да, Сакс – сила, я почти всё читал.

На самом деле хз отчего шум в ушах.

Я ничего об этом не знаю, вот и стало интересно. Периодически свистит в ушах у всех людей, и я как-то не задумывался, так как полагаю, что это как-то связано с перепадом давления или типа того. Но услышав ваши истории подумал, а в ушах ли проблема?

Например. Люди с плохим зрением, если окажутся в полной темноте, то видят нечто – всякое разводы и динамичные фигуры, у всех наверное по-разному. В полной темноте, это не может быть продуктом неисправной «оптики», это продукт нервной деятельности. Кто обратит на это внимание, тот обнаружит, что это никуда не девается и при освещении, просто на это надо обратить внимание. То есть визуальный шум присутствует всегда.

Вот я и подумал, а не является ли и шум в ушах продуктом нервов или это всё-таки молоточек стучит?

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от vinvlad

Большей частью люди виновны в наличии многих своих болезней.

Когда человек не благодушен к другим людям, то у него нервная
система «расшатывается», а это в свою очередь приводит к разным болезням.

Взять к примеру форум.
На нём в постах часто переходят «на личности».

Ведь не понимают, что наносят большей частью вред себе, а не оппоненту.

...

Forum0888
()
Последнее исправление: Forum0888 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от vinvlad

То, что только мы (люди) «с какой-то трагической лёгкостью умеем становиться большими специалистами по разного рода страданиям…» - это только слова. Может, какая-нибудь скотинка <…>

Не, я не отделял нас от животных в этом выражении. Просто хотелось обобщить, что это свойственно всем людям (на самом деле нет, но это отдельный интересный разговор).

Может, какая-нибудь скотинка в аналогичных обстоятельствах просто берет да и помирает. Да и что она начинает чувствовать и как существовать дальше, мы же не можем точно сказать.

Про диких животных не встречал каких-то данных или спекуляций, но они визуально заметно легче переносят страдания, чем домашние (про это есть разговоры).

Домашние животные, особенно живущие в тесном контакте с людьми, тоже демонстрируют проблемы психологического характера – могут иметь неврозы, страдать депрессией и тд.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от papin-aziat

С глазами всё сложно. Там могут быть как нарушения связанные с оптикой (мышечный аппарат, хрусталик, стекловидное тело), так и с нервной системой (сетчатка, глазной нерв). Ну а самые лютые глюки понятно генерит зрительный центр в башке. Может быть эпилептическая активность в этой зоне или ишемия сосудов. Короче, много вариантов звиздеца.

bread
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Любые проблемы с кровеносной системой сразу на глазах скажутся. Классика это диабет. Сетчатка уходит покурить сразу. Её нужно прям хорошо прокачивать кровью постоянно. Компьютерщики, приросшие жопой к стулу, понятно группа риска.

bread
()
Последнее исправление: bread (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Forum0888

Большей частью люди виновны в наличии многих своих болезней.

Тут не поспоришь

Когда человек не благодушен к другим людям, то у него нервная система «расшатывается», а это в свою очередь приводит к разным болезням.

Да не - здесь причины более «приземленные». Просто где-то в слуховом аппарате возникает дефект или что-то рядом начинает мешать - типа, отечность какая-нибудь.

vinvlad ★★
()
Ответ на: комментарий от vinvlad

нерв может глючить или слуховые волоски

Да, интересно. Я понимаю, что дихотомия на «механизм» и нервы никуда не годится, подход должен быть холистичным, но прикольно, когда оказывается, что механика в порядке и глючит нервная система, получая какие-то неадекватные сигналы от мозга.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Forum0888

Ещё ...

Проще говоря, источник наших болезней в основном - наши грехи.

Многие со мной не согласятся, но без покаяния и молитвы болезни много быстрее излечиваются, чем от всяких лекарств.
Самая тяжёлая болезнь (да и грех) - неверие того, что Бог есть и всякое благо лишь от Него.

Forum0888
()
Последнее исправление: Forum0888 (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Forum0888

Проще говоря, источник наших болезней в основном - наши грехи.

Вот именно. Надо было меньше порнухи смотреть, тогда и глаза бы не испортились, и не выросла шерсть на ладошках.

bread
()
Ответ на: комментарий от bread

так и с нервной системой (сетчатка, глазной нерв)

Вот это интересная тема в контексте треда. Я читал у одного советского тренера (что-то там с прыжками в воду), который обучал спортсменов АТ (фамилия Алексеев), описание как он учил их достигать «экранного состояния» – это когда визуальный центр выдаёт монолитный цвет без малейших искажений, но это возможно только при достижении глубокой релаксации. То есть мозг перестаёт теребонькать глазные нервы, я так понимаю.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Forum0888

Не сдержался, опять вышел на проповедь? Ладно.

Бог есть и всякое благо лишь от Него

Это очень интересный разговор и очень полезный, если правильно его вести, но проповедя́ми ты точно всё испортишь. Оглянись – вокруг тотальный матерьялизьм самого дрянного толка.

По делу. Да, вера в Бога или, если взять более современные взгляды, «вселенную», которая к тебе неравнодушна, есть мощнейший механизм, позволяющий приводить психику физически здорового человека в норму. Причём фишка в том, что эта тема встроена в голову, так что в каком-то смысле этому иногда просто не надо мешать, но увы, современные тренды в описании мира заставляют людей бороться с собственной головой.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Forum0888

Многие со мной не согласятся, но без покаяния и молитвы болезни много быстрее излечиваются, чем от всяких лекарств.

Правильно как-то так.

Многие со мной не согласятся, но c покаянием и молитвой болезни много быстрее излечиваются, чем от всяких лекарств.

Forum0888
()
Закрыто добавление комментариев для недавно зарегистрированных пользователей (со score < 50)