Дискриминация программистов как двигатель дизайна Apple
На сайте Hacker News Франсиско Толмаски, программист, в прошлом работавший в Apple над Safari для iPhone, а затем основавший стартап 280 North, делится секретом дизайнерских успехов Apple. По его словам, всё дело в том, что там всем заправляют дизайнеры, а программистам не дают слова и заставляют исполнять любую прихоть. Самое интересное - он этой ситуацией вполне доволен и рассказывает о ней с нескрываемой гордостью.
«Когда начинаешь с „ограничений“ и „обходишь“ их, пока не получится результат, получается принципиально менее творческий продукт. Это очень хорошо заметно по людям, основная работа которых - программирование: их видение совершенно застлано проблемами реализации.
И это не философский идеализм. Я наблюдал это сам. Наши дизайнеры в Apple, когда делали iPhone, даже не подозревали, что сложно, а что просто реализовать на куда более ограниченной платформе, чем веб, но мы сделали, чтобы всё работало. У нас были совершенно невероятные решения, и мы жаловались на это, но если постараться, то можно сделать всё, что угодно. Временами нам, конечно, приходилось идти на компромиссы или снова обращаться к дизайнерам. Но это просто часть процесса. Я убеждён, что в итоге результат вышел лучше, потому что от нас требовалось испробовать все возможные пути, прежде чем что-то менять. Люди дивятся великолепным дизайном продуктов Apple, а секрет на самом деле прост: в Apple дизайнеры выше в иерархии, чем программисты - как это и должно быть. Мысль о том, что дизайнеры должны упрощать жизнь программистам ведёт к второсортным продуктам.
В этом вся соль проблемы: дизайн учитывает лишь конечный продукт, а не сложности, связанные с реализацией. Я реже слышу фразу „он не понимает ограничений“ и чаще „ох, это будет сложно сделать, нельзя ли получить упрощённую версию?“. Многие годы (пока CSS не улучшили), мы слышали вещи вроде вопросов „действительно ли нам нужны скруглённые углы?“ и „необходим ли этот градиент?“. И это нормально. Я понимаю, что существуют дедлайны, но если ориентироваться только на них, то получится, что лучшим дизайнером будет считаться просто лучший по соблюдению сроков.»
Похоже, в Apple всё устроено действительно именно так, как он говорит. Вот выдержка из интервью бывшего директора Apple Джона Скалли, подтверждающая всё сказанное:
«Анекдотичная история - мой друг был на встречах Apple и Microsoft в один и тот же день, и это было не ранее чем год назад - то есть не так давно. Он пришёл на встречу в Apple (он один из вендоров компании), и когда в комнату вошли дизайнеры, все разговоры затихли. Потому что дизайнеры - наиболее уважаемые люди в компании. Все знают, что дизайнеры отчитываются непосредственно перед Стивом и говорят от его имени. Apple - единственная компания, где дизайнеры отчитываются прямо перед исполнительным директором.
Потом в тот же день он был в Microsoft. Когда он вошёл в комнату, все болтали, а потом началась встреча, и никаких дизайнеров не пришло вовсе. Вокруг сидели технари и каждый пытался подбросить свою идею при обсуждении дизайна. Это рецепт для катастрофы.»
http://blogs.computerra.ru/3550
Вот так. Фирма Джобса привлекает пользователя дизайном, Майкрософт - агрессивным маркетингом. И только в Линуксе программер чувствует себя хозяином положения :)