LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Пятничная тема - откуда что берётся?


0

0

Почему цветов семь, и нот семь? Почему гармонический ряд это тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон?

У китайцев нот всего пять. Как между ними строятся отношения я не знаю, но их пять. У древних японцев было два цвета - красный и цвет морской волны. Остальное оттенки и два не-цвета: чёрный и белый.

Так откуда что берётся? Почему цветов семь, и нот семь?

★★★★★

ну так сложилось, почему в алфавите 33 буквы?

zer_sl
()

Ты бы хоть смайлик где-нибуть вставил. А то не все оценят, оскорбят раз несколько ненароком. ;)

as33 ★☆☆
()

>> нот семь

Почему семь, когда 12 (додекафония)? Кажется, это каое-то приближение корней двойки простыми дробями. У китайцев приближение хуже было - поэтому у них нот всего 5.

geekkoo
()
Ответ на: комментарий от Xellos

>>12 - это с полутонами-то
Ага. Отличие тонов от полутонов в том, что у тонов знаменатель "проще" (то-ли он действительно простой, то-ли просто меньше, чем у полутонов).

geekkoo
()
Ответ на: комментарий от Xellos

>12 - это с полутонами-то? Но всё равно их семь - ещё пять "производные".
брехня, между ми и фа --- полутон, между си и до полутон -- они чторли тоже производные? промто выделелиле из 12 7 для удобства

timth ★☆
()

>>У древних японцев было два цвета - красный и цвет морской волны.

Не факт. Может быть просто краски с того времени выцвели и на картинах осталось два цвета.

>>цветов семь

Три. RGB или CMYK

geekkoo
()

Давайте уж тогда трещать на тему "Быт определяет сознание, а сознание - быт".

anonymousI
()
Ответ на: комментарий от geekkoo

>Может быть просто краски с того времени выцвели и на картинах осталось два цвета.

Да нет, их действительно два было. У славян, кстати, тоже жёлтого цвета не было поначалу - был только красный.

>RGB или CMYK

Заказать вам книжку "Idiot's guide: Как забыть C++"?

Xellos ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Xellos

>>Заказать вам книжку "Idiot's guide: Как забыть C++"?

Вы на чё это намекаете? Мне забывать нечего!

geekkoo
()
Ответ на: комментарий от geekkoo

И ни одна собака на русский не перевела :(

Xellos ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Xellos

> Какой знаменатель-то?

Одинаковые ноты в соседних октавах отличаются по частоте звука ровно в два раза. Полутоновая шкала равномерно-экспоненциальная, то есть, два соседних полутона отличаются по частоте в root12(2) раз (root12 -- корень 12 степени).

Интервалы для основных нот подбирались исходя из простоты создания гармонических аккордов. Например,

> Почему гармонический ряд это тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон?

это мажорная гамма, а есть еще минорная. Почему так -- это уже особенности человеческого восприятия гармонии.

Еще я как-то слыхал, что древние греки и римляне различали до 22 нот в одной октаве, но то были времена языков с развитым тональным ударением, и различие в мелодии четвертьтонов было суровым требованием выживания в той языковой среде. Сейчас это искусство осталось только у вьетнамцев, у которых каждый первый -- с абсолютным слухом.

> Так откуда что берётся? Почему цветов семь, и нот семь?

Ключевое понятие -- число Инвара-Миллера.

eugine_kosenko ★★★
()
Ответ на: комментарий от eugine_kosenko

>Почему так -- это уже особенности человеческого восприятия гармонии.

А вот это как раз и интересно.

>число Инвара-Миллера.

Не нашёл.

Xellos ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от eugine_kosenko

> root12(2) раз (root12 -- корень 12 степени).

или 2^(1/12), если так понятнее.

>> Почему гармонический ряд это тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон?

> это мажорная гамма, а есть еще минорная.

Соврал, малехо, не гамма, а ряд, конечно же. В гамме к ряду еще первая нота прибавляется.

eugine_kosenko ★★★
()
Ответ на: комментарий от Xellos

>> число Инвара-Миллера.

> Не нашёл.

========================================================================

Как известно, Дж.Миллер в своей работе "Магическое число семь плюс минус два" [11] показал, что объем кратковременной памяти человека определяется субъективной организацией информации в "порции" или "куски", размеры которых могут изменяться в процессе обучения.

...

11. Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два. - В кн.: Инженерная психология. М. 1964

http://cataclysm.sai.msu.ru/www/soc/t/magic.html ========================================================================

На самом деле, венгр Инвар сделал это открытие независимо от Миллера, поэтому число обычно называют числом Инвара-Миллера. Странно, что Гугль и в самом деле не находит по такому сочетанию.

Кстати, двоичный логарифм этого числа (~3) определяет другое магическое число. Это глубина рекурсии, доступная для восприятия средним человеком.

eugine_kosenko ★★★
()
Ответ на: комментарий от eugine_kosenko

>Так, в собрании сочинениях А. и Б.Стругацких числа 17 или 27 [...] фигурируют не менее 15 раз

Похоже на натяжку. И вообще как-то сумбурно написано. Берутся какие-то биты, по ним вычисляется экспонента... Почему биты-то? Кто сказал, что информация для человека измеряется в битах?

Xellos ★★★★★
() автор топика

Почему нот 7 я могу объяснить, хоть это и долго. Специально интересовался, и из детского вопроса выросло в прочтение нескольких талмудов по теории музыки, акустике и прочему.
А почему цветов семь -- это не вопрос. Их семь у тебя, потому что тебе так кажется. Многим кажется иначе.

Zulu ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от Zulu

>Многим кажется иначе.

Коиу? Семь цветов не у меня, а в нашей культуре (наследние греко-римской?).

Xellos ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Xellos

радуги в 6, 5, 4 цвета также достаточно распространены в разных культурах. Чехи, принадлежащие практически к нашей культуре, говорят что цветов в редуге шесть -- все потому что modra barva это и синий, и голубой цвет. Якуты видят в радуге 4 цвета.

Мы не привыкли придавать значение тональности гласных, и для нас китайцы щебечут; сами же они друг друга прекрасно понимают. То же и с видом, кстати.

В общем мысль такая -- если (не) заниматься различением признака, то способность его различать улучшится (ухудшится).

Zulu ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от Xellos

>>Так, в собрании сочинениях А. и Б.Стругацких числа 17 или 27 [...] фигурируют не менее 15 раз

> Похоже на натяжку. И вообще как-то сумбурно написано. Берутся какие-то биты, по ним вычисляется экспонента... Почему биты-то? Кто сказал, что информация для человека измеряется в битах?

По поводу статьи ничего не скажу -- это первая ссылка по запросу "число Миллера". Я даже не читал ее. О числе И-М знаю уже давно и несколько из других источников.

По поводу битов -- а почему нет? Я слыхал как-то, что у каких-то австралийских папуасов использовалась как раз двоичная система счисления. Точно не скажу, бо уже не помню.

eugine_kosenko ★★★
()
Ответ на: комментарий от Zulu

У китайцев 5 нот по числу языковых тнонов в древнекитайском.,. Как они там варьируют полутона я не в курсе.

one117 ★★★★★
()

Афаик, 7 нот были введены руководителем хора в главном соборе Рима. Первые 7 строк молитвы, каждую требовалось петь на одной ноте. Почему он так решил - не помню. Названия нот -- первые слоги этих строк. Было это не то в 8 не то в 12 веке. Источник -- документальный телефильм (название тоже не помню).

Делить спектр на 7 цветов, как я слышал, начали с работ Ньютона с призмами. А до него англичане считали радугу шестицветной.

ЗЫ: проверять в поисковиках нет ни времени, ни желания.

acheron ★★★★
()

RTFM!

Да вы что! Какой к чёрту "быт определяет сознание..."? Историю учите.

Нот семь, потому что так предложил итальянский монах в каком-то там веке, потому что он предложил семь тонов назвать по первым буквам строк одного церковного гимна в котором каждая строчка пелась выше чем предыдущая. Первая строчка начиналась с Ud, он поменял буквы местами чтобы было удобнее петь, позднее из этого получилась нота До. Так что нот семь просто от того что в гимне было семь строк. Для построения мелодии достаточно пяти тонов, так называемая "пентатоника", которой и пользуются наши трудолюбивые братья китайсы. Современная музыкальная теория нот (та которую в ДМШ дают, всякую-там четвертьтоновую музыку трогат не будем) выделяет 12, как бы это сказать, высот звуков с разницей в полутон составляющих октаву. Частота ноты (для тех кто не понял это то что в Герцах) стоящей на октаву выше вдвое больше. Частота ноты Ля первой октавы 440 Гц (так договорились), соответственно частота ноты Ля второй октавы 880 Гц.

Цветов семь потому что так предложил лорд Исаак Ньютон после исследования разложения света в спектр. А предложил он 7 нот именно пытаясь провести аналогию с музыкальным рядом.

Так что никакой мистики тут нет. То что цветов и ноть по семь условность.

Camel ★★★★★
()
Ответ на: RTFM! от Camel

Работа над ошибками.

Описался. Правильно читать:

"А предложил он 7 цветов именно пытаясь провести аналогию с музыкальным рядом. "

Camel ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xellos

>Заказать вам книжку "Idiot's guide: Как забыть C++"?

Лучше Idiots Guide: C++ for developers. :]

dn2010 ★★★★★
()

Это в западной музыке 12 звуков,в восточной,на пример,каждый полу-тон делится еще на два.И то по сей день.
По поводу "7 цветов,7 нот(не звуков)" - по-моему совпадение.
Каждое число частоты звука умноженое на два,дает тот же звук но на октаву выше (на пример 49.0 Герц - соль субконтр-октава - 98.0 Герц - соль на октаву выше и т.д) .
1,1,0.5,1,1,1,0.5 - это МАЖОРНАЯ гармония ПРИНЯТАЯ ЗАПАДОМ как мажорная гармония.И на том весь сегодняшний звук строится.Восток считает иначе,но мы к такому раскладу просто не привыкли.

Isus
()

Бросай пить утром по пятницам.

Gharik
()

Куда всё девается? Особенно деньги...

Сабж

Energizer
()

цветов бесконечно много

jedy ★★
()
Ответ на: комментарий от Xellos

>Похоже на натяжку. И вообще как-то сумбурно написано. Берутся какие-то биты, по ним вычисляется экспонента... Почему биты-то? Кто сказал, что информация для человека измеряется в битах?

Блин, да измеряй ты её как хочешь, в ньютонах киловаттах... Чем тебе биты не угодили? Есть более удобная единица измерения?

anonymous
()
Ответ на: комментарий от geekkoo

RGB не может дать всю гамму цветов, которую воспринимает человеческий глаз, равно как и CMYK. Не звездите.

AndreyKl ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от suxov

Попервоначалу, в 11 веке, была система "гексахордов". Почему она была именно такой – отдельный интересный разговор, но пока без него можно обойтись. Гексахорд представлял собой последовательность из шести звуков, а именно:
ut-re-mi-fa-sol-la.
Эти слоги были придуманы Guido d’Arezzo и были начальными в каждой строчке гимну Святому Иоанну. В 14 веке ut был заменен на do ради вокального удобства (во Франции до сих пор используют ut). Эти ноты не были абсолютными, но могли размещаться в разных «тональностях». Таких тональностей было всего три. А именно:
g-a-h-c-d-e
c-d-e-f-g-a
f-g-a-b-c-d
Та
ким образом тогдашний вокально-хоровой диапазон начинался от соль большой октавы: g-a-h-c-d-e-f-g-a-b-c-d (поскольку грегорианский хорал пелся исключительно мужчинами). Этот строй был похож на наш, но по сравнению с ним был ниже более чем на нынешних полтона. Но это сейчас не важно.

В 14 веке система гексахордов пала в связи с переходом на семиступенный звукоряд (почему – тоже отдельный разговор, см. ниже), и для седьмой ступени был использован слог si, что озаначало аббревиатуру от слов Santo Joannes (буквы i и j тогда читались одинаково). Но теперь в «трёх тональностях» (G, C и F), которые по традиции всё ещё сохраняли своё значение, появилась новая нота, которая вклинилась между f и g (в современной записи «по-немецки» это fis, т.е. полный звукоряд стал g-a-h-c-d-e-f-fis-g-a-b-c-d. C этим fis надо было что-то делать. В этот исторический момент произошли следующие вещи:
1) диапазон хора расширился за счёт появления в нём ангельских голосов (хор мальчиков);
2) и, следовательно, b и h, прежде мирно жившие на расстоянии большой септимы друг от друга, столкнулись на расстоянии малой секунды;
3) в связи со столкновением f и fis, а также b и h, произошло, во-первых, вклинивание новых клавишей в уже устоявшуюся клавиатуру (в те поры в качестве инструмента с фиксированным строем использовался орган, и эти новые клавиши стали располагать в заднем высоком ряду, нижние и верхние клавиши были одинаково тёмными, из полированного дерева), а, во-вторых, в связи с этим вклиниванием, произошло некое понимание того, что имеют место варианты уже существующих клавиш;
4) релятивные названия ступеней гексахорда (а теперь уже гептахорда, от слова «hepta», по-гречески «семь») стали употребляться как абсолютные, вытеснив собой буквенные обозначения, сохранившиеся за пределами Италии (в Германии, Англии, Нидерландах).

Некоторое время обе системы, буквенная и слоговая, сосуществовали, и си в верхней части певческого диапазона стали называть b quadro (т.е. бэ квадратное), а си бемоль – b molle (т.е. бэ мягкая). При этом в нижней части диапазона си по-прежнему называлась h. Вот такая была «каша».От b quadro и b molle впоследствии произошли французские слова, по-русски звучащие как бе-кар и бе-моль. Но использоваться они стали уже не для обозначения нот, но как знаки альтерации. А нота между f и g стала называться fa diesis, от греческого «половина звука».

Итак, на вторичность диезов и бемолей повлияли:
а) семиступенный звукоряд, преимущества которого заключаются в том, что в нём имеет место необходимое и достаточное количество «интервалов смежности», а именно всего два – большая и малая секунда (один интервал смежности делает системы аморфной, больше двух – избыточной);
б) особое строение клавиатуры, которое формировалось постепенно – в ровный ряд клавиш пришлось вставлять дополнительные клавиши.

Надо сказать, что попытки уравнять в правах натуральные и альтерированные ступени звукоряда предрпринимались. Так, например, система абсолютного сольфеджио немецкого педагога по имени Carl Eitz (первая половина 20 века) предусматривает двенадцать различных слогов, среди которых пять, обозначающих ступени, известные нам в качестве альтерированных, не являются производными от остальных семи.

по теме

suxov ★★
()

Классиков почитай, Гермеса Трисмегиста например...

"Семь металлов создал свет
по числу семи планет"

bugmaker ★★★★☆
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.