Была как-то новость, что Гребня собираются отлучить от церкви. Кто знает, отлучили или нет и что думает сам Борис?
Новость звучала так:
«В Туле Миссионерский центр Русской православной церкви провел процесс над известным рок-музыкантом Борисом Гребенщиковым и предложил отлучить его от Церкви. Таких процессов не было в России сто лет, и последним, кого предали анафеме подобным образом, был писатель Лев Николаевич Толстой.
По мнению представителей Церкви, БГ виноват в оккультизме, экуменизме и отпадении от православия. Слушание было открытым, а вынести свой вердикт могли все желающие. Главными доказательствами того, что творчество и философия музыканта опасны для православия, служили его интервью и песни. Проанализировав эти материалы, присяжные пришли к выводу, что Борис Гребенщиков отпал от Церкви и проповедует религиозные учения, не относящиеся к христианству. Правда, при этом все церковные деятели отметили, что творчество БГ с точки зрения искусства является абсолютным прогрессом и нельзя закрывать глаза на вклад музыканта в развитие русской культуры.
Вынесенный приговор, в котором говорилось, что отныне считать музыканта православным человеком нельзя, еще не означает анафему, но, по словам известного религиоведа Александра Дворкина, должен предупредить музыканта о том, что его жизненная позиция не совместима с учениями Христа. Сам Дворкин упрекает Гребенщикова, прежде всего, в том, что он запутался в религиозных принципах:
– Я поддерживаю позицию «общественного суда» – в том, что Гребенщиков не православный, что у него каша в голове. Он должен как-то определиться, потому что нельзя одновременно быть православным и буддистом, и поддерживать при этом тоталитарную секту Саи-Бабы, называть его богом, и принимать посвящение от лидера другой тоталитарной секты Шри Чинмоя.
Приговор вызвал множество споров в церковной среде. На сторону музыканта встал духовный наставник многих рокеров игумен Сергий (Сергей Рыбко).
– У него есть вещи более православные, чем некоторые произведения А.С. Пушкина, например, «Серебро Господа моего» и др. Они прозвучали на всю Россию в такое время, когда вера православная преследовалась властью, что заставило задуматься о смысле жизни и вере миллионы русских юношей и девушек. Если из этих миллионов хотя бы сотни, хотя бы десятки в конечном итоге пришли в Православную церковь – какой это уже великий плод! А пришли ведь тысячи! – считает священник.
Сам Гребенщиков знает о том, что, возможно, будет отлучен от Церкви, но никак не комментирует это обстоятельство, считая его несерьезным, ведь в наши дни Церковь отделена от государства, и анафема для современного человека не так страшна, как во времена Толстого, когда религиозные деятели были наделены еще и гражданской властью».